г. Саратов |
Дело N А57-2804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Покровское Агентство недвижимости" - Сизоненко Е.В., по доверенности от 04.03.2011,
без участия в судебном заседании представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (ходатайство от 12.07.2011 г. N 04-06/3207 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Покровское Агентство недвижимости", г. Энгельс, Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2011 года
по делу N А57-2804/2011 (судья Кулапов Д.С.),
по заявлению открытого акционерного общества "Покровское Агентство недвижимости", г. Энгельс, Саратовской области,
заинтересованное лицо:
административный орган: межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинг по ПФО), г. Н. Новгород,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 04-10/777 от 15.02.2011 года,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Покровское Агентство Недвижимости" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 04-10/777 от 15.02.2011 г.., вынесенного МРУ Росфинмониторинг по ПФО, г. Н. Новгород.
Решением Арбитражного суда Саратовской области 11 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Открытое акционерное общество "Покровское Агентство Недвижимости" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, настаивая на истечении срока, привлечения к административной ответственности в октябре 2008.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу полагает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" поддержал позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, руководителем МРУ Росфинмониторинг по ПФО, г.Н. Новгород 12.10.2010 г.. издан приказ N 210 о проведении камеральной проверки в срок с 13 октября 2010 г. по 31 декабря 2010 г. открытого акционерного общества "Покровское Агентство Недвижимости" (ОГРН 1076449004653, ИНН 6449044879, юридический адрес; 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, д.51) (далее по тексту - Общество) по вопросу соблюдения, последним в период с 10 сентября 2007 г. по 11 октября 2010 г. законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Запросом (исх. N 04-04/3670 от 12.10.2010 г.) административным органом были затребованы документы и информация, необходимая для проведения проверки. В установленный срок затребованные документы и информацию ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" не представило.
В ходе проверки административным органном, было установлено, что согласно пункту 2 Устава Общества, в соответствии с которым ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" осуществляет операции с недвижимым имуществом; выписки из ЕГРЮЛ от 28.10.2010 N 11639, где в качестве основного ОКВЭД зарегистрирован 70.3 - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имущество; договорам ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" на оказание услуг, а также иным документам и информации, содержащиеся в материалах административного дела, открытое акционерное общество "Покровское Агентство Недвижимости" оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
По итогам проверки составлены Акт проверки от 28.12.2010 N 129 и протокол об административном правонарушении по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" от 13.01.2011 N 04-10/777.
Дело об административном правонарушении возбуждено по факту отсутствии организации и осуществления внутреннего контроля, а также непринятия Обществом внутренних организационных мер по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
На основании материалов проверки 15 февраля 2011 вынесено постановление N 04-10/777 в отношении ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Полагая, что административным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" оспорило постановление N 04-10/777 от 15.02.2011 в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что длительное непрекращающееся невыполнение Обществом вышеприведенных обязанностей, установленных законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ является длящимся правонарушением, в связи с чем, давность привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае правонарушение, совершенное ОАО "Покровское Агентство Недвижимости", было обнаружено административным органом 28.12.2010 г., данный факт отражен и подтверждается актом проверки N 129 от 28.12.2010 г.
Следовательно, как указал суд, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с 28.12.2010 г. и дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом в пределах срока давности.
Отменяя решение суда первой инстанции и, удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходит из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, но истечения на момент вынесения управлением постановления N 04-10/777 от 15.02.2011 предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 15.27 Кодекса неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 (далее - Положение) постановке на учет подлежат, в частности, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (подп. д п. 2 Положения). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения). Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7 Положения).
Из содержания Устава общества следует, что одним из видов деятельности общества является предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, судомми обоснованно указано на то, что общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области в качестве юридического лица 10 сентября 2007 года за основным государственным регистрационным N 1076449004653) (свидетельство серия 64 N 002226561, выписка из ЕГРЮЛ N 2040 от 05.03.2011 г..), следовательно, Общество должно было зарегистрироваться в Межрегиональном управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу не позднее 22 октября 2007 года, однако, заявитель не исполнил эту обязанность до настоящего времени. Данный факт подтверждается материалами дела и ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" не оспорен.
Обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Таким образом, по смыслу Положения и названного Приказа Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 обязанность по назначению данных лиц общество также должно было исполнить не позднее 22.10.2007.
Судами обеих инстанций установлено, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт нарушения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившийся в непредставлении карты постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из содержания ч. 1 ст. 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кодексом предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Апелляционным судом установлено, что факты совершения вменяемых обществу нарушений, в том числе выразившихся в непредставлении в управление карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, в установленный 30-дневный срок, а также в ненаправлении на согласование в управление правил внутреннего контроля в течение 5 дней со дня их утверждения были обнаружены административным органом 28.12.2010.
Вместе с тем постановление N 04-10/777 в отношении ОАО "Покровское Агентство Недвижимости" о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено 15.02.2011, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, апелляционный суд правильно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылка управления, изложенная в отзыве на апелляционную жалобу, на длящийся характер совершенного обществом административного правонарушения и, соответственно, на необходимость исчисления срока давности с момента обнаружения правонарушения, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уполномоченные органы обязаны своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах вывод суда о соблюдении административным органом срока давности при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности не соответствует законодательству.
Поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ, а также и то, что выводы суда не основаны на нормах права, обжалуемый судебный акт подлежат отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2011 года по делу N А57-2804/2011 отменить.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Покровское Агентство недвижимости", г. Энгельс, Саратовской области, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания N 04-10/777 от 15.02.2011 г.., вынесенное межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г. Н. Новгород, о признании открытого акционерного общества "Покровское Агентство недвижимости", г. Энгельс, Саратовской области, виновным в совершении административного правонарушения по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2804/2011
Истец: ОАО "Покровское Агентство Недвижимости", представитель Сизоненко Е. В.
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: директору ОАО "Покровское агентство недвижимости" Гризоглазову К. Л.
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4775/11