г. Челябинск |
|
"25" июля 2011 г. |
Дело N А34-512/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Юрьевича на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2011 по делу N А34-512/2011 (судья Обабкова Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Юрьевича - Седунов Александр Викторович (паспорт, доверенность N 45 АА N 0129325 от 10.05.2011);
Правительства Курганской области - Данина Марина Сергеевна (удостоверение N 94, выдано 26.09.2007, доверенность N 01-10 от 15.06.2011);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Фоминых Оксана Анатольевна (удостоверение N 0057, выдано 01.10.2007, доверенность N 04-01-02 от 11.01.2011).
Индивидуальный предприниматель Бочаров Сергей Юрьевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Бочаров С.Ю.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству Курганской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 24.08.2009 N 291-р о предварительном согласовании места размещения комплекса автосервиса Карпову П.Г. на земельном участке площадью 0,4032 га, расположенном по адресу: Курганская область, г.Курган, ул. Дзержинского (далее - распоряжение от 24.08.2009 N 291-р).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - департамент), индивидуальный предприниматель Карпов Павел Григорьевич (далее - ИП Карпов П.Г.), Администрация города Кургана (далее - администрация).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.05.2011 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела и неправильно применены нормы материального права.
В апелляционной жалобе просил решение суда отметить, заявленное требование удовлетворить
В обоснование доводов жалобы указал, что оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Заявитель считает неправомерным вывод суда первой инстанции о несоответствии заявления ИП Бочарова С.Ю. требованиям земельного законодательства. В своем заявлении Бочаров С.Ю. выразил свое намерение принять участие в торгах в отношении спорного земельного участка и указал на то, что на земельный участок претендует несколько лиц, поэтому необходимо провести состязательные процедуры.
По мнению заявителя, некорректно поданное им заявление не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, следует учитывать то обстоятельство, что земельный участок, пользующийся повышенным спросом, был согласован единолично Карпову, без выставления его на аукцион (конкурс, торги). При этом отказа по причине не соответствия заявления требованиям ст. 31 ЗК РФ не было.
Заявитель пояснил, что в обоснование своих доводов представлял суду первой инстанции доказательства того, что на спорный земельный участок существовало несколько претендентов, в частности заявления ИП Кайгародовой М.С. и ИП Поповой Л.А. о выборе земельного участка с приложениями, письмо департамента от 19.01.2009, а также, что Кайгародовой М.С. было отказано в выборе земельного участка по причине уже состоявшегося конкурса.
Кроме того заявитель со ссылкой на акт о выборе земельного участка N 262 от 30.12.2008, указал на то, что заинтересованное лицо до принятия оспариваемого распоряжения N 291-р от 24.08.2009 обязано было отменить распоряжение N 281 от 26.06.2006. Таким образом, невзирая на других заявителей, было принято неправомерное распоряжение о согласовании второго земельного участка для строительства автосервиса, находящегося рядом с первым участком.
Заявитель в жалобе просил также учесть то обстоятельство, что распоряжением заинтересованного лица от 26.06.2006 N 281-р также было предварительно согласовано место размещения автосервиса Карпову на соседнем земельном участке, права и обязанности на который затем были переуступлены на основании договора от 08.09.2009 открытому акционерному обществу "Роснефть-Курганнефтепродукт".
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда, считает, что оспариваемое распоряжение соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
ИП Карпов П.Г. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором также отклонил доводы заявителя, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным. По мнению ИП Карпова П.Г., заявление ИП Бочарова С.Ю. от 25.12.2009 не свидетельствует о том, что он является реальным претендентом на спорный земельный участок. Отсутствовали правовые основания для прекращения процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению Карпова П.Г. и непринятия заинтересованным лицом оспариваемого распоряжения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ИП Карпова П.Г. и Администрации города Кургана не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей ИП Карпова П.Г. и Администрации города Кургана.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.09.2008 ИП Карпов П.Г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о выборе земельного участка, расположенного по ул. Дзержинского в районе АЗС площадью 0,40 га для строительства комплекса автосервиса (т.1 л.д. 152).
30.09.2008 письмом N 09-01-6171 Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обратился в Администрацию города Кургана, Комитет по архитектуре и строительству Курганской области в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и указал на поступившее обращение ИП Карпова П.Г. с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории (т.1 л.д. 151).
27.11.2008 постановлением Администрации города Кургана N 7507 Карпову П.Г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте площадью 0,4032 га для размещения комплекса автосервиса, выдан Акт о выборе земельного участка для размещения комплекса автосервиса по улице Дзержинского, в г. Кургане. В соответствии с пунктом 3 постановления указано согласованный акт о выборе земельного участка представить в Правительство Курганской области для дальнейшего оформления документов (т. 1 л.д. 103).
11.12.2008 орган местного самоуправления опубликовал в газете "Курган и курганцы" (Бюллетень N 73 Думы г. Кургана и Администрации г. Кургана) информацию о проведении предварительных согласований по выделению земельных участков для размещения, в том числе комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в районе пересечения улиц Дзержинского и Бурова - Петрова.
Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от 06.08.2009 N 178, информация о выделении земельного участка для размещения комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в районе пересечения улиц Дзержинского и Бурова-Петрова опубликована в газете "Курган и курганцы" N 140 от 11.12.2008 (т.1, л.д. 99).
28.07.2009 ИП Карпову П.Г. согласован акт о выборе земельного участка N 135, с указанием проведения обследования заявленного земельного участка и составлении акта N262 от 30.12.2008. На акте имеются подписи членов комиссии - уполномоченных должностных лиц заверенные печатями, свидетельствующих о согласовании выбора земельного участка для размещения комплекса автосервиса (т.1, л.д. 101-102).
10.08.2009 ИП Карпов П.Г. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения комплекса автосервиса на земельном участке площадью 0,4032 га, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского в районе пересечения ул. Дзержинского и Бурова-Петрова (т.1, л.д. 104).
24.08.2009 распоряжением Правительства Курганской области N 291-р предварительно согласовано Карпову П.Г. место размещения комплекса автосервиса на земельном участке площадью 0,4032га, расположенном по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского (т, 1 л.д. 141).
Согласно кадастровому паспорту от 05.07.2010 N 4525/202/10-403154 02.07.2010 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет (т.1 л.д. 149-150).
15.07.2010 ИП Карпов П.Г. обратился в Департамент о предоставлении земельного участка в аренду для строительства объекта.
14.09.2010 Правительством Курганской области принято распоряжение N 303-р "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства комплекса автосервиса Карпову П.Г." сроком на 3 года. Земельному участку присвоен кадастровый номер 45:25:030804:135 (т.1 л.д. 141).
14.09.2010 с ИП Карповым П.Г. заключен договор аренды N 1330-з указанного земельного участка для строительства на срок три года. Договор зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем свидетельствует регистрационная запись от 23.03.2011 (т.1 л.д. 142-148).
Бочаров Сергей Юрьевич 07.10.2008 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану за основным государственным регистрационным номером 308450128100010 (т.1, л.д. 41).
25.12.2008 ИП Бочаров С.Ю. обратился в Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о снятии с рассмотрения заявки Карпова П.Г. на выделение земельного участка для строительства комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова, проведении работ по формированию данного земельного участка и проведению торгов (конкурс, аукцион) по предоставлению земельного участка (т.1, л.д. 12).
На указанное заявление Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана ответил Бочарову С.Ю, что в связи с публикацией в печати поступило несколько заявок от физических и юридических лиц по размещению объектов недвижимости на данном земельном участке, заявки всех претендентов направлены в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (т.1 л.д. 13).
05.02.2009 ИП Бочаров С.Ю. просил Департамент принять решение по заявлению, указав, что 29.12.2008 обратился в Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о снятии с рассмотрения заявки о выделении земельного участка под строительство комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова (заявитель Карпов П.Г.), также в заявлении указал на намерение осуществить строительство на испрашиваемом земельном участке комплекса автосервиса (т.1 л.д. 14).
24.02.2009 Департаментом дан ответ (исх. N 09-01-826), согласно которому указал, что 30.09.2008 в адрес Департамента поступило обращение от ИП Карпова П.Г., которое Департаментом направлено в адрес Администрации города Кургана о рассмотрении возможности обеспечения формирования земельного участка для заявленных целей. Также сообщено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 87). Аналогичный ответ направлен и в адрес Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана (т., 1 л.д. 90).
24.02.2009 письмом N 1994-р Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана разъяснил ИП Бочарову С.Ю., что с заявлением о выделении земельного участка, расположенного по ул. Дзержинского, в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова для размещения комплекса автосервиса необходимо обращаться в уполномоченный орган - Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (т.1 л.д. 125).
С заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения комплекса автосервиса по ул. Дзержинского, в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ИП Бочаров С.Ю. в Департамент не обращался.
01.02.2011 ИП Бочаров С.Ю. обратился в ФГУ "Кадастровая палата" с заявлением N 4525/201/11-600099 о предоставлении информации о принадлежности земельного участка для размещения комплекса автосервиса по ул. Дзержинского, в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова, предоставлении копий документов государственного земельного кадастра и правоустанавливающих документов (т. 1, л.д. 15).
ИП Бочаров С.Ю. получив 03.02.2011 сведения от ФГУ "Кадастровая палата" о том, что на основании распоряжения Правительства от 24.08.2009 N 291-р земельный участок по ул. Дзержинского предварительно согласован ИП Карпову П.Г. и полагая, что данное распоряжение Правительства Курганской области не соответствует действующему законодательству, нарушает его права, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункт 7 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данная норма, устанавливающая порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, не обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, проводить торги. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах) осуществляется в ином порядке (пункт 4 ст. 30).
Различными являются и основания для возбуждения процедур предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования - на торгах.
В случае предварительного согласования - это определение заинтересованным лицом на свое усмотрение предполагаемого места размещения объекта, обращение данного лица в соответствующий орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с последующим формированием за счет данного лица этого земельного участка.
В другом случае, торги - это формирование соответствующим органом на свое усмотрение и за счет бюджетных средств какого-либо земельного участка, принятие данным органом решения о проведении торгов с последующей публикацией сообщения о приеме заявлений на участие в данных торгах.
В соответствии с пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
При этом органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В силу положений пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Как следует из пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в муниципальном образовании город Курган осуществляется Правительством Курганской области, за исключением случаев, установленных пунктом 1 настоящей статьи.
В силу статьи 3 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 до разграничения государственной собственности на землю Правительство Курганской области определяет специально уполномоченный орган исполнительной власти Курганской области по управлению земельными участками, находящимися в государственной собственности, и устанавливает его полномочия.
Суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Курганской области наделено правом на распоряжение в муниципальном образовании город Курган несформированными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для строительства.
В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 N 315 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области. Согласно подпункту 28 пункта 10 раздела 3 Положения Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Курганской области по приему и регистрации заявлений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании норм подп. 1 п. 4 и п. 6 ст. 30 ЗК РФ следует, что без предварительного согласования места размещения объекта может быть предоставлен только сформированный в установленном порядке земельный участок.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что подача заявления о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта может иметь место только после выставления данного участка соответствующим органом на торги.
Учитывая, что указанные обстоятельства на момент подачи ИП Бочаровым С.Ю. заявления отсутствовали, то ИП Бочаров С.Ю. 25.12.2008 был вправе обращаться с заявлением лишь в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
В силу положений подпункта 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При этом порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок о предоставлении земельного участка нормами Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Между тем, при наличии нескольких заявок на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и отсутствием возможности сформировать их на испрашиваемой территории, выделение земельного участка должно осуществляться путем проведения торгов.
Выставление земельного участка на торги в указанном порядке с прекращением ранее начатой процедуры согласования места размещения объекта, возможно лишь в случае, когда, имеются несколько претендентов на предоставление одного и того же земельного участка и такие лица должны реально претендовать на спорный земельный участок, то есть должны обратиться в том же порядке как и первый заявитель в соответствующий орган за предоставлением земельного участка, из чего должно следовать, что земельный участок пользуется повышенным спросом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ИП Бочаров С.Ю. обратился в Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением от 25.12.2008 о снятии с рассмотрения заявки Карпова П.Г. на выделение ему земельного участка для строительства комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в районе улиц Дзержинского и Бурова- Петрова, проведении работ по формированию данного земельного участка и проведению торгов по предоставлению земельного участка, заявив о своем намерении осуществить строительство комплекса автосервиса на спорном участке.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что из содержания самого заявления ИП Бочарова С.Ю. видно, что оно не является заявлением о предоставлении земельного участка, аналогичным заявлению ИП Карпову П.Г. Наоборот, в своем заявлении ИП Бочаров С.Ю. просит выставить указанный участок на торги.
Как правильно отметил суд первой инстанции, поданное ИП Бочаровым С.Ю. заявление от 25.12.2009 не свидетельствует о том, что заявитель является реальным претендентом на спорный земельный участок. При этом участие ИП Бочарова С.Ю. в торгах по предоставлению спорного земельного участка, в случае, если торги были бы проведены, на момент подачи ИП Бочаровым С.Ю. заявления и в период проведения работ по согласованию ИП Карпову П.Г. места размещения объекта является лишь предположительным.
Одновременно с этим, судом первой инстанции принято во внимание, что из кадастровой выписки о земельном участке от 24.03.2008 N 2-25/-8-801193, являющейся приложением к заявлению ИП Бочарова С.Ю. от 25.12.2008, следует, что ИП Бочаров С.Ю. указывал иной земельный участок, а не тот, который согласован ИП Карпову П.Г. (т.1, л.д. 133).
Из материалов дела следует, что на указанной ИП Бочаровым С.Ю. территории распоряжением Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р предварительно согласовано Кудрявцеву Н.И. место размещения здания автосервиса, кадастровый номер 45:25:030804:131, что также отражено в межевом плане представленным заявителем (т.1, л.д. 18, 24).
Учитывая, что доказательства обращения ИП Бочарова С.Ю. в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения комплекса автосервиса на земельном участке площадью 0,4032 га, расположенном по ул. Дзержинского в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова, в порядке, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ не представлены, то является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для снятия с рассмотрения заявки Карпова П.Г. и выставления земельного участка на торги.
Обоснованно суд первой инстанции отклонил довод заявителя относительно того, что на спорный земельный участок, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, предварительно согласованный ИП Карпову П.Г., имелись иные претенденты, в частности: ИП Кайгородова М.С., ИП Князев С.А., ИП Попова Л.А., общество с ограниченной ответственностью "Уралоил", что, по мнению заявителя, препятствовало Правительству Курганской области принимать оспариваемое распоряжение.
Судом первой инстанции учтено, что заявление ИП Князева С.А. от 29.12.2008 о снятии с рассмотрения заявки о выделении земельного участка (т.1 л.д. 95), аналогичное по своему содержанию заявлению ИП Бочарову С.Ю. и также не отвечает требованиям п.1 ст. 31 ЗК РФ.
При этом, оно подано в неуполномоченный орган, не содержат требования о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также обязательные элементы заявления (назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок). Не имеется и доказательств того, что ИП Князев С.А. испрашивает тот же участок, что предварительно согласован ИП Карпову П.Г.
Как следует из письма от 24.02.2009 N 1993-р Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана разъяснил ИП Князеву С.А., что принятие решения о формировании земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (или без предварительного согласования) входит в полномочия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, куда необходимо обратиться с подобным заявлением (т.2 л.д. 21). Однако, в деле отсутствуют сведения о том, что ИП Князев С.А. с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 31 ЗК РФ, обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автосервиса на земельном участке площадью 0,4032 га, расположенном по ул. Дзержинского в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова.
Кроме этого, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявление ИП Кайгородовой М.С. от 18.08.2008 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - площадка для выставок, продажи грузовой техники, спецтехники и прицепов (т.1, л.д. 37), а также заявление ИП Поповой Л.А. от 29.12.2008 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - гаражи индивидуального пользования (т.1, л.д. 92) и заявление ООО "Уралоил" от 14.08.2008 о выделении дополнительного земельного участка для эксплуатации и обслуживания АЗС (т.2, л.д. 42), ООО "Уралоил" от 25.09.2008 о выделении дополнительного земельного участка для (расширения) реконструкции существующей АЗС в силу Закона Курганской области N 312 подлежали рассмотрению органом местного самоуправления города Кургана.
Судом учтено, что администрация города Кургана решения о проведении торгов по предоставлению земельного участка, право на который испрашивали указанные лица, не принимало.
В соответствии с названными заявлениями и картографическому материалу данные лица претендовали на иной земельный участок - по адресу ул. Дзержинского, 43.
Письмом от 28.04.2009 Департамент развития городского хозяйства известил ИП Попову Л.А., о том, что в настоящее время приостановлены действия по формированию земельных участков в районе улиц Дзержинского и Бурова-Петрова в связи с судебным разбирательством в отношении законности проведения конкурса отбора претендентов на право размещения АЗС на указанной территории.
ИП Кайгородовой М.С. Департаментом развития городского хозяйства отказано в выделении испрашиваемого земельного участка письмом от 12.09.2008 N 1405-р.
ООО "Уралоил" письмом от 03.09.2008 N 1394-р Департамент развития городского хозяйства указал, что выделение дополнительного земельного участка возможно только для расширения существующей АЗС (т.2, л.д. 40).
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что ИП Князев С.А., ИП Кайгородова М.С., ИП Попова Л.А. и ООО "Уралоил" не могли рассматриваться в качестве претендентов на спорный земельный участок, соответственно, отсутствовали правовые основания для прекращения процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению ИП Карпова П.Г.
Принимая во внимание, что проведение торгов ни кем из уполномоченных органов не осуществлялось, заявки на участке в торгах не принимались и не подавались, при этом доказательств зарегистрированных прав ИП Бочарова С.Ю. на земельный участок, на котором оспариваемым распоряжением предварительно согласовано место размещения комплекса автосервиса ИП Карпову П.Г., не представлено, то Правительством Курганской области правомерно принято оспариваемое распоряжение в виду отсутствия иных претендентов на испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2011 по делу N А34-512/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-512/2011
Истец: ИП Бочаров Сергей Юрьевич
Ответчик: Правительство Курганской области
Третье лицо: Администрация города Кургана, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Индивидуальный препринематель Карпов Павел Григорьевич, Усманова Марина Михайловна, Управление Федеральной службы судебных приставов по г. Кургану
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6616/11