г. Санкт-Петербург
12 июля 2011 г. |
Дело N А21-10344/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Куклиной Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8829/2011) ООО "Балтийский курорт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2011 г.. по делу N А21-10344/2010 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Балтийский курорт"
к 1) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области, 2) Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
3-е лицо Правительство Калининградской области
о признании незаконным протокола
при участии:
от заявителя: Шуманов В.Ю. доверенность от 04.10.2010 г.., паспорт
от заинтересованных лиц: 1) Баймаков А.В. доверенность от 15.10.2010 г.., паспорт, 2) не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт" (далее - ООО "Балтийский курорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области (далее - ФГУ "ЗКП"; Учреждение); Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра) с заявлением:
- признать незаконным Протокол (решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области) изменения экономической характеристики N б/н от 15.06.2010 г.. в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 1 037 854 600 руб.;
- признать незаконными действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области по внесению 15.06.2010 г.. в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик (конкретных значений) общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 1 037 854 600 руб.;
- обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области восстановить с 15.06.2010 г.. прежние записи в государственном кадастре недвижимости с указанием экономических характеристик (конкретных значений) общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 34 882 594 руб.
Определением суда от 02.02.2011 г.. года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Калининградской области (далее - Правительство К/О).
Решением суда от 23.03.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит решение от 23.03.2011 г.. отменить, заявленные требования удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о возможности применения к спорному участку среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов 8 группы разрешенного использования в г. Балтийске в размере 2358,74 руб./кв.м., который утвержден постановлением от 28.11.2008 г.. N 769 (Таблица N 3).
По мнению подателя апелляционной жалобы, вид (группа) разрешенного использования спорного участка не установлен. Поскольку спорный участок расположен в разных кадастровых кварталах, которые имеют разные экономические характеристики, в отношении этих кадастровых кварталов удельные показатели кадастровой стоимости не утверждены постановлением правительства Калининградской области от 28.11.2008 г.. N 769, то установление новой кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Таблицей 3 Приложения к постановлению правительства Калининградской области N 769 является неправомерным.
В судебном заседании заявитель апелляционную жалобу поддержал. Представитель ФГУ "ЗКП" просил оставить в силе решение суда.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Управление Росреестра и Правительство Калининградской области своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником земельного участка общей площадью 440 000 кв.м. с кадастровым номером 39:14:000000:14, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования (цель предоставления) - под проектирование и строительство рекреационного района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.09.2009 г.. серия 39-АА N 726813.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) от 07.09.2009 г.. N 39/09-ВСЗУ-149322 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 34 882 594 руб.
Заявитель указывает, что из выписки из ГКН от 28.09.2010 г.. N 39/10- ВСЗУ-166437 Общество узнало, что кадастровая стоимость земельного участка стала составлять 1 037 854 600 руб., а в графе 16 "Особые отметки" указано, что "кадастровая стоимость на 01.01.2010 г.. составляет 34 882 594 руб.".
С целью установления даты и основания для изменения экономической характеристики земельного участка Общество направило в адрес ФГУ "ЗКП" запрос, на который был получен ответ от 21.10.2010 N 4338-11/01-31 о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 1 037 854 600 руб. были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Протокола (решения) изменения экономической характеристики Nб/н от15.06.2010 г..
Общество, не согласившись с решением и действиями ответчиков по внесению в ГКН 15.06.2010 г.. изменения экономической характеристики указанного земельного участка, считая их незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.04.2000 г.. N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 2 и 5 названных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель (пункт 11 Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г.. N 39 (далее - Приказ N 39).
Согласно пункту 1.2 Приказа N 39 методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.16. В пункте 1.2.8 указаны земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (к которым исходя из правоустанавливающих документов и пункта 9 кадастрового паспорта по состоянию на 07.09.2009 г.. относится спорный земельный участок).
Согласно пункту 2.2 и подпункту 2.2.7 Приказа N 39 кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10, в том числе в составе разрешенного использования, указанного в подпункте 1.2.8 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения), определяется путем умножения определенного в порядке пункта 2.2 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка (при этом земельный участок должен быть отнесен только к одной группе земельных участков - подпункт 2.2.4).
Как следует из материалов дела и подтверждено сторонами, в спорный земельный участок входят обособленные участки, учтенные в 2003 г.., а именно участок: 39:14:01-06-34:0007 площадью 30154кв.м., участок: 39:14:01-06-34:0006 площадью 31582кв.м., участок: 39:14:01-06-02:0003 площадью 93964кв.м. (л.д. 59-79 том 1), расположенные в разных кадастровых кварталах.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г.. N 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 г.. N 222.
Согласно подпункту 2.1.15 названных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок, в соответствии с разделом 2.1 Методических указаний.
В силу подпункта 2.1.3 Методических указаний кадастровая стоимость ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости (УКДС) земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Как следует из объяснений ФГУ "ЗКП", кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 34 882 594 руб., отраженная в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из ГКН по состоянию на 07.09.2009 г.., пункте 16 выписки из ГКН по состоянию на 28.09.2010 г..) была установлена именно в соответствии с вышеуказанными правилами ее определения на основании постановления Администрации Калининградской области от 10.01.2003 г.. N 7 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области".
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области, проведенной в 2007 г..-2008 г.. по состоянию на 01.01.2007 г.., утверждены постановлением правительства Калининградской области от 28.11.2008 г.. N 769.
Вместе с тем спорный земельный участок и входящие в его состав обособленные участки в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Калининградской области, учтенных по состоянию на 01.01.2007 г.. для целей проведения их кадастровой оценки, не были включены, в связи с чем постановлением правительства Калининградской области от 28.11.2008 г.. N 769 (с изменениями, внесенными постановлением Калининградской области от 26.02.2009 г.. N 107) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов (Таблица N 2 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калининградской области"), в пределах которых расположен спорный земельный участок, не были утверждены.
В соответствии с оспариваемым решением ФГУ "ЗКП" об изменении экономических характеристик (актуализации кадастровой стоимости) земельных участков, отнесенных к категории "земли населенных пунктов" (протокол от 15.06.2010 г..) кадастровая стоимость спорного земельного участка указана по состоянию на 15.06.2010 г.. в сумме 1 037 845 600 руб., определенной согласно объяснениям ФГУ "ЗКП", путем умножения среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м. земель с разрешенным использованием как предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, утвержденного постановлением правительства Калининградской области от 28.11.2008 г.. N 769 для Балтийского муниципального района (Таблица N 3 "Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Калининградской области").
Между тем Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (приказ N 39), как и Методическими указаниями (Приказ N 222) применение средних значений УКДС для муниципальных районов (городских округов, населенных пунктов) предусмотрено для определения кадастровой стоимости земельных участков в разрезе иных видов разрешенного использования (указанных в подпунктах 1.2.13-1.2.15 Приказа N 39), в связи с чем апелляционный суд соглашается с доводом апелляционной жалобы о неправомерности применения ФГУ "Земельная кадастровая палата" Таблицы N 3 - Приложение к постановлению правительства Калининградской области от 28.11.2008 г.. N 769 при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, ФГУ "ЗКП" при вынесении оспариваемого решения и внесении экономических показателей в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка по состоянию на 15.06.2010 г.. нарушены правила определения кадастровой стоимости земельных участков, установленные вышеназванными Методическими указаниями, кроме того, нарушен установленный этими же Методическими указаниями порядок (процедура) определения кадастровой стоимости (пункт 1.3, пункт 1.6 Методических указаний, утвержденных Приказом N 222).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено ФГУ "ЗКП", в Калининградской области функции управления Роснедвижимости по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области, в связи с чем в удовлетворении заявления Общества в отношении Управления Росреестра по Калининградской области надлежит отказать.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению в соответствии с частью 2, пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 марта 2011 года по делу N А21-10344/2010 отменить.
Признать незаконным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области, оформленное протоколом от 15.06.2010 г.., в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 1 037 854 600 руб.
Признать незаконными действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области по внесению 15.06.2010 г.. в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 1 037 854 600 руб.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Балтийский курорт" путем исключения из государственного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере 1 037 854 600 руб.
В отношении Управления Росреестра по Калининградской области в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10344/2010
Истец: ООО "Балтийский курорт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" КО, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области
Третье лицо: Правительство К/О, Правительство Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17583/11
25.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17583/11
01.11.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18715/12
30.07.2012 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10344/10
12.05.2012 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10344/10
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17583/11
20.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17583/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17583/11
01.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9527/11
12.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8829/11
23.03.2011 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10344/10