Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2007 г. N КА-А40/4071-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2007 г.
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт агрохимии им. Д.Н. Прянишникова Россельхозакадемии (далее - ГНУ ВНИИ Агрохимии им. Д.Н. Прянишникова) обратилось в Арбитражный суд города Москва с заявлением о признании недействительными отказа Управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве (далее Управление ФРС по г. Москве) от 15.08.06 NN 005/2006-937, -938, -939, -940, -941, -942, -943, -944 в государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество по адресу г. Москва, Прянишникова ул., д. 31А., д. 31А стр. 1, 2, 3, 4, 5, д. 31.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия).
Решением названного арбитражного суда от 31.01.07 заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемый по делу отказ в регистрации права оперативного управления в отношении вышеуказанных объектов недвижимости и обязал Управление ФРС по г. Москве в 5-дневный срок рассмотреть вопрос о госрегистрации права на основании заявления ГНУ ВНИИ Агрохимии им. Д.Н. Прянишникова.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление ФРС по г. Москве подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный. При этом сослалось на то, что Указ Президента от 30.01.1992 N 84 не может свидетельствовать о передаче в собственность Россельхозакадемии объекта недвижимости по адресу г. Москва, Прянишникова ул., д. 31А., д. 31А стр. 1, 2, 3, 4, 5, д. 31. Также указало на то, что договор на оперативное управление не является правоустанавливающим документом.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители ГНУ ВНИИ Агрохимии им. Д.Н. Прянишникова и Россельхозакадемии возражали против удовлетворения жалобы, считая обжалованное решение суда первой инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам. Управление ФРС по г. Москве уведомлено о рассмотрении жалобы в установленном порядке, его представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу судебного решения.
Отказ в регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество по адресу г. Москва, Прянишникова ул., д. 31А., д. 31А стр. 1, 2, 3, 4, 5, д. 31 произведен на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В обоснование отказа Управление ФРС по г. Москве сослалось на то, что в качестве основания для государственной регистрации права представлены приказ Россельхозакадемии от 26.03.03 N 37 и договор названной академии от 10.05.06 N Ш-12 о закреплении имущества на праве оперативного управления. Однако в соответствии с действующим законодательством Россельхозакадемия не наделена правом выступать от лица Российской Федерации и самостоятельно закреплять федеральное имущество за государственными предприятиями. Исключение составляет предоставленное п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ) "О науке и государственной научно-технической политике" право по распоряжению в отношении переданного федерального имущества. Доказательств передачи указанного имущества Россельхозакадемии (реестр федерального имущества, утвержденный Правительством Российской Федерации) и регистрации права академии не представлено.
ГНУ ВНИИ агрохимии им. Д.Н. Прянишникова оспорило в судебном порядке указанный отказ в регистрации права оперативного управления на вышеупомянутые объекты недвижимости.
Рассматривая заявленное требование, суд первой инстанции установил, что ГНУ ВНИИ им. Д.Н. Прянишникова является государственной научной организацией, действует в организационно-правовой форме государственного научного учреждения, создано в соответствии с постановлением Президиума Россельхозакадемии (протокол N 3 от 20.03.03) и приказом названной академии от 26.03.03 N 37 при реорганизации государственного учреждения Центральный научно-исследовательский институт агрохимического обслуживания сельского хозяйства (ЦИНАО) и государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт удобрений и агропочвоведения имени Д.Н. Прянишникова (ВИУА) путем их слияния, входит в состав Россельхозакадемии.
В свою очередь Россельхозакадемия создана Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных паук (ВАСХНИЛ). Согласно п. 3 этого Указа в собственность вновь создаваемой академии были переданы основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений.
Суд первой инстанции правильно признал, что наделение Россельхозакадемии правами осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника государственного имущества соответствует п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому в случаях, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации правом выступать от имени Российской Федерации могут быть наделены юридические лица. Наделенные таким правом лица осуществляют права собственника государственного имущества от имени Российской Федерации (п. 3 ст. 214 ГК РФ).
Также правильно отметил, что состав полномочий Россельхозакадемии в отношении закрепленного за ней имущества определен п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому академия наделена правом владения, пользования и распоряжения переданным ей государственным имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в ее состав предприятий учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
В связи с чем признал неправомерным отказ в регистрации по мотиву отсутствия у Россельхозакадемии правомочий выступать от лица Российской Федерации и самостоятельно закреплять федеральное имущество за научным учреждением.
Что касается ссылки регистрирующего органа на недоказанность передачи спорных нежилых помещений Россельхозакадемии (реестра федерального имущества, утвержденного Правительством Российской Федерации), то суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие в настоящее время утвержденного Правительством Российской Федерации реестра федерального имущества, переданного Россельхозакадемии, не влечет прекращение в установленном порядке полномочий академии по управлению и распоряжению перееденным ей имуществом.
В части отказа в регистрации со ссылкой на отсутствие регистрации права Россельхозакадемии на спорные помещения суд первой инстанции правомерно указал, что представленная в составе комплекта документов на регистрацию права оперативного управления выписка из реестра федерального имущества, выданная территориальным управлением ФАУФИ по г. Москве от 19.04.06 N 30-7/4402 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 (в редакции от 31.10.02) признана в качестве доказательства отнесения имущества к федеральной собственности. В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации государственная регистрация права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества. Право Россельхозакадемии не подлежит государственной регистрации, поскольку имущество является государственной собственностью, а академия осуществляет правомочия собственника этого имущества от имени Российской Федерации.
Суд первой инстанции признал неправомерной ссылку Управление ФРС по г. Москве в обоснование отказа в регистрации права на абз. 4, 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом правильно указал, что Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 и постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 229 не являются нормативными актами, а представляют собой ненормативные акты индивидуального характера, поскольку приняты в отношении права конкретного субъекта - Россельхозакадемии.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа в регистрации права оперативного управления ГНУ ВНИИ Агрохимии им. Д.Н. Прянишникова на закрепленное за ним недвижимое имущество.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств по делу, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.07 по делу N А40-63928/06-2-300 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2007 г. N КА-А40/4071-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании