город Ростов-на-Дону |
дело N А53-3481/2011 |
21 июля 2011 г. |
15АП-6586/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовым Г.А.
при участии:
от заявителя: Самохин А.И., доверенность от 31.01.2011; от заинтересованного лица: представителя не направило, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.05.2011 по делу N А53-3481/2011 (судья Брагина О.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица и об обязании регистрирующего органа зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 01.03.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых документов для государственной регистрации документов в отношении общества при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы; об обязании инспекции зарегистрировать соответствующие изменения на основании представленных 21.02.2011 документов, вх. N 604.
Заявление мотивировано тем, что решение инспекции вынесено с нарушением положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие заявления по форме N Р13001, которое фактически было представлено, но, по утверждению инспекции, содержало недостоверные сведения об адресе места нахождения общества. Вместе с тем, законом не предусмотрено в качестве основания для отказа в государственной регистрации юридического лица наличие недостоверных сведений в представленных документах, равно как и обязанности по проведению проверки достоверности сведений, указанных в учредительных документах и заявлении.
В отзыве на заявление инспекция указала на то, что общество в нарушение ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставило недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, что подтверждается ответом ИФНС России N 3 по г. Москве на запрос инспекции.
Решением суда от 03 мая 2011 г.. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что обществом был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительные документы; обязанность по проведению проверки достоверности сведений и экспертизы документов на регистрирующий орган законом не возложена.
Инспекция, не согласившись с принятым решением, обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В жалобе инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на недостаточность представления полного пакета документов, для внесения соответствующих изменений необходимо в силу статей 4, 5, 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление достоверных сведений. Инспекцией установлено, что общество не находится по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, - г. Москва, ул. Б.Грузинская, 37А.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, представил заверенную копию свидетельства о государственной регистрации права от 10.09.2009, серии 77АК N 535138 и гарантийное письмо от 28.01.2011 N 3-75.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, учредителем ООО "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" Таракановым А.Н. принято решение N 1 от 31.01.2011 об изменении местонахождения общества на: 123557, РФ, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 37А, и утверждении устава общества в новой редакции в связи с изменением места нахождения общества (л.д. 22).
В связи с изменением места нахождения юридического лица, 21.02.2011 ООО "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" подало в ИФНС России Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону заявление по форме Р13001 (л.д. 56-59).
В заявлении указано, что изменения, вносимые в учредительные документы общества, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы общества (л.д. 57).
По запросу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону ИФНС России N 3 по г. Москве в письме N 06-05/06607@ сообщило: в ходе проведения проверки адреса: г. Москва, ул. Б. Грузинская, 37А, установлено, что по данному адресу располагается трансформаторная подстанция, в связи с чем расположение исполнительного органа организации по указанному адресу не представляется возможным (л.д. 55).
Решением ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону от 01.03.2011, обществу отказано в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании пп. "а" п.1 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку по адресу, указанному в заявлении, ООО "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" не находится (л.д. 21).
Полагая, что отказ в государственной регистрации противоречит требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые действия налоговой инспекции незаконными ввиду следующего.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В порядке пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать, в том числе, сведения о месте нахождения общества. Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 названного Закона.
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, закреплено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В порядке, установленном п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Из смысла статей 9, 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных в этот орган.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Указанные требования обществом выполнены; в силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в документы юридического лица, не предусмотрено.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена.
Следовательно, доводы инспекции относительно недостоверности сведений о новом местонахождении общества не могут быть приняты во внимание.
Подпункт а пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требует наличия в заявлении подтверждающей записи заявителя на тот счет, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Таким образом, ответственность за достоверность сведений несет заявитель.
Обнаружение инспекцией признаков недостоверности сведений, представленных на государственную регистрацию, может являться основанием для привлечения лица, заявившее недостоверные сведения, к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как верно указал суд первой инстанции, при установлении фактов грубого нарушения законодательства, носящих неустранимый характер, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, т.е. использовать другие правовые средства в решении вопросов достоверности заявленных при регистрации сведений.
При этом несоответствие адреса, указанного в уставе общества, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
В материалы дела представлены копии договора аренды нежилого помещения N 14(07)-2011 от 31.01.2011, акта приема-передачи, согласно которым ООО "СтройСервис" передало ООО "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" во временное владение и пользование нежилое офисное помещение площадью 33 кв.м, находящиеся по адресу: 123557, г. Москва, ул. Б Грузинская, 37А, этаж 1, пом. 1 (л.д. 13-17).
Также имеется свидетельство от 10.09.2009 серия 77АК N 535138 о государственной регистрации права собственности ООО "СтройСервис" на нежилые помещения площадью 160 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Б Грузинская, 37А (л.д. 19).
Согласно гарантийному письму ООО "СтройСервис" от 28.01.2011 N 3-75, направленному ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, подтвержден факт предоставления нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Б Грузинская, 37А, под фактическое размещение ООО "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" (л.д. 30).
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 мая 2011 года по делу N А53-3481/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3481/2011
Истец: ООО "Колготки Италии", ООО "Колготки Итилии", представитель общества с ограниченной ответственностью "КОЛГОТКИ ИТИЛИИ" Самохин И. И.
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве