г. Вологда
19 июля 2011 г. |
Дело N А05-3963/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адонит" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2011 года по делу N А05-3963/2011 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Адонит" (ИНН 2918006810, ОГРН 1042902002330; далее - общество, ООО "Адонит") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ИНН 2901127831, ОГРН 1042900024562; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 N 06-10ю/10-2011 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласно, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения (приказа) от 21.01.2011 N 21-р о проведении плановой документарной проверки в отношении общества в период с 01.02.2011 по 01.03.2011 проведена плановая проверка соответствия деятельности заявителя требованиям водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, норм и правил соблюдения природоохранного законодательства.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.03.2011 N 36-21/1-2011.
В ходе проверки управлением установлено, что в установленный срок предоставления отчетности по форме N 2-ТП (воздух) согласно пункту 2 приказа Росстата от 17.09.2010 N 319 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" (далее - приказ N 319), то есть до 22 января после отчетного периода, которым признается один календарный год, ООО "Адонит" не представлены сведения об охране атмосферного воздуха за 2010 год. Кроме того, в установленный срок представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) согласно пункту 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, то есть до 15 января года, следующего за отчетным периодом, которым признается один календарный год, ООО "Адонит" не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год. Отчетность по форме N 2-ТП (отходы) за 2010 год согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17, то есть до 01.02.2011, заявителем также не представлена.
При таких обстоятельствах, управление пришло к выводу о нарушении обществом части 3 статьи 18, части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), части 1 статьи 21, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).
По факту несвоевременного сообщения полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду должностным лицом управления в отношении общества 21.03.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 06-10ю-2011 и 04.04.2011 вынесено постановление N 06-10ю/10-2011, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и которым ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Статьей 69 Закона N 7-ФЗ также определена необходимость государственного статистического учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и данных об их воздействии. К негативному воздействию на окружающую среду отнесено в силу статьи 1 указанного Закона воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу части 1 статьи 25 Закона N 96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно статье 21 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 30 Закона N 96-ФЗ установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Согласно приказу N 319 форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений указанная форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению):
- с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
- с объемом разрешенного выброса до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности;
- при отсутствии разрешительных документов с объемом фактического выброса по тем же критериям.
Пунктом 2 приказа N 319 установлено предоставление данных по указанным в пункте 1 названного Приказа формам федерального статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные в формах, то есть не позднее 22 января после отчетного периода.
По мнению общества, оно не должно представлять форму N 2-ТП (воздух), поскольку оно не является юридическим лицом с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год, а также с объемом разрешенного выброса до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности. Также общество указало, что согласно сведениям об охране атмосферного воздуха за 2010 год в отчетном году стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха обществом выброшено менее 10 тонн загрязняющих веществ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно разрешению N 05-23/16-114 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27.08.2009 (л. д. 53-54) объем разрешенного выброса обществом вредных веществ в атмосферу в 2010 году составляет 55,837 тонн, соответственно, общество обязано было представить форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) как юридическое лицо с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год не позднее 22.01.2011.
Общество же фактически представило форму N 2-ТП (воздух) 21.03.2011 (л. д. 73-75), то есть по окончании проверки и установления факта нарушения. При этом в форме, представленной обществом, указано, что обществом фактически выброшено в атмосферу 10,782 тонны вредных веществ.
Таким образом, ссылка подателя жалобы на то, что согласно сведениям об охране атмосферного воздуха за 2010 год в отчетном году стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха обществом выброшено менее 10 тонн загрязняющих веществ опровергается материалами дела. Кроме того, в данном случае не имеет значения, сколько выброшено загрязняющих веществ в отчетном году, так как приказом N 319 предусмотрено, что сведения предоставляются юридическим лицом с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.
Пунктами 3, 4, 5, 7 указанного приказа предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Общество является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается справкой о численности работников ООО "Адонит".
Как следует из материалов дела, управлением установлено, что в срок до 15.01.2011 отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, которые образовались в результате хозяйственной деятельности общества в 2010 году, заявителем представлена не была. Апелляционная жалоба общества доводов о его несогласии с решением суда в указанной части не содержит.
В силу статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Управлением в ходе проведенной проверки установлено, что общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами, поскольку осуществляет их накопление на 9 специально оборудованных площадках, что подтверждается копией приказа от 31.12.2010 N 67/01-01, которым утверждены площадки для временного накопления отходов, копией инвентаризации образующихся отходов производства и потребления от ведения хозяйственной деятельности предприятия ООО "Адонит" за 2010 год, в которой указано, что отходы размещаются на объекте временного хранения в ожидании решения вопроса по размещению либо передаче для обезвреживания, использования и т.д.
Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, срок ее представления установлен не позднее 1 февраля после отчетного периода, то есть за 2010 год - не позднее 01.02.2011.
Управлением установлено, что в установленный срок отчетность по форме N 2-ТП (отходы) обществом представлена не была.
Из материалов дела видно, что в результате хозяйственной деятельности заявителя в 2010 году образовались отходы 1-5 класса опасности и ООО "Адонит" вело их учет по наименованию и объемам, что подтверждается копией инвентаризации образующихся отходов производства и потребления от ведения хозяйственной деятельности предприятия за 2010 год (л. д. 50-52). Указанная инвентаризация была представлена административному органу в ходе проверки и исследована управлением, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
С учетом изложенного ссылка общества на то, что управление не установило какие именно отходы, какого класса опасности и за какой период образовались в результате деятельности заявителя, опровергается материалами дела.
Указанные нарушения свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2011 года по делу N А05-3963/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адонит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3963/2011
Истец: ООО "Адонит"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4194/11