14 марта 2011 г. |
Дело N А48-3369/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
от органа Пенсионного фонда: представители не явились, надлежаще извещен,
от Главы крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппова Федора Акимовича: представители не явились, надлежаще извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппова Федора Акимовича на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2010 по делу N А48-3369/2010 (судья Пронина Е.Е.), принятое по заявлению Главы крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппова Федора Акимовича (ИНН 5717101410, ОГРН 1025702659960) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области о признании недействительным требования N 70/11 от 15.03.2010,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппов Федор Акимович (далее - Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнения) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (далее - орган Пенсионного фонда, Управление) о признании недействительным требования N 70/11 от 15.03.2010 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, и штрафов" за 2009 год.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Глава КФХ обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, отменив требование Управления.
В обоснование апелляционной жалобы Глава КФХ Филиппов Ф.А. ссылается на то, что он не является индивидуальным предпринимателем, в силу чего он не является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и, как следствие не обязан уплачивать страховые взносы.
Представители лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство "Филиппов Ф.А." (далее - КФХ "Филиппов Ф.А.") создано на основании постановления главы Администрации Мценского района Орловской области от 07.10.1992 N 522.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц КФХ "Филиппов Ф.А." зарегистрировано в качестве юридического лица, главой КФХ "Филиппов Ф.А." является Филиппов Федор Акимович.
В качестве страхователя Филиппов Федор Акимович с 16.10.1992 зарегистрирован в УПФР в г. Мценске и Мценском районе Орловской области.
15 марта 2010 года в адрес заявителя Управлением направлено требование N 70/11 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, согласно которому Главе КФХ Филиппову Ф.А. предлагалось уплатить недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2009 год в сумме 4850 руб. и пени в сумме 429, 57 руб.
Не согласившись с указанным решением, Глава КФХ Филиппов Ф.А. обратился в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы КФХ.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (пункт 3 статьи 23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 239-ФЗ, срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств продлен до 01.01.2013.
На такие КФХ нормы Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно статье абзацу 1 пункта 1 статьи 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N 167-ФЗ) (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 7 Закон N 167-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа (далее - Правила).
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ).
Таким образом, для целей налогообложения глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.
Изложенное также согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 N 15749/04, согласно которой нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям.
В силу вышеизложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Глава КФХ "Филиппов Ф.А." Филиппов Ф.А. не обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, поскольку не является индивидуальным предпринимателем, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванных Правил размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. В случае, если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Закона N 167-ФЗ, (то есть 150 руб.), уплата фиксированного платежа осуществляется в указанном минимальном размере.
Фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года (пункт 4 Правил). Уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (пункт 5 Правил).
Обязанность уплаты предпринимателями страховых взносов в минимальном размере, либо в размере, превышающем минимальный, обусловлена только стоимостью страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, исходя из которой рассчитывается ежемесячный размер фиксированного платежа.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2008 N 799 "О стоимости страхового года на 2009 год" стоимость страхового года на 2009 год утверждена в размере 7274, 40 руб.
Таким образом, две трети от суммы фиксированного платежа, подлежащие направлению Главой КФХ Филипповым Ф.А. на финансирование страховой части трудовой пенсии, составят на 2009 год - 4850 руб. (с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Конституционного суда РФ от 12.04.2005 N 164-О, 165-О и от 12.05.2005 N 183-О, а также в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.04.2006 N 107).
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 167-ФЗ сроки.
Отношения, возникающие в процессе обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 года регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Из изложенного следует, что основанием для направления страхователю требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается имеющимися материалами дела, органом Пенсионного фонда в связи с неуплатой страховых взносов на страховую часть пенсии за 2009 год в сумме 4850 руб. в адрес Главы КВХ Филиппова Ф.А. было направлено требование от 15.03.2010 N 70/11. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов содержатся сведения о сумме задолженности и размере пеней, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов за 2009 год в сумме 4850 руб. и пени в сумме 429, 57 руб. подтверждено документально, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным требования органа Пенсионного фонда от 15.03.2010 N 70/11 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Довод Главы КФХ о том, что деятельность хозяйства в течении последних трех лет не осуществлялась, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для его освобождения от уплаты страховых взносов, поскольку в силу статьи 28 Закона N 167-ФЗ фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, вне зависимости от получения дохода.
Доказательств прекращения предпринимательской деятельности крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А.", главой которого является Филиппов Ф.А., заявителем судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2010 по делу N А48-3369/2010 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппова Федора Акимовича - без удовлетворения.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса и статьи 333.21 НК РФ подлежат отнесению на лицо, обратившееся с жалобой.
Учитывая, что по квитанции от 22.01.2011 заявителем за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., излишне уплаченная пошлина в сумме 900 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2010 по делу N А48-3369/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппова Федора Акимовича - без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского хозяйства "Филиппов Ф.А." Филиппову Федору Акимовичу (ИНН 5717101410, ОГРН 1025702659960) из федерального бюджета 900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3369/2010
Истец: Глава КФХ "Филиппов Ф. А." Филиппов Ф. А., Глава КФХ "Филиппов Ф. А." Филиппов Федор Акимович
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в г Мценске и Мценском р-не