г. Пермь
19 июля 2011 г. |
Дело N А60-8624/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (ОГРН 1026605404121, ИНН 6662127391): не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Негосударственного образовательного учреждения "Центр учебной подготовки кадров" (ОГРН 1069600012591, ИНН 6672214149): не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 года
по делу N А60-8624/2011,
принятое судьей И.В. Хачевым
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга
к Негосударственному образовательному учреждению "Центр учебной подготовки кадров" (ОГРН 1069600012591, ИНН 6672214149)
о взыскании финансовых санкций в сумме 34 856 руб. 70 коп,
установил:
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с НОУ "Центр УПК" финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за первое полугодие 2010 г. в сумме 34 856,70 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (заявитель по делу), не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах были несвоевременно направлены в орган пенсионного фонда по вине страхователя, который нарушил при передаче этих сведений соглашение и технологию обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР.
Негосударственное образовательное учреждение "Центр учебной подготовки кадров" (заинтересованное лицо) представило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям указанным в отзыве. Указывает на отсутствие своей вины, так как имеющиеся в деле доказательства (протокол приема сведений от 28.07.2010 г.., письмо от 14.09.2010 г..), свидетельствуют о том, что пакет с персонифицированными сведениями успешно принят 28.07.2010 г..
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга проведена проверка по вопросу своевременности представления заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 полугодие 2010 года, по результатам которой составлен акт от 15.09.2010 г. N 2/1 и вынесено решение от 26.10.2010 г. N 02.
Названным решением Негосударственное образовательное учреждение "Центр учебной подготовки кадров" привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 34 856,70 рублей (10% от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации) за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования 1 полугодие 2010 года.
На основании данного решения заявителем выставлено требование от 02.12.2010 г. N 02, которым заинтересованному лицу было предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа.
Поскольку сумма штрафа НОУ "Центр УПК" не уплачена, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что учреждение своевременно исполнило обязанность по предоставлению индивидуальных сведений на застрахованных лиц за 1 полугодие 2010 года в территориальный орган ПФР, следовательно, оснований для взыскания с НОУ "Центр УПК" финансовых санкций не имеется.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда указывает, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах были несвоевременно направлены в орган пенсионного фонда по вине страхователя, который нарушил при передаче этих сведений соглашение и технологию обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закона N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщиков документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. закона N 213-ФЗ), страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные данным Федеральным законом, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
Статьей 42 Закона N 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В пункте 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, в том числе - иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (пункт 2 статьи 42 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность учреждения.
Между тем в решении от 26.10.2010 г.. N 02 не содержится каких-либо выводов относительно вины учреждения, а материалы дела подтверждают обоснованность доводов учреждения о том, что вина в поступлении индивидуальных (персонифицированных) сведений в орган ПФР с нарушением срока в действиях страхователя отсутствует.
На основании договора от 09.06.2010 г., заключенного между НОУ "Центр УПК" и ООО "МОСТИНФО-Екатеринбург", соглашения N 32/3473 от 20.07.2010 г., заключенного между НОУ "Центр УПК" и управлением, обмен документами персонифицированного учета между НОУ "Центр УПК" и управлением осуществлялся в электронном виде.
Как следует из материалов дела, 28.07.2010 г.. страхователь фактически направил в орган ПФР индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 1 полугодие 2010 года и получил протокол приема сведений от 28.07.2010 г.. от органа ПФР, что пакет принят успешно. Письмом от 01.10.2010 г.. орган ПФР уведомил учреждение об изменении даты в протоколе на 07.09.2010 г.. Между тем это не свидетельствует о наличии вины страхователя, так как данное уведомление направлено за пределами срока, установленного для представления сведений.
Заявитель жалобы указывает на то, что документы, направленные страхователем 28.07.2010 г.., поступили в орган ПФР только 14.09.2010 г.., что свидетельствует, по мнению органа ПФР, о вине страхователя.
Однако в материалах дела имеется письмо оператора связи ООО "МОСТИНФО-Екатеринбруг" от 09.09.2010 г.., в котором подтверждается факт направления страхователем необходимого пакета документов своевременно, то есть 28.07.2010 г.. Оператор связи поясняет, что данная отчетность была направлена в орган ПФР в этот же день, но из-за отсутствия нового сертификата спецоператора связи в УПФР по Октябрьскому району, отчетность не поступила на обработку к инспектору, и фактически была повторно отправлена и получена органом ПФР только 07.09.2010 г..
Оценив надлежащим образом имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что заинтересованное лицо своевременно исполнило обязанность по предоставлению индивидуальных сведений на застрахованных лиц за 1 полугодие 2010 года в территориальный орган ПФР и оснований для взыскания с НОУ "Центр УПК" финансовых санкций не имеется.
Довод заявителя о том, что сведения считаются представленными с даты поступления в управление судом первой инстанции обоснованно не приняты, поскольку вина заинтересованного лица в задержке поступления представленных сведений в территориальный орган ПФР отсутствует.
В результате изложенного решение суда от 13 мая 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 года по делу N А60-8624/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
И. В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8624/2011
Истец: ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга
Ответчик: НОУ "Центр учебной подготовки кадров"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5788/11