г. Вологда
21 июля 2011 г. |
Дело N А13-3612/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах Дюкаревой Н.Ю. по доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2011 года по делу N А13-3612/2011 (судья Мамонова А.Е.),
установил
муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8" (место нахождения: Вологодская область, город Череповец, улица Матуринская, дом 58; основной государственный регистрационный номер 1023501253137; далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8", школа) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (далее - территориальный отдел Роспотребнадзора, территориальный отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2011 N321 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2011 года постановление территориального отдела от 14.04.2011 N 321 признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, административное наказание назначено в виде предупреждения; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Территориальный отдел с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на незаконность изменения меры административного наказания.
Школа отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель территориального отдела Роспотребнадзора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя территориального отдела, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора с участием ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в городе Череповце" на основании распоряжения от 01.03.2011 N 700-ч в период с 10.03.2011 по 01.04.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8".
По результатам проверки оформлен акт от 01.04.2011 должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении N 300-ГК, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В акте и протоколе отражено, что 14.03.2011 при обследовании помещений и территорий МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" установлено следующее: при осуществлении МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" процесса обучения и воспитания детей не обеспечены требования к содержанию территории образовательного учреждения - территория участка не ограждена; классные доски в кабинетах N 6, 7, 9, 18, 24, 29, 31, 32, 33, 34, 36 не оборудованы софитами, в учебных кабинетах (кроме кабинетов 1 и 2 классов) обучающиеся не обеспечены рабочим местом в соответствии с их ростом и состоянием зрения и слуха; во всех кабинетах образовательного учреждения не произведена цветовая маркировка учебной мебели соответственно росту обучающихся; в компьютерном кабинете образовательного учреждения площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки составляет 5,2 кв. м, при необходимой не менее 6 кв. м; при осуществлении МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" процесса обучения и воспитания питьевой режим в образовательном учреждении не организован в формах, предусмотренных санитарными правилами: стационарные питьевые фонтанчики или вода, расфасованная в емкости (для питьевых целей используется кипяченая вода); не обеспечены условия прохождения работниками образовательного учреждения периодических медицинских осмотров; не организовано прохождение работниками (кроме учителей, работающих в летнее время в лагерях) санитарно-гигиенического обучения; не разработана программа производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Административный орган пришел к выводу о нарушении школой пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 3 статьи 34, пунктов 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и требований пунктов 2.2.3, 2.6.2, 2.4.2, 2.4.6, 2.10.4 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", пункта 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ", пункта 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", пункта 2.20 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", пунктов 2.1, 2.3, подпункта "в" пункта 2.4, пункта 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 01.04.2011 N 300-ГК и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 14.04.2011 N 321, которым МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, школа обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава административного правонарушения, вместе с тем посчитал возможным с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств его совершения, причин и условий его совершения, отсутствия вредных последствий выявленного правонарушения, назначить МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" административное наказание в минимальном размере в виде предупреждения.
Апелляционный суд согласен с указанными выводами суда первой инстанции.
Статьей 6.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Согласно статье 28 Закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании статьи 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В силу статьи 36 Закона N 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции установлены СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ", 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Исходя из имеющихся в деле доказательств, а именно: протокола об административном правонарушении от 01.04.2011, акта проверки от 01.04.2011 N 287, объяснений Рычковой И.А. от 14.04.2011, и других материалов дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности события и состава административного правонарушения вменяемого школе, предусмотренного статьей 6.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным применить меру наказания в виде предупреждения.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8" к административной ответственности привлекается впервые (доказательств обратного административным органом не представлено). Каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении рассматриваемыми действиями школы вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, причинении имущественного ущерба административным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, заявитель правомерно привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы территориального отдела не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2011 года по делу N А13-3612/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3612/2011
Истец: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N8"
Ответчик: Территориальный отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4244/11