26 июля 2011 г. |
Дело N А55-1056/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Долгова С.М., доверенность от 25 декабря 2010 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Иванова М.В., доверенность от 29 декабря 2010 г. N 346;
от третьих лиц:
от Месропян Марианны Петросовны - извещен, не явился;
от Кондренко Андрея Владимировича - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Джон Голд" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г.
по делу N А55-1056/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Кожухова Геннадия Михайловича (ИНН 631807539359, ОГРН 304631835900016), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Месропян Марианна Петросовна, г. Самара,
Кондренко Андрей Владимирович, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Джон Голд", г.Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кожухов Геннадий Михайлович (далее - заявитель, ИП Кожухов Г.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. 22 Партсъезда, в районе дома N 43 (военный госпиталь) площадью 40,00 кв.м. для размещения временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить с предпринимателем договор аренды названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не доказало, что спорный земельный участок представляет собой газон; СНиП 2.07.01-89* устанавливают требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный объект - торговый павильон.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что на основании заявления ИП Кожухова Г.М. и в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок), с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, Министерством было направлено обращение в Департамент управления имуществом городского округа Самара о проведении проверки использования данного земельного участка.
Из представленного в Министерство акта обследования следует, что размещение временного объекта предполагается на газоне, что является нарушением п. 4.12 СНиП 2.07.01-89*, а также Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в пояснениях.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15 июня 2009 г. ИП Кожухов Г.М. обратился в Министерство с заявлением N 12-1/2021/09 (л.д. 47) о предоставлении в аренду земельного участка под временный торговый павильон без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией площадью 40,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. 22 Партсъезда, у дома N 43 (военный госпиталь).
Письмом от 11 ноября 2010 г. N 12-1/2021/09 Министерство отказало предпринимателю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 48-49).
Основанием для принятия такого решения послужило наличие у Министерства информации об испрашиваемом земельном участке, свидетельствующей о том, что испрашиваемый земельный участок является частью газона.
Также Министерство указало, что размещение торгового павильона на газоне противоречит требованиям п. 2.11 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404.
Полагая отказ в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 1 июля 2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, с учетом требований ст. 34 ЗК РФ, был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок). Исходя из указанного Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.
На основании п. 2.3. Порядка Министерство проводит проверку представленных документов на соответствие установленным требованиям.
В соответствии с п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела следует, что при получении Министерством заявления от ИП Кожухова Г.М. о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, Департаментом управления имуществом городского округа Самара было произведено обследование земельного участка.
27 июля 2009 г. в адрес Министерства Департаментом был направлен акт обследования от 22 июля 2009 г., в котором отражено, что испрашиваемый земельный участок имеет грунтовое покрытие (газон), свободен от строений и сооружений (л.д. 56, 57).
Однако Министерство 27 января 2010 г. направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращение N 12-1/2021/09, по которому распоряжением Департамента от 09 марта 2010 г. N РД-214 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 9, 37-38).
Испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 24 марта 2010 г., ему присвоен кадастровый номер 63:01:0719007:523, разрешенное использование - под установку временного торгового павильона "Пиво" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 15-16).
Судом первой инстанции отклонены доводы Министерства, изложенные в оспариваемом отказе в предоставлении в аренду земельного участка, о том, что испрашиваемый земельный участок располагается на газоне в связи со следующим.
В материалы дела Министерством представлены акт обследования земельного участка Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22 июля 2009 г. N 2505, из которого следует, что "испрашиваемый земельный участок, ориентировочной площадью 40,00 кв.м., согласно представленной план-схеме земельного участка (исх. министерства имущественных отношений Самарской области от 29 июня 2009 г. N 12-1/2021/09) имеет грунтовое покрытие (газон), свободен от строений и сооружений" (л.д. 57), а также фототаблица (л.д. 58).
Между тем указанный акт обследования земельного участка не содержит указания на приложение к акту фототаблицы, на фототаблице (л.д. 58) также нет отметки, к чему прилагается указанная фототаблица, нет адресного ориентира земельного участка.
Таким образом, суд считает, что данные документы (л.д. 57, 58) не могут являться надлежащими доказательствами того, что испрашиваемый земельный участок имеет грунтовое покрытие (газон).
Министерство в обоснование своего довода не представило никаких доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок имеет грунтовое покрытие (газон). Материалы дела не содержат планово-картографического материала, иных документов, позволяющих достоверно установить на местности границы газона и, как следствие, установить факт расположения испрашиваемого земельного участка на газоне.
Не представлены такие доказательства и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Как указывает Министерство в апелляционной жалобе, с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, Министерством был направлен запрос в Департамент управления имуществом городского округа Самара о проведении обследования фактического использования данного земельного участка.
Как было указано выше, из Порядка предоставления земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, следует, что такой сбор информации осуществляется до направления в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В рассматриваемом случае, уже после обследования спорного земельного участка и составления акта обследования земельного участка от 22 июля 2009 г. N 2505 (л.д. 28), Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 09 марта 2010 г. была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровой карте, испрашиваемый земельный участок был сформирован и предпринимателем Кожуховым Г.М. поставлен на кадастровый учет 24 марта 2010 г., что соответствует Порядку предоставления земельных участков.
Довод Министерства о несоответствии размещения объекта п. 2.11 СНиП 2.07.01-89* также правомерно признан судом несостоятельным, поскольку СНиП 2.07.01-89* устанавливают требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный объект - торговый павильон, для установки которого испрашивается спорный земельный участок.
В соответствии с п. 2.10. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в п. 2.9 настоящего Порядка, Министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Министерство 30 апреля 2010 г. направило в адрес заявителя письмо N 12-1/2021/09, которым уведомило заявителя о необходимости публикации информации о предоставлении земельного участка (л.д. 10).
06 мая 2010 г. в газете "Волжская коммуна" N 156 (27103) опубликована информация о предоставлении Министерством в аренду испрашиваемого земельного участка.
18 мая 2010 г. от Кондренко Андрея Владимировича (л.д. 76-77); 17 мая 2010 г. от Месропян Марианны Петросовны (л.д. 80-81); 11 мая 2010 г. от ООО "Джон Голд" (л.д. 84-85) в адрес Министерства также поступили заявления о предоставлении им того же земельного участка в аренду под установку временного торгового павильона "Пиво" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство 14 мая 2010 г. в адрес ИП Кожухова Г.М. направило письмо, уведомляющее о необходимости проведения торгов в связи с поступлением других заявлений о предоставлении данного земельного участка (л.д. 11).
23 ноября 2010 г. в газете "Волжская коммуна" Министерство опубликовало информацию о том, что публикацию в газете "Волжская коммуна" N 156 (27103) о предоставлении Министерством в аренду испрашиваемого земельного участка считать недействительной (л.д. 61-62).
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в том числе и об обязании Министерства в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить с предпринимателем договор аренды названного земельного участка.
Между тем суд первой инстанции, исходя из положений ст. 34 ЗК РФ и Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, пришел к выводу, что предоставление земельных участков для использования под установку временных объектов возможно только на общих основаниях по итогам проведения торгов.
Как было указано выше, Министерство в соответствии с п. 2.7. Порядка законно обеспечило публикацию информации о предоставлении земельного участка в официальном источнике - газета "Волжская коммуна".
В соответствии с п. 2.9. Порядка названные выше граждане и юридические лица правомерно обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка на основании опубликованной информации.
В случае поступления после публикации информации о предоставлении земельного участка двух и более заявлений о предоставлении земельного участка Министерство обязано было обеспечить проведение в отношении данного земельного участка кадастровых работ.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. При этом проведение указанных работ выполнено в 2010 г., в то время как Министерство владело актом обследования земельного участка Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22 июля 2009 г. N 2505.
В связи с чем в соответствии с п. 2.12 Порядка Министерство обязано было принять решение о проведении торгов в форме аукциона на заключение договора аренды земельного участка и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона, по итогам которого на основании протокола о результатах проведения аукциона, руководствуясь ст. 2.12. Порядка, Министерство заключает договор аренды земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, у Министерства не было правовых оснований для признания опубликованной информации о предоставлении земельного участка в аренду недействительной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обязал Министерство восстановить нарушенное право заявителя, исходя из положений ст. 34 ЗК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г. по делу N А55-1056/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1056/2011
Истец: ИП Кожухов Геннадий Михайлович
Ответчик: Кондренко А. В., Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департаент строительства и архитектуры г. о. Асамара, Кондренко А. В., Месропян М. П., ООО "Джон Голд"