г. Саратов |
Дело N А12-2335/2011 |
26 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальный продукт"
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 мая 2011 года по делу N А12-2335/2011, принятое судьёй Пономарёвым А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Национальный продукт"
к администрации Красноармейского района города Волгограда,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Пивоваръ", ИП Павлова И.В., ИП Букова Д.И.,
о признании незаконными результатов конкурса,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Национальный продукт" (далее по тексту - ООО "Национальный продукт", общество, заявитель) к администрации Красноармейского района города Волгограда (далее по тексту - администрация) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), признании незаконными результатов конкурса на право размещения мест нестационарных объектов мелкорозничной сети (по лоту "квас") на территории Красноармейского района Волгограда в 2011 году, проведённого 25.01.2011.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2011 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Пивоваръ", ИП Павлов И.В., ИП Буков Д.И. (листы дела 41-42 тома 1).
Решением суда первой инстанции от 17.05.2011 в удовлетворении требований обществу отказано.
ООО "Национальный продукт" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация Красноармейского района города Волгограда возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.
Заинтересованные лица - ООО "Пивоваръ", ИП Букова Д.И., в нарушение статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении почтовых отправлений. ООО "Национальный продукт" заявлено ходатайство, удовлетворённое судом, о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в декабре 2010 года администрация Красноармейского района г. Волгограда объявила о проведении 25.01.2011 конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Красноармейского района Волгограда в 2011 году, в том числе торговли квасом.
Не согласившись с итогами названного конкурса, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на необъективную оценку комиссией заявки ООО "Национальный продукт".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, обосновано исходил из следующего.
Решением Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 N 58/1458 утверждён Порядок размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда (далее по тексту - Порядок), который разработан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области и Волгограда для установления единых процедурных норм подготовки исходной разрешительной документации для размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда, проведения единой политики в области регулирования использования городских земель, обеспечения населения Волгограда товарами и услугами, реализуемыми через мелкорозничную сеть.
В соответствии с пунктом 6.1. указанного Порядка розничная торговля (оказание услуг) через нестационарные объекты мелкорозничной сети осуществляется при наличии разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети, оформленного согласно приложению 3 к настоящему Порядку, в местах, определённых Перечнем.
Пунктом 6.2. Порядка установлено, что разрешение выдается администрациями районов Волгограда на каждый нестационарный объект мелкорозничной сети по итогам открытого конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории районов Волгограда (далее по тексту - Конкурс) на основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению Конкурса.
При подаче на одно место более одной заявки на участие в конкурсе в течение 5 рабочих дней со дня подачи первой заявки администрацией района Волгограда объявляется конкурс, который проводится в соответствии с Порядком проведения открытого конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории районов Волгограда согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
В случае если после дня окончания срока подачи заявок подана одна заявка, разрешение предоставляется без конкурса заявителю, подавшему единственную заявку, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией.
Согласно пункту 1.1 приложения N 4 к вышеназванному Порядку, открытый конкурс на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории районов Волгограда проводится с целью отбора хозяйствующих субъектов, предложивших лучшие условия размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории района Волгограда.
Конкурс проводится конкурсной комиссией, которая осуществляет разработку конкурсной документации, размещение информации о проведении конкурса, рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола оценки и сопоставления заявок (пункты 2.1, 2.4).
Извещение о проведении конкурса опубликовывается в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до дня рассмотрения заявок (пункт 3.1).
В извещении о проведении конкурса должны быть указаны следующие сведения: перечень мест размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети, являющихся предметом конкурса, с указанием ассортимента реализуемых товаров; сведения о начальной цене; срок, место и порядок представления конкурсной документации; место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок; критерии оценки заявки; место, дата и время рассмотрения заявок, подведение итогов конкурса. Для определения лучших условий размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки в соответствии с критериями оценки заявки, указанными в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Критериями оценки заявки являются: архитектурно - художественное решение внешнего вида нестационарного объекта мелкорозничной сети; размер среднемесячной заработной платы работников хозяйствующего субъекта - участника конкурса за квартал, предшествующий дате проведения конкурса, не ниже уровня прожиточного минимума, установленного нормативным актом администрации Волгоградской области за IV квартал предшествующего года.
Как установлено судами обеих инстанций, извещение о проведении конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Красноармейского района Волгограда в 2011 году было опубликовано в средствах массовой информации - газете "Городские вести" 14.12.2010, то есть не менее чем за 30 дней до дня рассмотрения заявок, что соответствует пункту 3.1 приложения N 4 к вышеназванному Порядку.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 4 к решению Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 N 58/1458, при проведении 25 января 2011 года открытого конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Красноармейского района Волгограда по лоту N 3 - "Квас" (места размещения), были предъявлены следующие критерии к конкурсантам: "архитектурно-художественное оформление" и "заработная плата работников".
Постановлениями администрации Красноармейского района Волгограда от 31.03.2009 N 397-п и от 07.12.2010 N 2105-п утверждён состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Красноармейского района Волгограда, утверждена дата проведения открытого конкурса, а также конкурсная документация открытого конкурса.
После определения результатов конкурса, в соответствии с пунктом 6.6. Порядка, его итоги были оформлены протоколом заседания конкурсной комиссии в течение 5 дней, который был утверждён Главой администрации, при этом на заседании конкурсной комиссии 25.01.2011 присутствовали все члены комиссии.
Во исполнение требований ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разработано Постановление Главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных объектов на территории Волгоградской области".
Органом местного самоуправления до настоящего момента не разработан порядок разработки и утверждения в установленном законном порядке схемы размещения нестационарных объектов. Соответственно нормативный акт, на основе которого проводился конкурс, не был отменён или изменён вновь принятым нормативным правовым актом, в связи с чем, администрация Красноармейского района Волгограда при проведении конкурса правомерно руководствовалась действующим Порядком.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности действий администрации по проведению конкурса и отсутствии оснований для признания его результатов незаконными.
Доказательств необъективной оценки комиссией заявок конкурсантов, а также несоответствия процедуры проведения конкурса вышеназванному Порядку, ООО "Национальный продукт", в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что обществом была подана заявка только по лоту N 3 конкурса - по квасу, следовательно, остальные лоты конкурса не затрагивают интересы заявителя.
По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанций, обоснованно указав на отсутствие нарушения спорным протоколом заседания конкурсной комиссии прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование незаконности проведения конкурса о размещении нестационарных торговых объектов, податель апелляционной жалобы, сослался на части 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, заявитель указал на нарушение его права тем обстоятельством, что администрацией Волгограда до настоящего времени не разработана и не утверждена в установленном порядке схема размещения нестационарных объектов, как этого требует Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
Апелляционный суд вышеназванные доводы заявителя считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, независимо от того, существует ли разработанные и утверждённые схемы размещения нестационарных торговых объектов, это не является основанием для пересмотра ранее ежегодно отводимых мест для размещения объектов нестационарной торговли, в том числе квасом, так как согласно части 3 статьи 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Следовательно, указанный федеральный закон имеет прямое действие, соответственно часть 6 статьи 10 данного закона, действует независимо от принятия региональных и местных нормативных актов - документов, регламентирующих схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории Волгоградской области.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции обществом, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2011 по делу N А12-2335/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальный продукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2335/2011
Истец: ООО "Национальный продукт"
Ответчик: Администрация Красноармейского района г. Волгограда
Третье лицо: ИП Буков Д. И., ИП Павлов А. В,, ИП Павлов Андрей Васильевич, ООО "Пивовар", ООО "Пивоваръ"
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4970/11