21 июля 2011 г. |
Дело N А55-3423/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Балуева Ю.С., доверенность от 02 ноября 2010 г. N 2070;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г.
по делу N А55-3423/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Ленинского района городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о признании незаконным решения от 30 ноября 2010 г. N 01/399/2010-813 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение (н 1), площадью 30,8 кв.м. (подвал: комнаты NN 1-4), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Чапаевская, 156, обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно представленной на государственную регистрацию выписке из реестра муниципального имущества от 02 ноября 2009 г. N 15-07-16/82569 спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17 сентября 1992 г. N 222, на основании которого в муниципальную собственность передавалось имущество, а также предприятия с имуществом, находящимся на их балансе.
Однако указанное решение не содержит информации о передаче в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, право на которое заявлено к регистрации.
Документы, подтверждающие нахождение указанного объекта недвижимости на балансе предприятия или организации г. Самары на момент включения этого имущества в состав муниципальной собственности г. Самары на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17 сентября 1992 г. N 222, на государственную регистрацию также не представлены.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12 октября 2010 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н 1), площадью 30,8 кв.м. (подвал: комнаты N N 1-4), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Чапаевская, 156.
Сообщением от 30 ноября 2010 г. N 01/399/2010-813 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (л.д. 7-8).
Основанием для отказа явилось непредставление документов, устанавливающих права заявителя на спорный объект недвижимого имущества.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 02 ноября 2009 г. N 15-07-16/82569, кадастровый паспорт от 07 октября 2009 г., справка КЖКХ и ОН Администрации Ленинского района городского округа Самара от 04 октября 2010 г. N 10-1/177, свидетельствующая о нахождении спорного объекта на балансе ТОО ПЖРТ Ленинского района (л.д. 10-12).
17 сентября 1992 г. спорное нежилое помещение включено в реестр муниципального имущества за номером 003876 на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от 17 сентября 1992 г. N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары" (далее - решение N 222) в составе имущественного комплекса объектов предприятия - Ленинский ПЖРТ, который вошел в утвержденный указанным решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары.
Во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
На основании Закона РСФСР от 21 ноября 1990 г. N 343-1 "О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
19 ноября 1991 г. Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва принял решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с п. 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Согласно п. 3 указанного решения передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N N 1-36.
Из приложения N 1 к решению Самарского областного Совета народных депутатов следует, что в собственность муниципального образования городского округа Самара передавалось предприятие - Ленинский ПЖРТ.
Согласно решению N 222 в собственность городского округа Самара передан объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н 1), площадью 30,8 кв.м. (подвал: комнаты NN 1-4), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Чапаевская, 156, относящийся к основным средствам предприятия - ПЖРТ Ленинского района (в настоящее время - Комитет по ЖКХ и ОН).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Закона о госрегистрации.
В силу п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Судом первой инстанции отклонены доводы регистрирующего органа о том, что представленная справка от 04 октября 2010 г. N 10-1/177 не может быть принята во внимание, так как выдана не балансодержателем или его правопреемником.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Самары от 15 марта 1994 г. N 391 "О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления городским хозяйством: город-район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики" п. 5.1; п. 5.3 балансодержатели жилищного и нежилого фонда (ПЖРТ) передают весь муниципальный жилищный и нежилой фонд Комитету по управлению имуществом, который оформляет договор с созданными данными Постановлением районными Дирекциями Единого заказчика (ДЕЗ) о закреплении муниципального имущества.
Согласно постановлению главы г. Самары от 04 ноября 1997 г. N 1234 "О реорганизации Дирекций Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций" с 01 ноября 1997 г. Дирекции Единого заказчика реорганизованы в Комитеты по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов и явились их правопреемниками.
18 декабря 2008 г. муниципальный жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Ленинского района городского округа Самара, возвращен Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании соглашения о расторжении договора использования имущества муниципальной казны от 10 декабря 2004 г. N 000043Ф и акта приема-передачи объектов жилищного и нежилого фонда имущества муниципальной казны городского округа Самара.
Право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам, при этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Указанный вывод суда первой инстанции арбитражный апелляционный суд признает правомерным.
Таким образом, на государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям ст. 18 названного закона.
При указанных обстоятельствах отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение (н 1), площадью 30,8 кв.м. (подвал: комнаты N N 1-4), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Чапаевская, 156, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, нарушает право на оформление муниципальной собственности, основанного на разграничении государственной собственности, препятствуют реализации полномочий по распоряжению собственным имуществом.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г. по делу N А55-3423/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3423/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Комитетпо жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Ленинского района г. о. Самара
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7105/11