21 июля 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-4406/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от Территориального отдела (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Тверской области Моториной Е.В. по доверенности от 15.02.2011, от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" Крупенина В.А. по доверенности от 21.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 мая 2011 года по делу N А66-4406/2011 (судья Романова Е.В.),
установил
территориальный отдел (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Тверской области (далее - территориальный отдел, ТО ЦМТУ Росстандарта по Тверской области) обратился с заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107; далее - общество, филиал "Тверьэнерго") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 мая 2011 года по делу N А66-4406/2011 требования территориального отдела удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить.
В обоснование своей позиции ссылается на допущенные процессуальные нарушения при проведении проверки; периодический контроль качества показателей электрической энергии на территории Тверской области филиалом "Тверьэнерго" проводится.
Отдел в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей территориального отдела и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, прокуратура Тверской области направила в адрес ТО ЦМТУ Росстандарта по Тверской области письмо от 01.02.2011 N 7/29-11 с требованием о проведении проверки в связи с поступившей жалобой гражданина Пушка В.В., проживающего по адресу: Тверская область, Кимрский район, деревня Сорокино, дом 9, относительно некачественности получаемой электроэнергии.
Заместителем руководителя ЦМТУ Росстандарта вынесено распоряжение от 25.02.2011 N 16/214 о проведении с участием экспертов испытательной электролаборатории по качеству электрической энергии федерального государственного учреждения "РОСТЕСТ-Москва" (далее - испытательная электролаборатория ФГУ "РОСТЕСТ-Москва") внеплановой выездной проверки соблюдения обществом обязательных требований государственных стандартов (технических регламентов) в сфере технического регулирования.
В ходе проверки произведены замеры транспортируемой электрической энергии по адресам: Тверская область, Кимрский район, д. Сорокино, д. 9, КТП, трансформатор ТМ-100 N 16292, оформлен протокол отбора образцов от 15-16.03.2011.
Отобранные образцы продукции направлены в испытательную электролабораторию ФГУ "РОСТЕСТ-Москва", имеющую соответствующий аттестат аккредитации.
Согласно протоколам от 01.04.2011 N 447/10-075, 447/10-076 результаты испытаний (замеров) показали, что качество электрической энергии не соответствует требованиям пунктов 5.2, 5.5 государственного стандарта ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах общего назначения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.08.1998 N 338 (далее - ГОСТ 13109-97) по установившемуся отклонению напряжения, коэффициенту несимметрии по нулевой последовательности.
Также проверкой установлено, что обществом не проводится периодический контроль показателей качества электрической энергии по Кимрскому району Тверской области, что является нарушением приложения "Е" ГОСТ 13109-97 и пункта 6.1 государственного стандарта ГОСТ Р 53333-2008 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.12.2008 N 787-ст (далее - ГОСТ Р 53333-2008).
Результаты проверки отражены в акте от 08.04.2011 N 16.
По данному факту главным госинспектором ТО ЦМТУ Росстандарта по Тверской области в отношении филиала "Тверьэнерго" составлен протокол от 04.05.2011 N 16/3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ.
Территориальный отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТ 13109-97 определяет показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения.
В разделе 1 ГОСТ 13109-97 указано, что данный стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
Согласно приложению "Е" ГОСТ 13109-97 контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации (пункт "Е.2").
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что под субъектами электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Пунктом 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Из пункта 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), следует, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями (пункт 112 Правил).
Факт несоответствия качества электрической энергии, поставляемой потребителям д. Сорокино Кимрского района Тверской области требованиям ГОСТ 13109-97 подтвержден материалами дела: актом проверки от 08.04.2011 N 16, протоколами от 01.04.2011 N 447/10-075, N 447/10-076 испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 13109-97, протоколом от 04.05.2011 N 16/3 об административном правонарушении.
Податель жалобы ссылается на то, что протокол отбора образцов от 15-16.03.2011 составлен в отсутствие понятых, поскольку лица, присутствовавшие при его составлении, являются заинтересованными в исходе дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса.
Статьей 27.10 КоАП РФ закреплено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществляется в присутствии двух понятых.
Согласно статье 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных этим Кодексом должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Из материалов дела следует, что при проведении отбора образцов электрической энергии и составлении протокола отбора образцов от 15-16.03.2011 присутствовали инженер по метрологии ФГУ "РОСТЕСТ-Москва" Мясоедов П.Ю., осуществлявший отбор образцов электрической энергии и ее испытания; сотрудники филиала "Тверьэнерго" Марков О.А., Путинцев А.Г., Аникин В.А., а также гражданин Пушок Л.С., проживающий в д. Сорокино, д. 9.
Мясоедов П.Ю. и Пушок Л.С. в протоколе от 15-16.03.2011 поименованы участниками проверки, но фактически отвечают требованиям, предъявляемым к понятым.
В рассматриваемом случае апелляционная инстанция не усматривает нарушений статьи 25.7 КоАП РФ.
Указанная норма не содержит запрета на участие в качестве понятого сотрудника независимого экспертного учреждения, каковым является Мясоедов П.Ю.
Информация о том, что гражданин Пушок Л.С. является родственником гражданина Пушка В.В., заинтересованным в исходе настоящего дела отсутствует и носит предположительный характер.
Кроме того, следует отметить, что присутствовавшие при составлении спорного протокола работники общества, замечаний и возражений по его составлению не отразили.
Также проверкой установлено, что общество не осуществляет периодический контроль показателей качества электрической энергии по Кимрскому району Тверской области, в частности по подстанции Горицы, от которой питается д. Сорокино, нарушая тем самым Приложение Е ГОСТа 13109-97 и пункт 6.1 ГОСТа Р 53333-2008.
Данный факт подтверждается материалами дела (графиком проведения периодического контроля показателей качества электрической энергии филиала "Тверьэнерго" на 2011 год, актом от 08.04.2011 N 16), отсутствием соответствующих протоколов испытаний и устными пояснениями представителя общества.
Поэтому дополнение к графику от 08.04.2011 с включенной в него КТП 160 10/0,4 Сорокино, на которое ссылается филиал "Тверьэнерго", вызывает обоснованные сомнения в его достоверности как доказательства по настоящему делу.
Кроме того, поскольку по распоряжению от 25.02.2011 N 16/214 проводилась проверка соответствия деятельности филиала "Тверьэнерго" требованиям ГОСТ 13109-97, а контроль качества показателей электрической энергии является обязательным требованием приложения "Е" указанного ГОСТ, предоставление административному органу протоколов периодического контроля качества показателей электрической энергии на проверку является обязательным без дополнительного запроса указанных документов.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности, по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 мая 2011 года по делу N А66-4406/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4406/2011
Истец: ЦМТУ Росстандарта - отдел (инспекция) по Тверской области
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"-"Тверьэнерго"170006,г.Тверь,ул.Бебиля, д. 1, ОАО "МРСК Центра", ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4087/11