15 июля 2011 г. |
Дело N А72-8715/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю., судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бобылевой А.А.,
при участии в заседании:
от истца - до перерыва Однакова И.С., представитель по доверенности N 01/09 от 20.01.2009 г.., после перерыва представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области) - Фомина Ю.Г., представитель по доверенности N 58 от 11.01.2011 г..,
от ответчика (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 - 12 июля 2011 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2011 г.. по делу N А72-8715/2010 (судья Крамаренко Т.М.),
по иску открытого акционерного общества "АлМет" (ИНН 7328012634, ОГРН 1027301570097), г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "АлМет", г.Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск и к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), г.Москва, в котором просит обязать надлежащего ответчика в 2-х недельный срок с момента принятия судом решения заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по адресу: г.Ульяновск, 24-й проезд Инженерный, под домом N 3, на указанных в прилагаемом проекте договора условиях.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2011 г.. исковые требования Открытого акционерного общества "АлМет" удовлетворены частично. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Открытым акционерным обществом "АлМет" договор купли-продажи земельного участка площадью 34 782,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, проезд Инженерный, 3, с разрешенным использованием - под производственную базу, имеющего кадастровый номер 73:24:021108:1, на условиях, изложенных в предложенном указанным обществом проекте договора купли-продажи. В иске к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 г.. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 05.07.2011 на 12 час. 40 мин.
Представитель ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области) в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным, просила суд решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, по изложенным в отзыве основаниям. Просила приобщить к материалам дела копии свидетельств о государственной регистрации права и кадастрового паспорта, часть переписки между обществом и госорганами за 2007-2010 гг. На обозрение суда представлены подлинники указанных документов. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области не возражал против приобщения к материалам дела копии свидетельств о государственной регистрации права и кадастрового паспорта.
Ответчик (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва) надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку в суд своих представителей не обеспечил.
Судебная коллегия, считает необходимым ходатайство представителя истца удовлетворить, приобщить к материалам дела копии свидетельств о государственной регистрации права от 01.02.2000 г.. и 30.06.2011 г.., копию кадастрового паспорта от 22.06.2011 г.., переписку между обществом и госорганами за 2007-2010 гг. Подлинники указанных документов возвращены судом представителю истца.
В судебном заседании 05.07.2011 г.. объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 12 июля 2011 г..
Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
После перерыва истец и ответчик (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в августе 2005 года ОАО "Алмет" обратилось в ТУ ФАУФИ по Ульяновской области с заявкой на приватизацию земельного участка площадью 34782,7 кв.м., кадастровый номер 73:24:021108:0001, на котором расположена производственная база, принадлежащая заявителю на праве собственности. К заявке заявитель приложил следующие документы: постановление мэра г.Ульяновска N 4438 от 31.12.1998 года, свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 24-2-03891 от 19.08.1999 года, кадастровый план земельного участка, свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества (серия АС N 056930 от 01.02.2000 года), техпаспорт на объект недвижимого имущества, справка БТИ адреса Строения, План приватизации ПМУ N 9, справка управления архитектуры и градостроительства об отсутствии ограничений, бухгалтерский баланс на 01.07.2005 года, Устав, протокол о назначении генерального директора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, доверенность на представителя от 01.07.2005 года.
28.12.2005 г.. ТУ ФАУФИ по Ульяновской области принято распоряжение N 554-р , в котором ОАО "АлМет" был предоставлен в собственность (за плату) земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 24-й проезд Инженерный, 3, под производственной базой, общей площадью 34782,7 кв.м.
Исходя из представленного в материалах дела расчета, выкупная цена земельного участка составила 2 582 615 руб. 48 коп.
Распоряжением N 160-р от 03.08.2007 года внесены изменения и дополнения в распоряжение N 554-р от 28.12.2005 года.
Исходя из пункта 4 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 2881-р, РФФИ N 153 от 21.08.2002 года "О порядке взаимодействия Министерства имущественных отношений РФ и Российского фонда Федерального имущества при приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся до приватизации в федеральной собственности" РФФИ в течение 14 рабочих дней с момента подписания передаточного акта на основании материалов, поступивших из Минимущества России, заключает договор купли - продажи земельного участка.
ТУ ФАУФИ по Ульяновской области и филиалом РФФИ в Самарской области 06.08.2007 года подписан акт приема-передачи документов, являющихся основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка с ОАО "АлМет".
10.09.2007 года Филиал РФФИ в Самарской области направил ОАО "АлМет" проект договора N 2007-554-р/9-У, в котором отсутствует подпись руководителя (продавца), оттиск печати, не указана дата его заключения.
Как установлено постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 года по делу N А72-7427/2007 истец письмом от 20.09.2007 года обратился в адрес ТУ ФАУФИ с просьбой внести в распоряжение от 28.12.2005 года N 554-р изменения в части стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с тем, что неоднократно направленный истцом проект договора ответчиком не подписан, истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность регулируются статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Пунктом 1, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 года N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно постановления Правительства N 432 от 05.06.2008 года "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Пунктом 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с приказом N 591 Минимущества РФ от 19.12.2003 года, приказом N 113 Росимущества от 11.10.2004 года, приказом Росимущества N 117 от 27.06.2008 года уполномоченным органом по управлению и распоряжению федеральным имуществом на территории Ульяновской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, реорганизованное в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (приказ N 63 от 15.03.2009 года).
В соответствии с "Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области" ТУ Росимущества по поручению Агентства осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ТУ Росимущества отсутствует поручение от Росимущества, г. Москва на реализацию указанного земельного участка судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку отсутствие у Территориального управления Росимущества в Ульяновской области (ответчика) соответствующего поручения Росимущества на заключение договора купли-продажи само по себе не является основанием для отказа в реализации земельного участка в собственность заявителю.
Учитывая изложенное судом первой инстанции правомерно установлено, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выкупная цена земельного участка должна составлять 2 582 615 руб. 48 коп. является необоснованным исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких лиц относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
В связи с чем, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что объекты недвижимого имущества (производственная база), под которыми выкупается земельный участок, приобретены истцом в процессе приватизации.
Из выписки из кадастрового паспорта земельного участка от 25.02.2011 года следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 38 555 927 руб. 29 коп.
В связи с чем, судом первой инстанции правомерно установлено, что выкупаемая цена земельного участка составляет 963 898 руб. 17 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у Территориального управления отсутствуют правовые основания для передачи в собственность части земельного участка несобственникам железнодорожного пути и асфальтового покрытия является необоснованным исходя из следующего.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что Литер Б - здание, б1- холодный пристрой, Г - эстакада, основное здание и эстакада соединены сообщаются между собой через холодный пристрой б1. Согласно представленному в материалах дела плану земельного участка здание (Литер Б по плану недвижимого имущества) имеет наименование Корпус N 109.
Согласно материалам дела корпус N 109 (производственная база) перешел в собственность ОАО "АлМет " в процессе приватизации.
Представленной в материалах дела выпиской из ЕГРП от 24.02.2011 года подтверждается, что записи о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - железнодорожный путь, адрес: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр. 24 Инженерный, д. 3, отсутствуют.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что железнодорожный путь находится на спорном земельном участке и является принадлежностью корпуса N 109 и как составная часть корпуса вошел в состав приватизированного имущества.
При определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В настоящее время право собственности на железнодорожные пути зарегистрировано за ОАО "АлМет".
Судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю N 3720 от 15.12.1992 года в постоянное (бессрочное) пользование арендному предприятию Производственно-монтажное управление - 9 был передан земельный участок площадью 3,44 га под размещение производства.
Арендное предприятие Производственно-монтажное управление -9 было преобразовано в акционерное общество "АлМет" и в настоящее время указанный земельный участок используется ОАО "АлМет".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 25.02.1011 года земельный участок площадью 34 782,7 кв.м. имеет разрешенное использование "под производственную базу", в графе "характеристика земельного участка" указано: занят и необходим для использования производственной базы площадью 12 010,36 кв.м.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются нормативно обоснованными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам настоящего дела.
Доводы ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области), изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба ответчика не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При таких данных выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований являются правомерными, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, апелляционная жалоба истца подлежит удовлетворению, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2011 г.. по делу N А72-8715/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8715/2010
Истец: ОАО "АлМет"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению имуществом в Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом( Росимущество), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5139/11