г. Чита |
Дело N А19-3833/2011 |
"25" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-3833/2011, принятого по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области к муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений Шелеховского района" (ОГРН 1073848001083, ИНН 3821014785) о взыскании 5 734 руб. 25 коп., принятое судьей Титовым В.М.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
и установил:
Заявитель, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области, обратился с заявлением к муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений Шелеховского района" о взыскании 5 734 руб. 25 коп.
Решением суда первой инстанции от 26 апреля 2011 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся в материалах дела документы указывают на то, что Пенсионный фонд начислил пени за несвоевременную уплату страховых взносов без учета сумм переплаты по страховым взносам за этот же период, что привело к необоснованному начислению пеней. При исчислении пени с учетом излишне уплаченных страховых взносов и произведенной уплаты пени у ответчика отсутствует задолженность, таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Фонд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Фонда в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200038771223.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неправильное толкование закона N 212-ФЗ, поскольку без заявления плательщика страховых взносов, Фонд не вправе производить зачет в счет излишне уплаченных платежей.
Представитель учреждения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200038771216.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, учреждение просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 15.06.2011.
Согласно п. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с представленным расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также поступившими от страхователя платежами, ответчик имел задолженность по страховым взносам полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года.
Начисленные ответчику в соответствии со статьей 25 ФЗ от 24.07.2009 г.. N 212-ФЗ пени за несвоевременную уплату страховых взносов за полугодие 2010 года и 9 месяцев 2010 года на страховую часть пенсии составляют 4105 руб. 45 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 969 руб. 49 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 232 руб. 36 коп., на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 426 руб. 95 коп.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации требованием N 04803340066655 от 12.11.2010 г. и требованием N 04803340068332 от 13.11.2010 г. предложило ответчику погасить имеющуюся задолженность по пени.
Неисполнение указанных требований явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании пени в судебном порядке.
Согласно ст. 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как разъяснено в пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имелась переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то у налогоплательщика отсутствует задолженность перед бюджетом в части уплаты конкретного налога, а, следовательно, на данную сумму налога не подлежат начислению пени.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно представленного в материалы дела акта сверки за период с 01.01.2010 по 30.09.2010 у ответчика имелась переплата по страховым взносам на 16.06.2010 года, которая составляет: на страховую часть пенсии - 6340 руб., на накопительную часть пенсии - 6340 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6340 руб. на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 6399 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Исходя из пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
В соответствии с п. 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской федерации, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.
Согласно ч. 8. ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управлением пенсионного фонда незаконно начислены и предложены к уплате указанные суммы пени, поскольку начислены без учета обязанности Фонда, установленной ч. 8. ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", по проведению самостоятельного зачета переплаты в счет имеющейся у страхователя задолженности.
Следовательно, в связи с наличием у страхователя переплаты по страховым взносам, превышающей сумму недоимки, у Фонда отсутствовали основания для начисления пени, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Иных доводов о необоснованности оспариваемого решения суда Управлением не заявлено.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "26" апреля 2011 года по делу N А19-3833/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3833/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: "Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений Шелеховского района"