Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 мая 2007 г. N КА-А40/3249-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2007 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.07, признано незаконным решение ИФНС РФ N 9 по г. Москве N 13-04/174 от 02.02.06 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления ОАО "Всероссийский Центр изучения общественного мнения" и предложения уплатить суммы НДС за февраль 2004 года - в размере 42.121 руб.; за март 2004 года - в размере 62.342 руб. 00 коп; за 2 квартал 2004 года в размере - 35.141 руб.; за август 2004 года - в размере - 5.566 руб.; за сентябрь 2004 года - в размере 565.201 руб.; за октябрь 2004 года - в размере 40.460 руб.; за ноябрь 2004 года - в размере 128.209 руб.; за декабрь 2004 года - в сумме 257.932 руб., а всего - 1.136.972 руб. 00 коп.;
предложения уплатить соответствующие указанным выше сумм доначислений НДС пени;
привлечения ОАО "Всероссийский Центр изучения общественного мнения" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм НДС в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм НДС за февраль 2004 года - в размере 8.424 руб. 20 коп.; за март 2004 года - 12.468 руб. 40 коп.; за 2 квартал 2004 года - 7.028 руб. 20 коп.; за август 2004 года - 1.113 руб. 40 коп.; за сентябрь 2004 года - 7.028 руб. 20 коп.; за октябрь 2004 года -8.092 руб. 00 коп.; за ноябрь 2004 года 25.641 руб. 80 коп.; за декабрь 2004 года - 51.586 руб. 40 коп., а всего в размере 227.394 руб. 60 коп.;
привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления размере такой декларации в размере 7.235 руб. 70 коп.;
привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ, за непредставление в установленный требованием Ответчика от 11.10.2005 г. N 13-07/43766 срок документов в количестве 36 штук.
Применив ст. 4, п. 1 ст. 11, п.п. 1 п. 1 ст. 146, п.п. 4 п. 1 ст. 148, ст. 149 НК РФ, суды указали, что выполненные Обществом научно-исследовательские работы освобождены от уплаты НДС, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции о привлечении к ответственности, начислении пени незаконно.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя Общества, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В феврале, марте, 2 квартале, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2004 года в налоговой декларации по НДС заявлено освобождение от налогообложения НДС по подпункту 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Согласно данному подпункту не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации, в том числе, выполнение научно-изыскательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Исходя из буквального толкования данной нормы для использования налогоплательщиком указанной налоговой льготы он должен:
1) выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основании хозяйственных договоров;
2) являться учреждением образования или науки.
Каких-либо дополнительных оснований для освобождения от налогообложения НДС подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не предусмотрено.
Ответчиком в адрес Истца было выставлено требование от 11.10.2005 г. N 13-07/43766,. в котором, в числе прочего, Ответчик обязывал Истца представить хозяйственные договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работы.
Данное требование Истцом было выполнено, что не оспаривается в решении.
Какого-либо дополнительного требования о предоставлении Истцом документов, подтверждающих статус Истца как учреждения образования или науки, Ответчиком не выставлялось.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научной и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдает им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации - в установленном Правительством РФ порядке Обществу выдано Свидетельство о государственной аккредитации научной организации от 25 декабря 2003 года N 5363 со сроком действия до 25 декабря 2006 года.
Таким образом, наличие указанного Свидетельства, является доказательством того, что Истец имеет статус научной организации.
Доводы Инспекции о том, что научно-исследовательские работы, выполняемые заявителем, в действительности таковыми не являются, правомерно отклонены судом, так как для признания работ научно-исследовательскими обязательной государственной регистрации во Всероссийском научно-техническом информационном центре не требуется.
Кроме того, налоговому органу в силу ст. 31 НК РФ не предоставлено права классифицировать выполненные заявителем работы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ местом реализации научно-исследовательских работ признается территория Российской Федерации, если покупатель таких работ осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами:
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). Таким образом, при выполнении научно-исследовательских работ российским юридическим лицом иностранной фирме, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, местом оказания данных услуг не признается территория Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что денежные средства, полученные Истцом от иностранного контрагента по ряду договоров за выполнение научно-исследовательских работ не включаются, в объект, облагаемый налогом на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
То есть, Ответчик вправе требовать не любые документы, а лишь те, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
Оценив содержание требования от 11.10.05 г. N 13-07/43766 о предоставлении документов в количестве 36 штук, представленные заявителем документы, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в его действиях состава правонарушения, установленного п. 2 ст. 126 НК РФ.
Кассационная инстанция с таким выводом согласна, поскольку субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ является не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения, об интересующем налоговый орган налогоплательщике.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.07 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 9 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2007 г. N КА-А40/3249-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании