г. Москва
20 июля 2011 г. |
Дело N А41-37555/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Пчелинцев В.А., доверенность от 08.07.2011 N АТИ-63/дов.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Богданова Владимира Александровича (ОГРН:304503103000062) на решение Арбитражного суда Московской области от 10.05.2011 по делу N А41-37555/10, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Богданова Владимира Александровича к Государственному учреждению Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Богданов Владимир Александрович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 50 АА N 080832 по делу об административном правонарушении, вынесенного 03.09.2010 заведующим Ногинским территориальным отделом N 15 государственного учреждения Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган), которым предприниматель Богданов В.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области" (далее - Закон Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ) в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей, за осуществление перевозок пассажиров по маршруту без разрешения на право работы по маршруту.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное. Отмечает, что не был уведомлен надлежащим образом о месте и времени составлении протокола и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В судебное заседание апелляционного суда представитель предпринимателя не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Богданов Владимир Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.04.1996 администрацией Ногинского района Московской области, о чем инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ногинску Московской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 30.01.2004 внесена запись за основным государственным номером 304503103000062.
08 июля 2010 года сотрудником Государственного учреждения Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области", действовавшем на основании задания N 166 на осуществление деятельности по реализации Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области", установлено, что в районе остановочного пункта "Автовокзал", расположенного на ул. Комсомольской в г.Ногинске Московской области, на транспортном средстве, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Богданову В.А., (автобус категории ОМВ марки "Газель", государственный номерной знак ВУ 984 50 РУС) осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту N 9 "Доможирово - ул.Климова - п.Октября - Доможирово" без разрешения на работу по маршруту, чем допущены нарушения статей 12, 22 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ). Также установлено, что предприниматель Богданов В.А. ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Определением от 08.07.2010 в отношении предпринимателя Богданова В.А. возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ.
Извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (21.07.2010) направлено в адрес предпринимателя Богданова В.А. заказным письмом. Указанное почтовое отправление 27.07.2010 возвращено административному органу с отметкой почтового отделения о том, что истек срок хранения.
21 июля 2010 года должностным лицом административного органа в отношении предпринимателя Богданова В.А. по выявленному правонарушению (отсутствие разрешения на работу по маршруту) составлен протокол 50 АА N 080482 об административном правонарушении по части 4 статьи 12 Закона МО N 170/2006-ОЗ.
О месте и времени рассмотрения административного дела (03.09.2010) предпринимателю Богданову В.А. сообщено извещением от 03.08.2010, направленным в адрес заявителя заказным письмом. Согласно распечатке с официального сайта Почты России на 01.09.2010, имеющейся в материалах административного дела, срок хранения указанного почтового отправления истек 19.08.2010.
03 сентября 2010 года заведующим Ногинским территориальным отделом N 15 государственного учреждения Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области" вынесено постановление 50 АА N 080832 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2007 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области", предпринимателю Богданову В.А. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами административного дела подтверждается факт наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Московской области.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 данного Закона перевозчик обязан выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и условиями заключенных договоров.
Статьей 3 Закона установлено, что разрешение на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту) - это документ, удостоверяющий допуск перевозчиков к транспортному обслуживанию автомобильным, электрическим (трамвай, троллейбус) транспортом по конкретному маршруту регулярного сообщения, а маршрутная карта (карточка допуска) - это документ на право работы автомобильного, электрического (трамвай, троллейбус) транспортного средства по маршруту регулярного сообщения.
Положения главы 5 Закона от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ устанавливают порядок организации обслуживания населения регулярными перевозками.
В соответствии с частью 1 статьи 22 главы 5 Закона от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется при наличии действующего разрешения на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту), выданного соответствующим уполномоченным органом, одновременно с которым перевозчику выдаются маршрутные карты (карточки допуска) (часть 5 статьи 22).
В результате мониторинга установлено, что предприниматель Богданов В.А. осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 9 "Доможирово - ул.Климова - п.Октября - Доможирово" без разрешения на работу по маршруту.
Частью 1 предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров водителем, не имеющим при себе маршрутной карты.
Частью 2 указанной статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров по маршруту без разрешения на право работы по маршруту.
Частью 3 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.
Частью 4 названной статьи предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в совершении указанного правонарушения.
В силу статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения предпринимателем Богдановым В.А. административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- заданием на осуществление деятельности по реализации Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области", фототаблицей, из которых следует, что на транспортном средстве - автобус малой вместимости марки "Газель" государственный номерной знак ВУ 984-50 РУС, принадлежащем предпринимателю Богданову В.А., осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту N 9 "Доможирово - ул.Климова - п.Октября -Доможирово";
- служебной запиской старшего инспектора ГУ МО АТИ, из которой следует, что при осуществлении им 08.07.2010 мониторинга установлен факт перевозки пассажиров автобусом, принадлежащим предпринимателю Богданову В.А., без разрешения на работу по маршруту;
- показаниями свидетелей Шапралова Г.М., Кадесниковой Е.Ю., Губанова К.А., Кузнецова И.В. от 08.07.2010, из которых следует, что автобус, принадлежащий предпринимателю Богданову В.А., осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 9;
- постановлением по делу об административном правонарушении, из которого следует, что предприниматель Богданов В.А. уже привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ за осуществление пассажирских перевозок без разрешения на право работы по указанному маршруту.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административном правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Так, в протокол об административном правонарушении вносятся объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ), при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007 N 46 указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов, о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении от 21.07.2010 имеется отметка о том, что он составлен в отсутствие предпринимателя Богданова В.А. извещенного о явке для составления протокола.
При этом из материалов дела усматривается, что извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено по почте и возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
Как следует из почтовой справки об истечении срока хранения, эта справка была отпечатана почтовым отделением 22.07.2010, то есть поле даты составления протокола. Кроме того, почтовое отправление со справкой об истечении срока хранения вернулось в административный орган только 27.07.2010, о чем свидетельствует штамп почтового отделения на конверте. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у лица, составлявшего протокол, отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении предпринимателя Богданова В.А. о месте и времени составления протокола.
Указанное нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Довод предпринимателя о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие предпринимателя Богданова В.А. не извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте его рассмотрения, не может быть принят апелляционным судом, поскольку на момент рассмотрения материалов административного дела (03.09.2010), заинтересованное лицо располагало сведениями о том, что срок хранения направленного предпринимателю Богданову В.А. извещения истек 19.08.2010, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почты России на 01.09.2010, имеющейся в материалах административного дела.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" и пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Таким образом, нарушение порядка привлечения к административной ответственности может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, независимо от того, имело ли место совершение административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода о законности оспариваемого постановления, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.05.2011 по делу N А41-37555/10 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление 50 АА N 080832 по делу об административном правонарушении, вынесенное 03.09.2010 заведующим Ногинским территориальным отделом N 15 государственного учреждения Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области", которым индивидуальный предприниматель Богданов В.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области".
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37555/2010
Истец: ИП Богданов В. А.
Ответчик: ГУ Московская область "Административно-транспортная инспекция Московской области" Ногинский территориальный отдел N15
Третье лицо: ТО N 15 ТУ N 2 Госадмтехнадзора
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5386/11