12 января 2010 г. |
Дело N А14-13174/2009/456/22 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Воронежская сетевая компания": Крюкова В.А., представителя по доверенности от 17.11.2009;
от муниципального унитарного предприятия "Воронежская горэлектросеть": Сергеева И.Н., заместителя начальника юридического управления по доверенности N 161 от 11.06.2009;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Кварацхелия Е.В., специалиста-эксперта по доверенности N 04-16/2564;
от общества с ограниченной ответственностью "Сопроцессор": не явились, надлежаще уведомлены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 по делу N А14-13174/2009/456/22 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Воронежская сетевая компания" и муниципального унитарного предприятия "Воронежская горэлектросеть" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании незаконным решения от 28.04.2009 по делу N 48-10К о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 28.04.2009 о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Воронежская сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 28.04.2009 по делу N 48-10К о нарушении антимонопольного законодательства и предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства от 28.04.2009.
Определением от 26.08.2009 по делу N А14-13174-2009/456/22 заявление принято к производству.
Определением от 16.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены ООО "Сопроцессор" и МУП "Воронежская горэлектросеть".
МУП "Воронежская горэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 28.04.2009 по делу N 48-10К о нарушении антимонопольного законодательства в части пунктов 2,5 и предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства от 28.04.2009.
Определением от 24.08.2009 по делу N А14-9967-2009/431/22 заявление принято к производству. Определением от 22.09.2009 производство по делам N А14-13174-2009/456/22 и N А14-9967-2009/431/22 объединено. Делу присвоен номер N А14-13174-2009/456/22.
Решением от 12.10.2009 суд удовлетворил заявленные требования, указав, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 28.04.2009 по делу N 48-10К не соответствует требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В апелляционной жалобе Управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
При этом, антимонопольный орган указывает на то, что выводы суда об отсутствии нарушений со стороны ОАО "Воронежская сетевая компания" при проведении проверки приборов учета электрической энергии ООО "Сопроцессор", а также об отсутствии факта нарушения сетевой организацией антимонопольного законодательства, являются неверными и не могли быть положены в основу обжалуемого решения.
Кроме того, УФАС по Воронежской области ссылается на то, что судом не учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела.
Учредителями ОАО "Воронежская сетевая компания" являются МУП "Воронежская горэлектросеть" и Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-Строительная Фирма "Вик".
При этом доля участия МУП "Воронежская горэлектросеть" в уставном капитале ОАО "Воронежская сетевая компания" составляет 99,9 процентов обыкновенных (голосующих) акций, ООО Инвестиционно-Строительная Фирма "Вик" - 0,01 процента обыкновенных (голосующих) акций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 ФЗ "О защите конкуренции", хозяйственное общество и юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале этого хозяйственного общества, признаются группой лиц.
Учитывая указанные обстоятельства, ОАО "Воронежская сетевая компания" и МУП "Воронежская горэлектросеть" являются группой лиц и выступают на товарных рынках услуг по реализации и передаче электрической энергии как один хозяйствующий субъект.
При этом МУП "Воронежская горэлектросеть", как гарантирующий поставщик электрической энергии (специализированная организация, обеспечивающая гарантированное снабжение электрической энергии в своих границах зоны деятельности), не приняло все зависящие от него меры по обеспечению оказания ООО "Сопроцессор" услуг по реализации электрической энергии, что также является нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Сопроцессор" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица, в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей открытого акционерного общества "Воронежская сетевая компания", муниципального унитарного предприятия "Воронежская горэлектросеть", Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, апелляционная инстанция установила следующее.
01.01.2007 между ООО "Сопроцессор" ("Абонент") и МУП "Воронежская горэлектросеть" ("Гарантирующий поставщик") заключен договор поставки электрической энергии N 1735, согласно которому МУП "Воронежская горэлектросеть" обязуется поставить ООО "Сопроцессор" электрическую энергию в определенном настоящим договором количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а ООО "Сопроцессор" обязуется принять и оплатить электрическую энергию и заявленную мощность в сроки, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1 Договора).
Стороны приняли во внимание, что в связи с реформой электроэнергетики России МУП "Воронежская горэлектросеть" не осуществляет деятельность по предоставлению услуг по передаче электрической энергии, а привлекает для указанных целей сетевую организацию (п. 1.2. Договора).
В соответствии с п.2.2.5 Договора "Гарантирующий поставщик" имеет право беспрепятственного доступа к электрическим установкам и приборам учета (в том числе с представителями сетевой компании) для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.
Согласно п.3.1.8 Договора Абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ в любое время суток работникам сетевой организации и Гарантирующего поставщика к действующим электроустановкам и приборам коммерческого учета для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.
13.01.2009 ОАО "Воронежская сетевая компания" проведена проверка приборов учета электрической энергии в офисном помещении ООО "Сопроцессор".
В результате обследования приборов учета во встроенном помещении по адресу: ул.Минская, 19/2, проверяющими установлено: сорваны пломбы энергоснабжающей организации; имеется скрытая проводка помимо приборов учета. Данные факты отражены в акте проверки от 13.01.2009.
На основании акта проверки 16.01.2009 ОАО "Воронежская сетевая компания" направило в адрес ООО "Сопроцессор" уведомление о прекращении 22.01.2009 после 9 часов 00 минут подачи электроэнергии до устранения нарушений и оплате сумм по перерасчету (копия расчета начисления приложена к уведомлению). Уведомление вручено представителю ООО "Сопроцессор" Оболадзе Р.В. 16.01.2009, и 22.01.2009 подача электрической энергии в офисное помещение ООО "Сопроцессор" прекращена (акт от 22.01.2009 б/н).
Полагая, что проверка проведена в отсутствие потребителя либо его представителя (ООО "Сопроцессор"), составленный по результатам проверки акт не подписан потребителем либо его представителем, и не был вручен ОАО "Воронежская сетевая компания" потребителю для ознакомления, в акте отсутствует дата предыдущей проверки, а также объяснения потребителя по выявленному факту и его претензии к составленному акту, в акте отсутствуют сведения об отказе потребителя или его представителя от подписания составленного акта, а равно об отказе от присутствия при его составлении с указанием причин такого отказа, 11.02.2009 ООО "Сопроцессор" обратилось в УФАС по Воронежской области с заявлением о злоупотреблении ОАО "Воронежская сетевая компания" и МУП "Воронежская горэлектросеть" своим доминирующим положением, выразившемся в необоснованном прекращении электроснабжения офисного помещения ООО "Сопроцессор", находящегося по адресу: г.Воронеж, ул.Минская 19/2.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 48-10К подача электрической энергии ООО "Сопроцессор" возобновлена.
Рассмотрев заявление ООО "Сопроцессор" 28.04.2009 по делу N 48-10К УФАС по Воронежской области вынесло решение, в котором:
1. Признало факт наличия у Открытого акционерного общества "Воронежская сетевая компания" доминирующего положения на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии.
2. Признало действия Открытого акционерного общества "Воронежская сетевая компания" и Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" по экономически и технологически необоснованному прекращению оказания Обществу с ограниченной ответственностью "Сопроцессор" услуг по реализации и передаче электрической энергии злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
3. Прекратило производство по делу N 48-1ОК о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Воронежская сетевая компания" и МУП "Воронежская горэлектросеть" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
4. Выдало Открытому акционерному обществу "Воронежская сетевая компания" предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
5. Выдало Муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа и выданное на его основе предписание на соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают их права и законные интересы, открытое акционерное общество "Воронежская сетевая компания" и муниципальное унитарное предприятие "Воронежская горэлектросеть" обратились за защитой в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается незаконность оспариваемых решения и предписания УФАС по Воронежской области, и нарушения этими актами прав и законных интересов открытого акционерного общества "Воронежская сетевая компания" и муниципального унитарного предприятия "Воронежская горэлектросеть" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ.
Одной из форм монополистической деятельности в соответствии со ст.10 Закона о конкуренции является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, создание дискриминационных условий, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В силу ст.5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Согласно ст.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
При этом, в качестве энергоснабжающих организаций законом предусмотрены энергосбытовые организации, осуществляющие продажу другим лицам произведенной или приобретенной электроэнергии, а также гарантирующие поставщики - коммерческие организации, обязанные в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно п. п. 4, 5 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые: договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п.144 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в случае выявления неисправности или утраты расчетного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется на основании показаний контрольного прибора учета. В случае отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется, если договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) не установлено иное, на основании имеющихся статистических данных за аналогичный период предшествующего года, в котором определение объема потребления данным потребителем осуществлялось на основании приборов учета с учетом темпов изменения объема потребления электрической энергии по сравнению с указанным годом. Указанный способ расчета объема потребления электрической энергии используется при условии наличия статистики за период не менее одного года, если сетевая организация владеет или на основании договора с потребителем или гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) обслуживает расчетный прибор учета, а также в случае уведомления потребителем о выходе из эксплуатации или утрате принадлежащего ему и обслуживаемого им прибора учета в течение установленного договором срока для ремонта или замены прибора учета. В иных случаях расчет объема потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 145 - 147 настоящих Правил.
В соответствии п.155 Правил объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 настоящих Правил. Объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя либо, если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации, - с даты, не позднее которой она должна быть проведена.
Пунктом 158 Правил установлено, что сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние электрических сетей приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п.1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
В силу п. 2.11.18 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее Правил), утвержденных Приказом Минэнерго России N 6 13.01.2003 для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п. 2.11.17 указанных Правил обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
В соответствии с решением Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 23.10.2006 N 26/2МУП "Воронежская горэлектросеть" является гарантирующим поставщиком электрической энергии.
ОАО "Воронежская сетевая компания" является сетевой организацией организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Таким образом, процесс электроснабжения заявителя осуществляется двумя указанными хозяйствующими субъектами: гарантирующим поставщиком - услуги по реализации электрической энергии и сетевой организацией - услуги по передаче электрической энергии.
Приказом Управления от 30.05.2006 N 01-17/14-р МУП "Воронежская горэлектросеть" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр), по виду услуг - реализация электрической энергии с долей более 65 процентов, зона обслуживания в г.Воронеже.
Согласно п.2.2.5 и п. 3.1.8 Договора N 1735 от 01.01.2007 гарантирующий поставщик имеет право (в том числе с представителями сетевой организации), а Абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ в любое время суток работникам сетевой организации и Гарантирующего поставщика к действующим электроустановкам и приборам коммерческого учета для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.
В соответствии с п. п. 3.1.6, 3.2.3 договора, абонент обязуется обеспечивать сохранность на своей территории электрооборудования, воздушных и кабельных линий электропередачи, приборов учета, принадлежащих энергоснабжающей организации. В случае необеспечения сохранности или повреждения вышеуказанного оборудования, абонент возмещает затраты энергоснабжающей организации и ущерб, нанесенный третьим лицам за счет собственных средств, а также требовать проверки и замены приборов учета, находящихся на балансе энергоснабжающей организации при обнаружении их неисправности.
Таким образом, из указанных правовых норм и условий договора снабжения следует, что обязанность содержать в исправности приборы учета и оборудование электрической энергии, а также соблюдать установленный режим потребления энергии лежит на абоненте. При этом абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ в любое время суток работникам сетевой организации и Гарантирующего поставщика к действующим электроустановкам и приборам коммерческого учета для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.
Пунктом п. 6.5 договора на поставку электроэнергии N 1735 от 01.01.2007 установлено, что при выявлении у Абонента работниками сетевой организации изменения схемы включения приборов учета, его повреждения, отсутствия, самовольной замены, неисправности, срыва пломб, завышения погрешности системы учета электроэнергии составляется акт, который является действительным и при отказе Абонента от подписи. На основании акта производится перерасчет за все время с момента последней с момента последней инструментальной проверки, либо с момента опломбирования приборов учета, но в пределах срока исковой давности.После составления акта подача электроэнергии Абоненту прекращается до устранения нарушений и оплаты сумм по перерасчету.
Пунктом 6.6. данного договора установлено, что при выявлении у Абонента работниками сетевой организации скрытой электропроводки помимо учета, приспособлений, искажающих показания приборов учета, искусственного торможения диска и других нарушений, влияющих на определение фактического расхода электроэнергии, составляется акт, который является действительным и при отказе Абонента от подписи. После составления акта подача электроэнергии Абоненту прекращается до устранения нарушений и оплаты сумм по перерасчету.
Проведенной УФАС по Воронежской области проверкой установлено и отражено в оспариваемом решении, что 13.01.2009 ОАО "Воронежская сетевая компания" проверка приборов учета электрической энергии в офисном помещении ООО "Сопроцессор" проведена в отсутствие потребителя либо его представителя (ООО "Сопроцессор"); составленный по результатам проверки акт не подписан потребителем либо его представителем, и не был вручен ОАО "Воронежская сетевая компания" потребителю для ознакомления; в акте отсутствует дата предыдущей проверки, а также объяснения потребителя по выявленному факту и его претензии к составленному акту, в акте отсутствуют сведения об отказе потребителя или его представителя от подписания составленного акта, а равно об отказе от присутствия при его составлении с указанием причин такого отказа.
Вместе с тем, в своих пояснениях ОАО "ВСК" указывает, что акт проверки N 1613-и от 13.01.2009 составлен в двух экземплярах, при этом для подписания понятым представлен только один экземпляр акта. Данный акт по независящим от сетевой компании причинам антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела N 48-10К во внимание не принял и не приобщил его к антимонопольному делу, вместе с тем, понятые Золотарев Е.Г. и Доманов А.П. были допрошены (протокол заседания комиссии от 20.04.2009), но их показания также не были учтены антимонопольным органом при рассмотрении дела.
При даче свидетельских показаний в суд первой инстанции в судебном заседании 06.10.2009 Доманов А.П. также подтвердил те обстоятельства, что он присутствовал при проведении проверки, проверяющими были показаны выявленные нарушения (сорванные пломбы со счетчика, и скрытую проводку), акт проверки проверяющими был представлен представителям ООО "Сопроцессор" для ознакомления и подписания, однако присутствующие при проверке представители проверяемой организации от подписания акта отказались.
В своих объяснениях заведующая складом Сафонова В.Д. указывает, что вызвала ответственного представителя ООО "Сопроцессор" завхоза Оболадзе Г.В. (приказ ООО "Сопроцессор" от 01.07.2001 N 65/Эл) по требованию сетевой организации, которая явилась с проверкой, однако при проверке присутствовать не стала.
Из объяснений завхоза Оболадзе Г.В. усматривается, что он прибыл к месту проверки по звонку Сафоновой В.Д. и видел проверяющих.
В связи с чем объяснения Оболадзе Г.В. и Сафоновой В.Д. о том, что они не присутствовали в момент проверки и составления 13.01.2009 акта N 1613-и опровергается данными ими объяснениями в рамках рассмотрения антимонопольного дела, а также показаниями понятых Золотарева Е.Г. и Доманова А.П.
Следовательно, вывод антимонопольного органа о том, что ОАО "ВСК" и МУП "Воронежская горэлектросеть" нарушен порядок проведения проверки, в связи с чем не доказан факт срыва пломб с приборов учета электроэнергии и наличие скрытой проводки, в отношении которых проведена проверка, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Таким образом, факт срыва пломб вводного коммутационного аппарата 340201 и 340200, подключение освещения до учета (срытая проводка) подтверждается актом обследования приборов учета абонентам 1613-и, составленного ОАО "Воронежская сетевая организация" 13.01.2009 в 15 час. 10 мин. в отношении ООО "Сопроцессор", показаниями понятых, привлеченных сетевой компанией к участию в проверке в связи с отказом представителей ООО "Сопроцессор" от подписания акта и допрошенных УФАС по ВО в рамках антимонопольного дела N 48-1ОК, а также фотоматериалами.
Изложенным подтверждается, что ОАО "Воронежская сетевая компания" и МУП "Воронежская горэлектросеть" обосновано, с учетом требований действующего законодательства и условий договора, прекратили оказание ООО "Сопроцессор" услуг по реализации и передаче электрической энергии, следовательно в их действиях отсутствуют какие-либо нарушения требований антимонопольного законодательства.
Кроме того, ОАО "Воронежская сетевая компания" и МУП "Воронежская горэлектросеть" возобновили оказание ООО "Сопроцессор" услуг по реализации и передаче электрической энергии.
Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, Управление Федеральной антимонопольной службы ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оценив представленные материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности решения и предписания Управления ФАС по Воронежской области от 28.04.2009 по делу N 48-10К.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом апелляционный суд учитывает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.
Кроме того, указанные доводы не согласуются с нормами действующего законодательства и представленными материалами дела, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не являются основаниями для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 по делу N А14-13174/2009/456/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13174/2009
Истец: МУП "Воронежская горэлектросеть", МУП ГО г. Воронежа "Воронежская горэлектросеть" ., ОАО "Воронежская сетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской обл., УФАС по Воронежской обл
Третье лицо: МУП "Воронежская горэлектросеть", ООО "Сопроцессор"
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7274/09