город Омск |
|
19 июля 2011 г. |
Дело N А46-10428/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3389/2011) Акционерного коммерческого банка "Абсолют Банк" (закрытое акционерное общество) ИНН 7736046991, ОГРН 1027700024560 (далее - АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО); Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2011 по делу N А46-10428/2010 (судья Пермяков В.В.), принятое
по заявлению АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО)
к ликвидатору закрытого акционерного общества Торгово-Промышленная компания "Орион" Вздышкину Сергею Ивановичу (далее - ликвидатор ТПК "Орион" Вздышкин С.И.; заинтересованное лицо),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС России N 12 по Омской области; Инспекция; третье лицо),
о признании незаконными действий ликвидатора,
при участии в судебном заседании:
от АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом;
от МИФНС России N 12 по Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом;
от заинтересованно лица - лично Вздышкин С.И. (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ликвидатору ЗАО ТПК "Орион", в котором просило признать незаконными действия заинтересованного лица, выразившиеся в нарушении порядка ликвидации.
В качестве восстановления нарушенного права Общество просило аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО ТПК "Орион" от 12.02.2010 N 2717А в связи с его ликвидацией, как сделанной на основании документов, содержащих недостоверные сведения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.03.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что ликвидатор ЗАО ТПК "Орион" выполнил требования Гражданского кодекса Российской Федерации, уведомив своих возможных кредиторов через общедоступные средства массовой информации.
В апелляционной жалобе АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) просит решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2011 по делу N А46-10428/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм материального права.
До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства, мотивированное нахождением представителя Общества в ином судебном заседании.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения названного ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку к данному ходатайству не приложены документы, свидетельствующие о том, что представитель Общества занят в ином процессе.
Представитель заинтересованного лица в письменном отзыве и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МИФНС России N 12 по Омской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего спора.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16.08.2007 между АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) и закрытым акционерным обществом Сибирская Аграрно-Промышленная Компания "Омск-Агро" (прежнее наименование ЗАО ТПК "Орион") был заключен договор о предоставлении кредита "Кредитная линия" N 23/КЛ/07, а также договор от 09.07.2008 N 23/КЛ08 о предоставлении кредита "Возобновляемая кредитная линия" и договор о предоставлении кредита "Кредитная линия" от 27.06.2008 N 21/КЛ/08.
02.11.2009 единственным акционером ЗАО ТПК "Орион" Решетовым Константином Владимировичем принято решение о ликвидации ЗАО ТПК "Орион" и назначении ликвидатором Вздышкина Сергея Ивановича.
После принятия решения о ликвидации Решетов К.В. передал принадлежащие ему акции гражданину Колюбакину С.В., который в последующем утверждал финансовые документы общества.
В этот же день ЗАО ТПК "Орион" в регистрирующий орган представлено уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) формы Р15002.
18.11.2009 в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в журнале "Вестник государственной регистрации" ЗАО ТПК "Орион" была размещена публикация о принятии решения о его ликвидации.
28.01.2010 ЗАО ТПК "Орион" представило в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс юридического лица по состоянию на 22.01.2010, утвержденный единственным акционером Колюбакиным Сергеем Владимировичем.
05.02.2010 ЗАО ТПК "Орион" в лице ликвидатора Вздышкина С.И. в порядке статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган были представлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации формы N Р16001;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 -8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии счастью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
- решение.
МИФНС России N 12 по Омской области на основании перечисленных документов 12.02.2010 приняла решение N 2717А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО), полагая, что произведенной ликвидацией были нарушены его права как кредитора, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.03.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В пункте 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Как следует из пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пункту 5 указанной статьи ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Порядок государственных лиц в связи с ликвидацией установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ)
В пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган были представлены следующие документы:
- подписанное заинтересованным лицом заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица,
расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что ликвидатором ЗАО ТПК "Орион" был представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что заинтересованным лицом на государственную регистрацию были представлены недостоверные сведения, а именно - в промежуточном и ликвидационном балансе не была отражена задолженность ЗАО ТПК "Орион" перед истцом.
Относительно указанного довода суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных этим законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 этого закона.
При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 названной статьи (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.
Нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в документах, представленных на государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
Кроме того, в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим законом.
По смыслу вышеуказанного закона государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
По смыслу статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что с момента публикации сообщения о ликвидации ЗАО ТПК "Орион" в журнале "Вестник государственной регистрации" (18.11.2009) до момента представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (28.01.2010) прошло более 2-х месяцев.
Следовательно, в течение этого времени АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) имело возможность обратиться к ликвидатору юридического лица для удовлетворения своих требований как кредитора, либо обратиться в суд с иском к ликвидатору ЗАО ТПК "Орион".
Указанный журнал является специализированным изданием, признанным удобным для извлечения информации кредиторами для предъявления соответствующих требований должникам, то есть ЗАО ТПК "Орион", выполнив требования Гражданского кодекса Российской Федерации, уведомило своих возможных кредиторов через общедоступные средства массовой информации (указанные сведения также были размещены на официальном сайте налоговой службы). При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что требования Общества были заявлены и отклонены ликвидатором.
В апелляционной жалобе ее податель не согласен с выводом суда о том, что ликвидатор заинтересованного лица уведомил заявителя о ликвидации ЗАО ТПК "Орион".
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с названным доводом, поскольку в материалах настоящего имеется уведомление о ликвидации ЗАО ТПК "Орион" от 29.12.2009, квитанции, подтверждающие направление писем в адрес головной организации истца, расположенной в г. Москве и его Омского филиала.
В материалах дела также имеются уведомления о вручении почтовых отправлений, подтверждающих получение Обществом почтовой корреспонденции 11.01.2010.
Довод Общества о том, что имеющиеся уведомления являются недопустимыми доказательствами, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку последние отвечают требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из их содержания следует, что таковые направлены в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением и свидетельствуют об их получении Обществом.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, подателем жалобы в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО).
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2011 по делу N А46-10428/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному коммерческому банку "Абсолют Банк" (закрытое акционерное общество) из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 328111 от 25.05.2011 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10428/2010
Истец: акционерный коммерческий банк "Абсолют Банк" (закрытое акционерное общество)
Ответчик: Ликвидатор ЗАО Торгово - Промышленная компания "Орион" Вздышкин Сергей Иванович
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области