г. Москва |
Дело N А40-24282/11-94-183 |
03 августа 2011 г. |
N 09АП-17471/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей И.В. Бекетова, Э.В. Якутов
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коняевой М.А.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ "Земельная кадастровая палата" на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2011 г.. по делу N А40-24282/11-94-183 судьи Ерохина А.П.
по заявлению Автономная некоммерческая организация "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" (Москва, ул.Крылатская, д.2)
к 1) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Москве, 2) Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) г.Москва, ул.Бахрушина, д.20
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Акилов К.Ю., дов. от 25.07.2011 г..; Антипов А.В., дов. от 01.12.2010 г..; Мишульский П.В., дов. от 29.12.2010 г..;
от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) Зайцев А.В., дов. от 28.02.2011 г..;
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" (далее клуб) обратилась в Арбитражный суд с требованиями о признании действий Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее Департамент) по подаче заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N 77:08:0008001:1008 и решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г.Москве (далее Учреждение) N 77/601/10-4978 от 30.07.2010 г.. о снятии с кадастрового учета участка с кадастровым N 77:08:0008001:1008 незаконными; об аннулировании решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г.Москве N 77/601/10-4978 от 30.07.2010 г.. о снятии с кадастрового учета участка с кадастровым N 77:08:0008001:1008 и обязании Учреждения поставить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N 77:08:0008001:1008.
Решением от 24.05.2011 г.. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод, что действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по г.Москве" и Департамента земельных ресурсов города Москвы по снятию с кадастрового учета участка с кадастровым N 77:08:0008001:1008 не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на временный характер регистрации объекта недвижимости. Указал, что Департамент подведомствен Правительству Москвы, а это не исключает полномочий Департамента на представление в Учреждение заявлений о проведении кадастрово-учетных действий.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы Учреждения поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель Учреждения, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон не находит оснований для её удовлетворения и отмены или изменения решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.12.2009 г.. заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением об оформлении, выдаче и заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами N N 77:08:0008012:1004, 77:08:0008012:1002, 77:08:0008012:1003, N 77:08:0008001:1008 и прочих правоустанавливающих документов. Основанием совершения требуемого Заявителем действия являлось Распоряжение Правительства Москвы от 24.03.2008 г.. N 565-РП, о том, что Правительством Москвы будет оформлен в аренду Клубу земельный участок на территории Малой Строгинской поймы. Таким образом, заявитель действовал в рамках порядка предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места расположения объекта, установленный ст.30 ЗК РФ, и, среди прочих, испрашивал в аренду участок N 77:08:0008001:1008.
В период обращения Заявителя с заявкой на предварительное согласование участка для строительства действовал Земельный кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом N 136-ФЗ от 25.10.2001 г.. в редакции Федерального закона от 30.06.2003 г.. N 86-ФЗ (далее - ЗК РФ).
30.07.2010 г.. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г.Москве было вынесено решение N 77/601/10-4978 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым N 77:08:0008001:1008, которое основано на заявлении Департамента земельных ресурсов города Москвы N 77/601/10-4978 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером).
В соответствии с данным решением Участок был снят с кадастрового учета в соответствии с п.53 Порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ N 42 от 04.02.2010 г..
Заявитель считая, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата по г.Москве" и Департамента по снятию с кадастрового учета земельного участка N 77:08:0008001:1008 нарушает права клуба в сфере предпринимательской деятельности обратился в арбитражный суд.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст.22 ЗК РФ земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся, в том числе, в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо - без предварительного согласования мест размещения объектов (п.1 ч.1 ст.30 ЗК РФ), либо - с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.2 ч.1 ст.30 ЗК РФ).
При этом согласно ч.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов лицам, не являющимся государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляется в аренду.
В соответствии с ч.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, для выполнения п.4 ч.5 ст.30 ЗК РФ и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства необходимо выполнение п.1 и 2 ч.5 ст.30 ЗК РФ.
Суд первой инстанции достоверно установил, что земельный участок N 77:08:0008001:1008 территориально входит в состав особо охраняемой природной территории г.Москвы - природно-исторического парка "Замоскворецкий".
В соответствии с ч.2 ст.14 Закона города Москвы N 48 от 26.09.2001 г.. "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (далее Закон города Москвы) земельные участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий (дирекциям особо охраняемых природных территорий). Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозные объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Какого-либо решения Правительства Москвы по заявлению клуба о предоставлении испрашиваемых участков, в том числе - с N 77:08:0008001:1008 вынесено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что снятие участка с N 77:08:0008001:1008 до вынесения подобного решения по существу заявления Клуба нарушает порядок предоставления участков с предварительным согласованием мест размещения объектов, установленной ч.5 ст.30 ЗК РФ, прежде всего - п.2 ч.5 ст.30 ЗК РФ, так как до вынесения решения в установленном законом порядке, участок снят с кадастрового учета.
Вместе с тем Согласно п.53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития N 42 от 04.02.2010 г.. (далее Порядок), внесение в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
В отношении частей объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а "учтенный" - на "архивный" при поступлении в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего Государственную регистрацию прав, документов, соответственно, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо документов о регистрации прекращения ограничений (обременении) прав и отсутствии сведений о том, что на данную часть не зарегистрировано другое ограничение (обременение) права.
"Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае:
- истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;
- представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус;
- представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Статьей 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре недвижимости) установлены особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости:
1. В случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
2. В случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
3. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
3.1. Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
4. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
5. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, в соответствии с п.53 Порядка на основании которого принято оспариваемое решение Учреждения, временный статус сведений государственного кадастра недвижимости может быть изменен на аннулированный, в том числе, в случае представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета данного объекта недвижимости. Данный пункт сходен с аналогичной с нормой ст.24 Закона о кадастре недвижимости.
В силу ч.2 ст.14 Закона города Москвы в отношении особо охраняемых природных территорий г.Москвы функции собственника выполняет Правительство Москвы.
В соответствии со ст.20 Закона о кадастре недвижимости с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявление Департамента не должно являться основанием для снятия участка за N 77:08:0008001:1008 с кадастрового учета в виду того, что с заявлением обратилось неуполномоченное на то лицо.
Таким образом, решение Учреждения затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку клуб в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 24.03.2008 г.. N 565-РП, является лицом, имеющим право на получение земельного участка с N 77:08:0008001:1008 в порядке ст.30 ЗК РФ.
Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного правового акта государственного органа власти в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по г.Москве" и Департамента земельных ресурсов города Москвы по снятию с кадастрового учета участка с кадастровым N 77:08:0008001:1008 не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно обязал Учреждение поставить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N 77:08:0008001:1008 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2011 г.. по делу N А40-24282/11-94-183 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья: |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24282/11-94-183
Истец: Автономная некоммерческая организация "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Москве, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17471/11