г. Челябинск
27 июля 2011 г. |
N 18АП-6610/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 23 мая 2011 г.. по делу N А34-1096/2011 (судья Губанова Е.И.).
В заседании приняли участие представители:
от Администрации города Кургана - Резепина Е.С. (доверенность N 4746 от 13.12.2010),
от муниципального унитарного предприятия "Бюро коммунальных услуг" - Хрусталев А.Ю. (распоряжение N 874-м от 30.10.2010).
Администрация города Кургана (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, Управление ФАС по Курганской области) о признании недействительным решения от 21.12.2010 по делу N 125 и предписания от 21.12.2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие города Кургана "Бюро коммунальных услуг" (далее - третье лицо, МУП "Бюро коммунальных услуг").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы заявитель указывает, что возложение на органы местного самоуправления вопроса по содержанию мест захоронения не означает, что данная деятельность должна осуществляться непосредственно органами местного самоуправления. МУП "Бюро коммунальных услуг" является специализированным муниципальным предприятием по вопросам похоронного дела. Содержание кладбищ и прочих мест захоронения рассматривается как составная часть услуг по погребению и может быть указана в видах деятельности любой организации, осуществляющей услуги по организации похорон. Указание в уставе МУП "Бюро коммунальных услуг" видов деятельности как "уход за местами погребения и отдельными захоронениями" и "содержание территории муниципальных кладбищ" не означает передачу общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделение его полномочиями органа местного самоуправления, содержание общественных кладбищ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось. С учетом мнения заявителя и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель Администрации настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, представитель третьего лица - поддержал позицию заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом от 29.11.2010 N 186 Управлением ФАС по Курганской области возбуждено дело в отношении Администрации по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения дела Управлением ФАС по Курганской области вынесено решение от 21.12.2010, которым в издании распоряжения мэра г. Кургана от 27.06.2003 N 3106-р признано нарушение со стороны Администрации части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ (л.д. 8-9).
На основании данного решения антимонопольным органов заявителю выдано предписание от 21.12.2010 о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ в срок до 10.02.2011 для чего внести изменения в устав МУП "Бюро коммунальных услуг", утвержденный распоряжением мэра г.Кургана от 27.06.2003 N 3106-р, путем исключения из раздела 3 устава пунктов 3.2.9 и 3.2.10 или привести их в соответствие с федеральным законодательством (л.д. 10).
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа положениям Федерального закона N 135-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Управлением ФАС по Курганской области вменяется Администрации нарушение антимонопольного законодательства, выражающееся в наделении МУП "Бюро коммунальных услуг" функциями органа местного самоуправления по содержанию мест захоронения.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В порядке статьи 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Решением Курганской городской Думы от 20.06.2006 N 177 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Кургана, в соответствии с которым к полномочиям Администрации в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; создание муниципальных предприятий и наделение их статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно статье 18 Федерального закона N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Статьей 9 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, в число которых входят оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
При этом содержание кладбищ не входит в перечень услуг по погребению специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Федеральный закон N 8-ФЗ не устанавливает порядка содержания мест захоронения, в нем дано понятие мест погребения, виды объектов, содержащих места погребения, а также установлена обязанность по соблюдению санитарных правил и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения.
В главе 3 данного Федерального закона "Организация места погребения" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по их организации.
Главой 4 Федерального закона N 8-ФЗ "Похоронное дело" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, организация мест погребения, содержание мест захоронения и организация похоронного дела являются отдельными полномочиями органа местного самоуправления.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с погребением, является самостоятельным видом деятельности, как и услуги по содержанию мест погребения (участков земли), так и услуги по содержанию (эксплуатация) кладбищ. И данные виды деятельности являются конкурентными.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением мэра г. Кургана от 27.06.2003 N 3106-р утвержден устав МУП "Бюро коммунальных услуг", в соответствии с пунктом 1.1 которого МУП "Бюро коммунальных услуг" является специализированным муниципальным предприятием по оказанию ритуальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.1 целью создания предприятия является, в том числе, получение прибыли.
Для достижения данной цели предприятие осуществляет основной вид деятельности - оказание ритуальных услуг, включающий в себя также уход за местами погребения и отдельными захоронениями (пункт 3.2.9 устава) и содержание территорий муниципальных кладбищ (пункт 3.2.10 устава).
Как было указано выше, специализированные службы создаются органами местного самоуправления только с целью реализации предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 8-ФЗ гарантий, то есть полномочия специализированной организации четко регламентированы и являются исчерпывающими.
К основной цели деятельности такой организации относится, прежде всего, осуществление погребения умерших. Иных функций, в том числе содержание мест захоронения, специализированной организации законом не предоставлено.
Статус специализированной службы по оказанию ритуальных услуг не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления, в том числе, по содержанию кладбищ.
Поскольку содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения (функциям) органов местного самоуправления городского округа, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе осуществлять содержание мест захоронения.
Таким образом, закрепление распоряжением от 27.06.2003 N 3106-р об утверждении устава МУП "Бюро коммунальных услуг", которое одновременно является специализированной службой по вопросам похоронного дела, также и полномочий по содержанию мест захоронения (уход за местами погребения и отдельными захоронениями; содержание территорий муниципальных кладбищ), свидетельствует о создании преимущественных условий деятельности для этого предприятия, поэтому факт нарушения Администрацией части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ является доказанным.
В связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Ссылка Администрации на осуществление содержания общественных кладбищ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" несостоятельна, поскольку в случае создания для решения того или иного вопроса местного значения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципального предприятия или учреждения, на которое возложено осуществление соответствующей деятельности по заданию собственника, основания для размещения муниципального заказа на эти товары, работы, услуги отсутствуют.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа положениям Федерального закона N 135-ФЗ и недоказанности нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23 мая 2011 г.. по делу N А34-1096/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1096/2011
Истец: Администрация г. Кургана
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
Третье лицо: МУП "Бюро коммунальных услуг"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6610/11