5 марта 2010 г. |
Дело N А35-10543/2009 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: не явились, надлежаще извещены;
от общества с ограниченной ответственностью "Лотос": Федосова Д.А., представителя по доверенности от 16.02.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лотос" на решение Арбитражного суда Курской области от 14.12.2009 по делу N А35-10543/2009
(судья Петрова О.И.) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лотос" о привлечении к административной ответственности на основании ст.6.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лотос" о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.14 КоАП РФ, выразившегося в обороте этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, и конфискации алкогольной продукции.
Решением от 14.12.2009 суд удовлетворил заявленные требования.
ООО "Лотос" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.14 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 100000 руб., в федеральную собственность конфискован изъятый на основании протокола изъятия вещей и документов от 14.10.2009 товар, являющийся предметом административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального права.
При этом, общество ссылается на то, что не должно нести ответственность по ст.6.14 КоАП РФ поскольку факт совершения в его действиях указанного правонарушения не подтверждается представленными материалами дела.
В судебное заседание Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
05.10.2009 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области вынесено распоряжение N 3475 о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Лотос" сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области - главными специалистами-экспертами отдела защиты прав потребителей: Лавриненко В.И., Егоровой Л.Л., Степановой Е.М.., специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Поваляевой Е.Ф., главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Авериной С.Б., специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Юшковой Е.Б., старшим специалистом 1 разряда отдела санитарного надзора Гординой М.М.
14.10.2009 специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области проведена проверка складского помещения ООО "Лотос" расположенного по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, д.1-б, составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов.
14.10.2009 Управление Роспотребнадзора по Курской области по протоколу о взятии проб и образцов алкогольной продукции ООО "Лотос", в присутствии зав.складом Барышниковой С.П., понятых Доценко Д.В., Горбунова С.В., Торубарова С.В. изъято слудующее имущество: коньяк российский трехлетний "Три звездочки" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 29 бут, производства ОАО "Дербенский коньячный комбинат" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Дербент, пер. Красноармейский, д. 56, крепость 40 % об., дата розлива 26.09.2007); коньяк российский четырехлетний "Мой Дагестан" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 53 бут, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 40 % об., дата розлива 22.02.2007); коньяк российский пятилетний "Пять звездочек" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 11 бут, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 42 % об., дата розлива 05.02.2008.
14.10.2009 Управление Роспотребнадзора по Курской области вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Лотос" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в срок до 06.11.2009.
Определением от 14.10.2009 Управления Роспотребнадзора по Курской области назначена экспертиза в отношении изъятого товара на соответствие требованиям ГОСТ Р 51618-2000 по органолептическим показателям (по наличию осадка).
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 6271 от 16.10.2009 аккредитованной лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области", представленная на экспертизу спиртосодержащая продукция, а именно: коньяк российский четырехлетний "Мой Дагестан" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 40 % об., дата розлива 22.02.07г.) не соответствует требованиям ГОСТ Р 51618-2000 по наличию осадка, что отражено также в экспертном заключении N 10-03-19/2430.
Как следует из протокола лабораторных испытаний N 6270 от 16.10.2009 аккредитованной лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области", представленная на экспертизу спиртосодержащая продукция, а именно: коньяк российский трехлетний "Три звездочки" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. производства ОАО "Дербенский коньячный комбинат" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Дербент, пер.Красноармейский, д.56, крепость 40 % об., дата розлива 26.09.2007) не соответствует требованиям ГОСТ Р 51618-2000 по наличию осадка, что отражено также в экспертном заключении N 10-03-19/2431.
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний N 6272 от 16.10.2009 аккредитованной лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области", представленная на экспертизу спиртосодержащая продукция, а именно: коньяк российский пятилетний "Пять звездочек" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л., производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 42 % об., дата розлива 05.02.2008) не соответствует требованиям ГОСТ Р 51618-2000 по наличию осадка, что отражено также в экспертном заключении N 10-03-19/2432.
По результатам проверки с участием исполнительного директора Головенко В.М., заместителя директора Сумановой С.М., главного бухгалтера Завалишиной В.В., зав.складом Барышниковой С.П., менеджера Христинина А.Ю., оператора ЭВМ Глазуновой Н.В. был составлен акт проверки N 888 от 14.10.2009.
В акте указано, что в нарушение требований законов РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ст.3), "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ст. 25, 26), в обороте находилась алкогольная продукция трех наименований не соответствующая требованиям государственного стандарта по наличию осадка: коньяк российский трехлетний "Три звездочки" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 29 бут, производства ОАО "Дербенский коньячный комбинат" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Дербент, пер. Красноармейский, д. 56, крепость 40 % об., дата розлива 26.09.07г.); коньяк российский четырехлетний "Мой Дагестан" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 53 бут, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 40 % об., дата розлива 22.02.2007); коньяк российский пятилетний "Пять звездочек" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 11 бут, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 42 % об., дата розлива 05.02.08г., что подтверждается экспертными заключениями ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области".
23.10.2009 Управлением Роспотребнадзора по Курской области по результатам проверки в отношении ООО "Лотос" составлен протокол N 628 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.6.14 КоАП РФ.
С целью привлечения общества к административной ответственности Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области обратилось в арбитражный суд.
Разрешая настоящий спор, суд правомерно исходил из доказанности факта совершения ООО "Лотос" вменяемого правонарушения, вины в его совершении и отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными правомерными выводами суда первой инстанции и полагает необходимым учитывать следующее.
Согласно статье 6.14 КоАП РФ за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде наложения штрафа в сумме от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Объективной стороной указанного правонарушения является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" закреплено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пункт 1 статьи 9 названного Закона устанавливает, что требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В ст.22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктом 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В соответствии с п.2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
В силу абз. 1 п. 140 гл. XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" вышеназванных Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт осуществления ООО "Лотос" закупки, поставки и розничной реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 51618-2000 по наличию осадка, то есть совершения правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.6.14 КоАП РФ, подтверждается представленными материалами дела.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При производстве оборота алкогольной продукции, у ООО "Лотос" имелась возможность осуществлять указанную деятельность с соблюдением изложенных требований законодательства, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения совершения вменяемого правонарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.14 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.14 КоАП РФ, последнее ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, в нарушение ст.65 АПК РФ не представило.
Нарушений процедуры и сроков привлечения ООО "Лотос" к административной ответственности, в действиях административного органа судом не установлено.
Учитывая, что ранее ООО "Лотос" к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекалось, суд посчитал указанные обстоятельства смягчающими и в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.4.2 КоАП РФ назначил административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной ст.6.14 КоАП РФ, в сумме 100 000 руб. 00 коп.
С учетом положений ст.3.3 КоАП РФ, санкция, предусмотренная ст.6.14 КоАП РФ, помимо основного наказания в виде наложения штрафа, в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Руководствуясь изложенными нормами суд правомерно принял решение о конфискации алкогольная продукция, являющейся предметом административного правонарушения - коньяк российский трехлетний "Три звездочки" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 29 бут, производства ОАО "Дербенский коньячный комбинат" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Дербент, пер. Красноармейский, д. 56, крепость 40 % об., дата розлива 26.09.07г.); коньяк российский четырехлетний "Мой Дагестан" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 53 бут, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 40 % об., дата розлива 22.02.07г.); коньяк российский пятилетний "Пять звездочек" в стеклянных бутылках емкостью 0,5л. в количестве 11 бут, производства ГУП "Кизлярский коньячный завод" (местонахождение изготовителя Россия, Р.Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, д. 60, крепость 42 % об., дата розлива 05.02.2008).
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт ООО "Лотос" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом не допущено.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ч.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.12.2009 по делу N А35-10543/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лотос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10543/2009
Истец: Лавриненко В. И., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области
Ответчик: ООО "Лотос"
Третье лицо: Отдел (подразделение) ФССП по ЖАО г. Курска
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-651/10