г. Владивосток |
Дело |
22 июля 2011 г. |
N А51-18386/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива "Уссуриец": Сырбу Г.Г., доверенность от 22.12.2010, сроком действия на 1 год;
от Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края: Мозжерина Я.Г., доверенность от 18.11.2010 N 2350, сроком действия на 1 год, удостоверение N 223;
от Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, Управления государственной службы занятости населения Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива "Уссуриец"
апелляционное производство N 05АП-4269/2011
на решение от 16.05.2011
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-18386/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива "Уссуриец"
к Управлению по координации правоохранительной деятельности Приморского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края
третье лицо: Управление государственной службы занятости населения Приморского края
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Уссуриец" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края (далее - Комиссия) об отклонении заявки на привлечение 50-ти иностранных работников строительных специальностей, оформленного Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края N 10/1 от 25.06.2010 и обязании Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края (далее - Управление) восстановить нарушенное право путем включения заявки СПССК "Уссуриец" в предложение Приморского края по объемам квот на 2011 год (с учетом уточнений, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета требований, привлечено Управление государственной службы занятости населения Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 16.05.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Кооператив считает, что суд применил положения статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", не подлежащую применению. Считает, что в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие доводы Комиссии о демографической ситуации и (или) о возможности обустройства иностранцев в Приморском крае, ситуации на рынке труда, в связи с чем считает, что указанные обстоятельства судом не установлены. Полагает, что представленная ответчиками в материалы дела Выписка из приложения N 4 является недостоверным доказательством, поскольку не заверена надлежащим образом. Настаивает на том, что ни одного "отрицательного заключения" в отношении СПССК "Уссуриец" в материалах дела нет. Также обращает внимание суда на тот факт, что на протяжении ряда лет Кооператив пытался решить кадровые вопросы за счет российский специалистов. Кроме того, Кооператив указывает, что решение N 10/1 от 25.06.2010 было направлено Кооперативу только спустя два месяца - 09.09.2010, то есть с нарушением установлено 10-дневного срока.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ответчики явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
20.04.2010 Кооператив обратился в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год. Согласно заявки Кооператива указывалось на наличие 50 вакантных мест по следующим рабочим специальностям: каменщик, штукатур, плотник и отделочник ж/б изделий.
25.06.2010 состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края, на котором было принято решение об отклонении заявок работодателей, планирующих привлечение иностранных работников в 2010 году, в том числе заявки СПССК "Уссуриец".
Решение было оформлено протоколом N 10/1 от 25.06.2010, о чем 09.09.2010 письмом N 25-02-38/1948 Кооператив был проинформирован Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая Кооперативу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Комиссии N 10/1 от 25.06.2010 соответствует положениям действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и формирования квот с учетом ситуации на рынке труда зафиксирован в базовом законе в сфере миграции - Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 28.09.2010, далее - Закон о правовом положении иностранцев). Данный принцип нашел развитие в подзаконных актах, регламентирующих порядок привлечения иностранных работников. В частности, п. 18 Правил формирования квот предусматривает возможность полного или частичного отклонения заявки работодателя по решению Межведомственной комиссии (МВК) при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, или привлечения рабочей силы из других регионов.
Работодателям, привлекающим иностранную рабочую силу из дальнего зарубежья, органы службы занятости населения выдают заключение о привлечении иностранных работников, содержащее положительное либо отрицательное решение. Порядок выдачи таких заключений определен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утв. Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008, ред. от 21.04.2009).
Заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям (должностям), выдается органами службы занятости населения в случаях:
- отсутствия в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о вакансиях;
- если срок представления сведений о вакансиях составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса;
- наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (безработных граждан);
- наличия отказа работодателя в приеме на работу российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки, включая проживающих в другой местности, в трудоизбыточных регионах (муниципальных образованиях, населенных пунктах);
- отсутствия в перечне рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников на текущий год.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила).
Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах РФ решением высших должностных лиц субъектов определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
На территории Приморского края уполномоченным органом является Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края.
Согласно пункту 8.5 Положения об управлении по координации правоохранительной деятельности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 г. N 197-па управление организует и координирует работу по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
В целях формирования квот на 2011 год, Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края в соответствии с Правилами осуществлены сбор заявок работодателей, обобщение заявок, а также обобщение заключений заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ. По результатам обобщения и сбора информации уполномоченным органом направлены соответствующие документы и материалы в МВК.
Как верно отметил суд первой инстанции, по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (п. 18 Правил).
В соответствии с п. 15 Правил постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 N 40-пг создана комиссия, утверждено Положение о комиссии и ее состав.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, к заседанию межведомственной комиссии, которое состоялось 25.06.2010, Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края (уполномоченным органом) были представлены материалы в отношении СПССК "Уссуриец", а именно:
- заявка работодателя о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год от 26.04.2010;
- отрицательное заключение департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (как органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего управление в области сельского хозяйства) о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;
- отрицательное заключение управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю;
- отрицательное заключение управления государственной службы занятости населения Приморского края;
- информация Государственной инспекции труда в Приморском крае.
В рассматриваемом случае, отклоняя заявку Кооператива, Комиссия, руководствуясь Правилами и положениями Закона N 115-ФЗ, исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Приморском крае и возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.
При этом, как правильно указал суд, комиссия сделала обоснованный вывод о наличии возможности удовлетворения потребности Кооператива в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не использовал возможность удовлетворить потребность в рабочей силе за счет российских граждан. Так в материалы дела не представлены документы, подтверждающие тот факт, что Кооператив участвовал в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, проводил работы с учебными заведениями, участвовал в государственных программах стажировки и переобучении безработных граждан, за исключением обращения в органы службы занятости.
Из вышесказанного, коллегия апелляционного суда полагает, что Кооператив изначально отдавал приоритет иностранным гражданам из КНР.
Согласно информации, предоставленной КГКУ "Центр занятости населения города Уссурийска", СПССК "Уссуриец" подал сведения о наличии вакантных рабочих мест по специальностям каменщик, штукатур, плотник, отделочник ж/б изделий 16.12.2009 и 21.12.2010 вх.1928.
11.02.2010 председателем СПССК "Уссуриец" И.В.Мишиным подано на имя директора КГУ "ЦЗН города Уссурийска" заявление (л.д. 86 т.1) об отказе от предоставления государственной услуги в подборе необходимых работников по заявленным сведениям о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), по причине того, что отпала надобность.
Также материалами дела подтверждается тот факт, что за период с 11.02.2010 по 25.06.2010, то есть на дату принятия решения Межведомственной комиссией по привлечению иностранных работников на территорию Приморского края заявитель по вышеуказанным специальностям в службы занятости не обращался.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края об отклонении заявки на привлечение 50-ти иностранных работников строительных специальностей, оформленного Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края N 10/1 от 25.06.2010 соответствует нормам законодательства, не нарушает прав и законных интересов Кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с чем суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Кооперативу отказал обоснованно.
Доводы заявителя об удовлетворении других заявок работодателей при тех же условиях не относятся к предмету настоящего спора.
Остальные возражения заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления, а также противоречащие материалам дела. Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.05.2011 по делу N А51-18386/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Уссуриец" из федерального бюджета 1.000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 53 от 15.06.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18386/2010
Истец: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Уссуриец", Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив Уссурец
Ответчик: Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, Управление по координации правоохранительной деятельности ПК, Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края
Третье лицо: Межведомтсвенная комиссия по вопросам привлечения и использования иностанных работников на территории Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Пиморского края, Управление государственной службы занятости населения Пиморского края
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4269/11