город Омск
28 июля 2011 г. |
Дело N А46-14461/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4139/2011) индивидуального предпринимателя Попова Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Омской области от 21.04.2011 по делу N А46-14461/2010 (судья Яркова С.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Попова Александра Ивановича к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Раченкова Александра Викторовича, об исправлении кадастровой ошибки, взыскании суммы неосновательного обогащения и внесения изменений в договор купли - продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Попова Александра Ивановича - Токмаков С.В. (паспорт, по доверенности от 22.06.2010 сроком действия 3 года);
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Андиколовская Е.Ю. (удостоверение, по доверенности N 06/28 от 12.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области - Соболев К.Ю. (удостоверение, по доверенности N 5241 от 15.07.2011 сроком действия 3 года);
от Раченкова Александра Викторовича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Индивидуальный предприниматель Попов Александр Иванович обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Главному управления по земельным ресурсам Омской области, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о:
- признании, внесённых актом определения кадастровой стоимости участков от 20.06.2007 в сведения Государственного земельного кадастра, сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 13 630 286 руб., кадастровой ошибкой;
- обязании установить на 29.12.2007 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 342 512 руб. 08 коп.;
- взыскании с Главного управления по земельным ресурсам Омской денежных средства в сумме 916 320 руб. 74 коп.;
- обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской внести изменения в договор купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 в части местоположения земельного участка с указанием адреса: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской Бригады, дом 10 "В";
- обязании указать в части расчёта выкупной стоимости формулу расчёта со следующими величинами, _ доли - 1 621 256 руб., 2,5 % от суммы _ доли - 40 531 руб.40 коп., которая является суммой выкупной стоимости, подлежащей уплате Поповым А.И.;
- признании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 недействительным в части местоположения (адрес) земельного участка, определения кадастровой и выкупной стоимости земельного участка (в части применённой формулы расчёта выкупной стоимости).
Решением от 21.04.2011 по делу N А46-14461/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Так, в частности подателем жалобы указано на отсутствие в вынесенном судебном акте надлежащей правовой оценки представленных в материалы рассматриваемого спора письменных доказательства, а именно кадастровых паспортов земельного участка от 15.12.2010, 17.02.2011 г.., из содержания которых следует, что изменение площади земельного участка не изменило его места расположения, что исключает возможность отнесения земельного участка, изначально находящегося в Промзоне Октябрьского района г. Омска к землям, использующимся для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и определения кадастровой стоимости земельного участка с учетом указанного вида землепользования.
Также податель жалобы отмечает, что расчёт выкупной стоимости земельного участка ответчик обязан был производить для доли Попова А.И., с учётом применения в формуле расчёта 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка в силу того, что на земельном участке располагается объект незавершённого строительством на 9 % - административный корпус и гаражные боксы, которые предыдущий собственник ТОО "Рито", построил на данном земельном участке.
В представленных в апелляционный суд отзывах на жалобу предпринимателя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Главное управление по земельным ресурсам Омской области и Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области выразили свое несогласие с доводами подателя жалобы, считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Раченкова Александра Викторовича, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.
На основании договоров купли - продажи от 09.02.2006 (пункты 1.1.) Попов А.И. и Раченков А.В. приобрели у закрытого акционерного общества "Технология" нежилые помещения, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, расположенном по адресу: город Омск, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10-в, площадью 133 м2. (номера на поэтажном плане 2-9) и площадью 124,8 м2. (номера на поэтажном плане 1, 11-13).
21.03.2007 истец обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении ему в общую долевую собственность за плату находящийся в государственной собственности земельный участок, расположенный на территории г.Омска площадью 3 006 м2. с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261.
Главным управлением по земельным ресурсам Омской области 30.05.2007 было принято распоряжение N 1299-р "О предоставлении в общую долевую собственность за плату Попову Александру Ивановичу, Раченкову Александру Викторовичу земельного участка, находящегося в государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске", на основании которого истцу за плату предоставлено _ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 площадью 3006 м2., местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10, для общественно-деловых целей.
29.12.2007 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, истцом и Раченковым А.В. был заключён договор купли - продажи земельного участка N 1372/1180-2007, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10, используемый для общественно-деловых целей, в границах, указанных в кадастровом плане участка, площадью 3 006 м2. (пункт 1.1.). Доля Попова А.И. в праве общей долевой собственности на земельный участок составляет _.
В пункте 1.2. договора также указано, что на земельном участке располагаются следующие объекты недвижимости:
- нежилые строения, номера на поэтажном плане 2-9 общей площадью 133 м2., находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, принадлежащие покупателям на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии 55 АВ N 207027 и N 207028;
- нежилые помещения общей площадью 124,8 м2., номера на поэтажном плане 1, 11-13, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, принадлежащие покупателям на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии 55 АВ N 207024 и N 207025;
- административное здание и ремонтные боксы общей площадью 162,1 м2. литера Б (объект завершён строительством на 91%), принадлежащие покупателям на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии 55 АВ N 207023 и N 207026.
В соответствии с Расчётом цены выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, являющимся приложением к договору купли - продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007, цена выкупа земельного участка определена на основании статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", Постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Цена доли, подлежащая уплате истцом, составила 817 817 руб. 17 коп. (пункт 2.1. договора) и была оплачена истцом 06.08.2008 в полном объёме.
ИП Попов А.И., считая кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка рассчитанной неверно, обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, внесении изменений в договор купли - продажи земельного участка и взыскании 916 320 руб. 74 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 21.04.2011 по делу N А46-14461/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Согласно Правилам, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Также предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признаётся часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По договору от 09.07.2002 N 27/ОМ Сибирским региональным центром "Земля" была проведена государственная кадастровая оценка земель насел?нных пунктов города Омска, результаты которой представлены в Отчёте "по Государственной кадастровой оценке земель поселений в кадастровом районе N 55:36 г.Омска". Данные Отчёта были утверждены Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", действовавшем на момент заключения договора купли - продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007.
На момент заключения указанного выше договора применению подлежали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённого Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Пунктом 2.1.3. названных Методических рекомендаций установлено, что в случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка (пункт 2.2.).
Кадастровое дело N 55:36:12 03 05:0261 содержит в себе заявление общества с ограниченной ответственностью "РИТО" об учёте земельного участка, зарегистрированное в Управлении по городу Омску Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области 04.06.2001 за номером У-2001-2-3299.
Площадь заявленного земельного участка составляла 0,26 га, что подтверждается Постановлением Главы администрации города Омска от 16.07.1993 N 634-п "О предоставлении ТОО "РИТО" в бессрочное пользование земельного участка в промзоне Октябрьского района" и Свидетельством N О-II-8-353 на право бессрочного (постоянного) пользования землёй от 30.01.1995.
Распоряжением директора департамента недвижимости Администрации г.Омска от 02.03.2006 N 539-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по улице 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска" площадь земельного участка была увеличена до 3 006 м2.
Согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.06.2007 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 составила 13 630 286 руб.
Названная цифровая величина исчислена в соответствии с пунктами 2.1.3. и 2.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утвержд?нных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, и явилась произведением значения удельного показателя кадастровой стоимости земли и величины уточнённой площади земельного участка. При этом значение удельного показателя кадастровой стоимости земли взято из таблицы результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области для города Омска, утверждённых Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Согласно пункту 29 Требований к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утверждённых Письмом Федеральной службы земельного кадастра России от 12.05.2004 N СС/618, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешённого (функционального) использования, соответствующему виду разрешённого использования указанного земельного участка. Удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов поселений по видам разрешённого (функционального) использования земель определяются в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утверждённой Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок находится в Октябрьском административном округе г.Омска в районе посёлка Чкаловский в границах квартала: ул. Индустриальная (вдоль западной границы ПО "Полет") - проспект Космический - ул. Петра Осминина - ул.75-й Гвардейской бригады - ж/д ветка - Окружная дорога - южная граница ПО "Полет" -ул.3-я Кордная. Согласно отчёту по Государственной кадастровой оценке земель поселений в кадастровых кварталах на территории города Омска, выполненному Сибирским региональным центром "Земля", номер кадастрового квартала, входящего в оценочный квартал, 55:36:12 03 05.
В приложении N 1 (таблица "город Омск") к означенному нормативному правовому акту указаны номера кварталов. Спорный земельный участок расположен в 376 оценочном квартале.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Главным управлением по земельным ресурсам Омской области обосновано исчислена кадастровая стоимость спорного земельного участка исходя из величин, установленных для 376 квартала.
Судом первой инстанции было установлено, что при исчислении кадастровой стоимости в расчёт было принято значение удельного показателя кадастровой стоимости земли по видам функционального использования, равное 4 534,36 руб./м2., - для 376 квартала - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Разрешённое использование земельных участков предусматривается градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления (в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации).
Распоряжением директора департамента недвижимости Администрации г.Омска от 02.03.2006 N 539-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по улице 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска" определена цель использования земельного участка - для общественно-деловых целей под здания (административное здание и ремонтные боксы, здание пункта технического обслуживания автомобилей с почтовым адресом: улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска).
При этом, Распоряжение директора департамента недвижимости Администрации г.Омска от 02.03.2006 N 539-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по улице 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска", которым определена цель использования земельного участка - для общественно-деловых целей под здания (административное здание и ремонтные боксы, здание пункта технического обслуживания автомобилей с почтовым адресом: улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска), не признано недействительным в установленном порядке
Указанное разрешённое использование (назначение) нашло своё отражение в графе 9 кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от 01.03.2007 N 39/07-337.
Согласно Приложению N 2 (Графа 5 Таблицы 1 "Типовой перечень видов разрешённого использования") Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания относятся земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, земельные участки для размещения ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания.
Поскольку истцу на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые строения, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, и административное здание и ремонтные боксы, расположенные на спорном земельном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорной ситуации подлежит применению значение удельного показателя кадастровой стоимости земли по видам функционального использования для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Как было установлено судом первой инстанции, выкупная стоимость земельного участка по договору купли-продажи от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 была рассчитана исходя из ставки земельного налога, помноженной на кадастровую стоимость земельного участка и на кратность ставки земельного налога (1,5% х 13 630 286,16 х 8 = 1 635 634,34).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принято постановление Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". Согласно приложению N 1 к последнему - Дифференциация цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственника, расположенных на них зданий, строений, сооружений в зависимости от отнесения земельных участков к зонам территорий города Омска, - кратность размера ставки земельного налога за 1м2. земельного участка, расположенного в зоне 17 "Чкаловская", равна 8.
Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" установлена налоговая ставка налога в размере 1,5% в отношении земельных участков, к которым отнесён земельный участок истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о необходимости применения в спорной ситуации выкупной стоимости в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется стать?й 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные стать?й 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (здесь и ниже пункты 5 и 6 статьи 36 приводимого кодекса).
В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со стать?й 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 01.01.2012 осуществляется, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками распложенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 приводимой статьи при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенной в иной местности.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 1 Постановления Главы администрации города Омска от 16.07.1993 N 634-п "О предоставлении ТОО "РИТО" в бессрочное пользование земельного участка в промзоне Октябрьского района" указанному юридическому лицу был предоставлен фактически занимаемый им земельный участок площадью 0,26 га под пункт технического обслуживания автомобилей в промзоне Октябрьского района.
На основании Распоряжения Первого заместителя главы городского самоуправления Администрации города Омска от 05.07.1996 N 435-р "О разрешении ТОО "Омское предприятие "РИТО" строительства административного здания и ремонтных боксов на ранее отведённой территории на Восточном промузле Октябрьского района" последнее приступило к строительным работам.
По договорам купли-продажи от 09.02.2006 (пункты 1.1.) Попов А.И. и Раченков А.В. приобрели у закрытого акционерного общества "Технология" нежилые помещения, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, расположенном по адресу: город Омск, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10-в, площадью 133 м2. (номера на поэтажном плане 2-9) и площадью 124,8 м2. (номера на поэтажном плане 1, 11-13).
Как следует из кадастрового плана земельного участка от 01.03.2007 N 39/07-337, спорный земельный участок "занят и необходим для использования административного здания и ремонтные боксы общей площадью 162,1 м2., литера Б. Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 55 АА N 615999 от 01.03.2004 ЗАО "Технология". Занят и необходим для использования нежилых помещений общей площадью 124,8 м2., находящихся в 1-этажном здании пункта технического обслуживания автомобилей литера А. Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 55 АА N 615001 от 01.03.2004 ЗАО "Технология". Занят и необходим для использования нежилых помещений общей площадью 133 м2., находящихся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания".
Названные обстоятельства подателем жалобы не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтвержден тот факт, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, были отчуждены непосредственно из государственной или муниципальной собственности.
При этом необходимо отметить, что исходя из смысла спорной нормы Федерального закона, порядок реализации собственником вновь созданного объекта недвижимости права на подачу заявления о предоставлении земельного участка в собственность по льготной цене, предполагает предоставление указанным собственником определённых документов, прямо не предусмотренных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Следовательно, заявитель заинтересован в добровольном предоставлении необходимых, с его точки зрения, для приобретения права собственности на земельный участок документов, в том числе подтверждающих право на льготу. Указанная инициатива должна исходить от самого заявителя, заинтересованного в приобретении земельного участка на льготных условиях.
Суд первой инстанции установил, что истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что ранее нежилые помещения, принадлежащие Попову А.И., были возведены на месте разрушенных или снесённых объектов, ранее отчуждённых из государственной или муниципальной собственности.
Не представлено таких доказательств и апелляционному суду.
Таким образом, поскольку не доказано наличие условий, позволяющих рассчитать выкупную стоимость земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" неприменимым.
Апелляционная коллегия находит правомерным решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании, внесённых актом определения кадастровой стоимости участков от 20.06.2007 в сведения Государственного земельного кадастра, сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 13 630 286 руб., кадастровой ошибкой.
Частью 2 статьи 1 означенного закона установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Статьёй 4 рассматриваемого закона предусмотрено, что по общему правилу сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном указанным законом порядке документов.
Статьёй 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового уч?та при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу части 5 приводимой статьи орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учёта, не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учёта, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с пунктом 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее по тексту - Порядок) основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что кадастровой ошибкой признаётся ошибка, касающаяся сведений о земельном участке, которые ранее были внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, содержащих неверные сведения о земельном участке.
Следовательно, для того, чтобы установить, имеется ли в определённом случае кадастровая ошибка, необходимо установить содержат ли документы, на основании которых внесены данные о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, не достоверные (неверные) сведения.
Как усматривается из материалов дела, в кадастровом плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 06.06.2007 N 40/07-9847 местоположение уже установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В. В плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 18.01.2011 N 5536/204/11-898 также указан исправленный адрес.
В данном случае, документы, указанные выше, не являлись основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно для устранения кадастровой ошибки порядок, установленный для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, не применяется.
Сведения о спорном земельном участке в Государственный кадастр недвижимости были внесены на основании указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в Государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибки в части кадастровой стоимости спорного земельного участка, что исключает возможность удовлетворения требований истца.
Также суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 недействительным в части местоположения (адрес) земельного участка, определения кадастровой и выкупной стоимости земельного участка (в части применённой формулы расчёта выкупной стоимости).
Как следует из материалов дела, основанием для заключения договора купли - продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 является распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.05.2007 N 1299-р "О предоставлении в общую долевую собственность за плату Попову Александру Ивановичу, Раченкову Александру Викторовичу земельного участка, находящегося в государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске".
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 6.1 статьи 5 Закона Омской области 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено, что решения о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске принимает специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 создано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, являющееся с 01.07.2006 специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, и действующее на основании Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, издав указанное выше распоряжение от 30.05.2007 N 1299-р, Главное управление по земельным ресурсам Омской области добровольно приняло на себя обязательство о предоставлении истцу в собственность названного земельного участка (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и е? акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Во исполнение указанного распоряжения ответчик направил истцу оферту - проект договора купли - продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007.
В силу пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой призна?тся адресованное одному или нескольким лицами предложение, которое достаточно определ?нно и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проект договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 содержал в себе все существенные условия договора купли - продажи, в том числе цену доли, подлежащую уплате истцом (пункт 2.1.), и адрес здания, относительно которого установлено местоположение земельного участка (пункт 1.1.).
В соответствии с частью 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключён в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определённая форма.
Таким образом, стороны по договору купли - продажи земельного участка от 29.12.2007 N 1372/1180-2007 согласовали все существенные условия и заключили договор в предусмотренной законом форме. Данный вывод также подтверждён решением Октябрьского районного суда г.Омска от 07.02.2011 по делу N 2-7/2011, вступившим в законную силу.
На основании изложенного суда первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.04.2011 по делу N А46-14461/2010 оставить без изменения. Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14461/2010
Истец: ИП Попов Александр Иванович
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Раченков А. В., Раченков Александр Викторович
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4139/11