г. Чита |
|
25 июля 2011 г. |
Дело N А78-3879/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Ткаченко Э.В., Желтоухова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Могойтуйского района на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 июня 2011 года по делу N А78-3879/2011 по заявлению прокуратуры Могойтуйского района к Обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс-Авто" (ОГРН 1024000692100, ИНН 4011012076) о привлечении к административной ответственности
(суд первой инстанции: Антипенко Г.Д.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Прокуратура Могойтуйского района (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс Авто" (далее - Общество, ООО "Экспресс Авто") о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены, ООО "Экспресс-Авто" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения и посчитал возможным ограничиться назначением наказания в виде штрафа, не применяя дополнительное наказание в виде конфискации интернет-терминалов, изъятых на основании протокола изъятия от 6 апреля 2011 года. При этом судом первой инстанции учтено, что прокуратурой не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что Общество является собственником изъятых интернет-терминалов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части неприменения дополнительного наказания в виде конфискации, прокуратура обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части и просит принять судебный акт о конфискации игровых устройств (интернет-терминалов). В обоснование своей позиции прокуратура указывает, что при проведении проверки директором обособленного подразделения Общества Содиковым Р.А. были даны устные пояснения о том, что собственником интернет-терминалов является ООО "Экспресс-Авто", иной владелец этих игровых устройств не установлен. По мнению прокуратуры, конфискация игровых устройств в данном случае является необходимой мерой ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу ООО "Экспресс Авто" не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200038794345 и 67200038794369, а также отчетом о публикации 27 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе должны быть указаны, среди прочего, требования лица, подающего жалобу.
Из содержания апелляционной жалобы прокуратуры усматривается, что решение суда первой инстанции оспаривается ею только в части неприменения дополнительного наказания в виде конфискации игорного оборудования (интернет-терминалов).
До начала судебного заседания Обществом не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой прокуратурой части.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции проверяется только в части неприменения судом первой инстанции дополнительного наказания в виде конфискации изъятых по протоколу изъятия от 6 апреля 2011 года интернет-терминалов.
Соответственно, в части удовлетворения заявленных прокуратурой требований (о наличии оснований для привлечения ООО "Экспресс Авто" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей) законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверяется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной 6 апреля 2011 года прокуратурой совместно с Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Забайкальскому краю и ОВД по Могойтуйскому району проверки было установлено, что в арендуемом Обществом помещении по адресу: Забайкальский край, п. Могойтуй, ул. Гагарина, д. 5, расположен интерактивный клуб. В помещении клуба установлено 7 интернет-терминалов и персональный компьютер для входа в систему "Q-pay". Терминалы и компьютер объединены через коммутатор в единую локальную сеть, выход в интернет осуществляется через модем. Механизм организации и проведения азартных игр подробно описан в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 мая 2011 года (л.д. 24-25), акте проверки от 6 апреля 2011 года (л.д. 26-30) и справке специалиста Балдоржиева Б.Б. (л.д. 39).
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава указанного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего дела, имеющимся в материалах дела доказательствам и правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 5889/10.
Отказывая в применении дополнительного наказания в виде конфискации интернет-терминалов, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 1 Протокола N 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, статьи 243 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, согласно которым имущество может быть конфисковано исключительно у собственника этого имущества и только в виде санкции за совершение преступления или административного правонарушения.
В то же время, как установлено судом первой инстанции, прокуратурой не представлено каких-либо объективных доказательств того, что изъятые интернет-терминалы являются собственностью именно ООО "Экспресс-Авто".
Поддерживая выводы суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (пункт 1 статьи 243). На такое же понимание конфискации имущества - как особой меры публичной ответственности за деяние, которое, по общему правилу, совершено собственником этого имущества, - ориентируют и нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства (часть вторая статьи 2 и статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункт 1 части третьей статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей; при этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (статья 3.7).
Таким образом, в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно; во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет.
Вместе с тем, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 6-П, положения части 1 статьи 25.6, части 2 статьи 28.2 и пункта 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ предоставляют возможность определить и собственника имущества, послужившего орудием совершения административного правонарушения (если оно не принадлежит правонарушителю), а также характер их взаимоотношений с правонарушителем, хотя и не предполагают обязательного участия собственника орудия совершения административного правонарушения в производстве по данному делу.
Следовательно, безвозмездное изъятие в доход государства орудия совершения административного правонарушения, как санкция за совершение административного правонарушения, применяемая к правонарушителю, - по сути, направлено на собственника соответствующего имущества, поскольку назначается независимо от его вины в данном правонарушении.
При этом собственник орудия совершения административного правонарушения, если он не является лицом, привлекаемым к административной ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав. КоАП РФ не только не требует его привлечения в какой-либо форме к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и делает возможное его участие бессмысленным, поскольку в существующей модели правового регулирования не предполагается выяснение того, какое отношение собственник орудия совершения административного правонарушения имеет к этому правонарушению, и никакие его возражения не могут быть признаны достаточными для того, чтобы решение о конфискации принадлежащего ему имущества не было принято.
Это не означает, как указано в том же Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, что в системе действующего правового регулирования, в том числе с учетом законодательной характеристики вины юридического лица в совершении административного правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), исключается возможность привлечения к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ, юридического лица - собственника имущества, явившегося орудием совершения административного правонарушения, если будет установлено, что это имущество было передано им другим лицам с целью осуществления противоправной деятельности.
Однако в нарушение требований части 1 статьи 65, статьи 68, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокуратурой не представлено каких-либо допустимых и объективных доказательств принадлежности изъятых интернет-терминалов на праве собственности именно ООО "Экспресс-Авто" (в частности, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 мая 2011 года данное обстоятельство не нашло отражения), в связи с чем суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие законных оснований для их конфискации, поскольку это могло бы нарушить интересы действительного собственника изъятых интернет-терминалов.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 июня 2011 года по делу N А78-3879/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 июня 2011 года по делу N А78-3879/2011 в обжалованной прокуратурой Могойтуйского района части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3879/2011
Истец: Прокурор Могойтуйского района Забайкальского края
Ответчик: ООО "Экспресс Авто"
Третье лицо: Обособленное подразделение ООО "Экспресс авто", Прокуратура Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2486/11