г. Владимир
"08" августа 2011 г. |
Дело N А79-2128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прохоровой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.05.2011 по делу N А79-2128/2011,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии о привлечении открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - Бикмурзина Е.В. по доверенности от 15.07.2010 N 0597/10 сроком действия три года.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) в период с 02.03.2011 по 10.03.2011 в отношении открытого акционерного общества "Мобильный ТелеСистемы" (Чебоксарский филиал) (далее - общество, ОАО "МТС") проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании при осуществлении деятельности по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 47 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328, пункта 5 условий осуществления деятельности по лицензии N50789, пункта 5 раздела XI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, выразившиеся в том, что оператор связи (ОАО "МТС") приостановил оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и телематических услуг связи абоненту Новикову А.А. с 30.10.2010, не направив абоненту уведомление о намерении приостановить оказание услуг связи в письменной форме и короткое текстовое сообщение об этом с указанием даты приостановления оказания услуг подвижной связи.
По результатам проверки 10.03.2011 оформлен акт проверки и 22.03.2011 в отношении общества составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении ОАО "МТС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 19.05.2011 суд удовлетворил заявленные Управлением требования и привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МТС" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и просило решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что у него отсутствовала обязанность по направлению в адрес абонента уведомления о приостановления оказания услуг связи, поскольку Новикову А.А. предоставлен абонентский номер с тарифным планом, предусматривающим внесение авансового платежа. ОАО "МТС" указало, что при отсутствии на лицевом счету абонента денежных средств у оператора связи отсутствует обязанность по оказанию услуг связи.
Представитель общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Управление в возражения на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционной жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи" в данный перечень включены услуги подвижной радиотелефонной связи.
Согласно пункту 47 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328, в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг подвижной связи до устранения нарушения.
При этом сохраняется доступ к сети подвижной связи и возможность вызова абонентом экстренных (оперативных) служб.
Оператор связи направляет абоненту уведомление о намерении приостановить оказание услуг подвижной связи в письменной форме и короткое текстовое сообщение об этом с указанием даты приостановления оказания услуг подвижной связи.
В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев со дня получения абонентом от оператора связи указанного уведомления оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "МТС" имеет лицензию N 50789 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, условиями которой предусмотрена обязанность лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации. Срок действия лицензии до 21.05.2017.
Как следует из материалов дела, до приостановления оказания услуг связи с 30.10.2010 общество не уведомило об этом своего абонента Новикова А.А.
Факт нарушения ОАО "МТС" требований пункта 47 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328, пункта 5 лицензии N50789 установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела (актом проверки от 10.03.2011, протоколом об административном правонарушении от 22.03.2011).
Из обстоятельств дела усматривается, что у общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства и условий лицензии.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы относительно неприменения к рассматриваемому случаю положений пункта 47 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328, и пункта 3 статьи 44 Федерального закона "О связи" подлежат отклонению как несостоятельные.
Пунктом 8.4 Правил оказания услуг связи "МТС" установлена обязанность абонента своевременно оплачивать услуги оператору в соответствии с действующим порядком, методом оплаты услуг, тарифным планом и условиями настоящих Правил.
Пунктом 9.2 Правил оказания услуг связи "МТС" предусмотрено право оператора связи (ОАО "МТС") приостанавливать оказание услуг связи в случае нарушения абонентом условий настоящих Правил, в том числе нарушения сроков оплаты услуг.
В соответствии с пунктом 12.2 при авансовом методе расчетов на лицевой счет абонента до начала предоставления услуг должен быть внесен аванс (платеж), образующий на лицевом счете определяемый оператором положительный остаток. Авансовые платежи, внесенные на лицевой счет абонента, используются для оплаты услуг по мере их потребления абонентом.
Абонентский номер Новикову А.А. был предоставлен на условиях тарифного плана "МТС Коннект-3", пунктом 4 которого предусмотрено списание ежемесячной платы за тарифную опцию в полном объеме в момент подключения и далее каждый месяц в день соответствующий дате подключения тарифной опции независимо от количества средств на счете.
Следовательно, приостановление обществом оказания услуг связи было вызвано невнесением абонентом авансового платежа, то есть несоблюдением обязанности по оплате услуг связи (пункт 8.4 Правил оказания услуг связи "МТС").
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях ОАО "МТС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Вместе с тем в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Рассматриваемое правонарушение не может рассматриваться как длящееся, поскольку его объективная сторона состоит в неуведомлении абонента о намерении приостановить оказание услуг подвижной связи с указанием даты приостановления оказания услуг подвижной связи.
На следующий день после приостановления оказания услуг связи без уведомления об этом абонента (в данном случае 30.10.2010) правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным.
Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, то есть с 31.10.2010, а не с момента его обнаружения.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Возможность восстановления данного срока законодательством не предусмотрена.
Решение суда первой инстанции о привлечении ОАО "МТС" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято 19.05.2011, то есть за пределами срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.05.2011 подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена. Излишне уплаченная обществом государственная пошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению 19.05.2011 N 016865 подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.05.2011 по делу N А79-2128/2011 отменить.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии в удовлетворении заявления о привлечении открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 19.05.2011 N 016865.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2128/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии, Управление Федеральной службы по надзору в сфересвязи и массовых коммуникаций по Чувашской Республике
Ответчик: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", Филиал ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Чувашской Республике, филиал ООО "Мобильные ТелеСистемы" в Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: МИФНС N46 по г. Москве