город Омск
05 августа 2011 г. |
Дело N А46-2115/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.07.2011 - 29.07.2011 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3679/2011) открытого акционерного общества "Особое конструкторское бюро "КАРАТ" ИНН5501035028, ОГРН 1025500527326 (далее - ОАО "АКБ "КАРАТ"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2011 по делу N А46-2115/2011 (судья Глазков О.В.), принятое
по заявлению ОАО "АКБ "КАРАТ"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР в СФО; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.02.2011 N 039,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "ОКБ "КАРАТ" ? директора Вихорева Г.И. (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Вихоревой Ю.Г. по доверенности от 21.03.2011, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от РО ФСФР в СФО - Ковалева В.А. по доверенности от 31.12.2010 N 25, действительной до 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ОАО "ОКБ "КАРАТ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к РО ФСФР в СФО, в котором просило признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 09.02.2011 N 039, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде назначения административного штрафа в сумме 700 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества события административного правонарушения и отсутствие оснований для применения к нему положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ОКБ "КАРАТ" обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное Обществом требование удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно не применил к нему положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель административного органа в письменном отзыве и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв.
В судебном заседании, возобновленном после перерыва, участвующие в деле лица поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании поручения заместителя руководителя РО ФСФР России в СФО от 11.10.2010 N 51-10-562 на проведение камеральной проверки специалистами РО ФСФР России в СФО в период с 11.10.2010 по 10.12.2010 проведена проверка деятельности ОАО "ОКБ "КАРАТ" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
РО ФСФР России в СФО в адрес ОАО "ОКБ "КАРАТ" направлено предписание о предоставлении документов от 15.10.2010 исх. N 51-10-ЕС-13/7292.
Для опубликования информации в сети Интернет, в соответствии с требованиями Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, ОАО "ОКБ "КАРАТ" использует сайт http://okb-karat.transfer.su (далее по тексту - страница в сети Интернет).
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований законодательства РФ, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме:
- опубликование банковских реквизитов расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов осуществлено с нарушением пункта 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение от 10.10.2006 N 06-117/пз-н), что зафиксировано в пункте 1 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- ежеквартальные отчеты эмитента за 4 квартал 2009 года - 3 квартал 2010 года не содержат в полном объеме информацию, предусмотренную Приложением N 10 к Положению от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пунктах 2.1-2.4 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- согласно копиям страницы в сети Интернет от 11.10.2010, от 16.12.2010 тексты ежеквартальных отчетов Общества за 4 квартал 2007 года, 1 квартал 2009, 2 и 3 кварталы 2010 не доступны на странице в сети Интернет, что является нарушением пункта 5.7 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 2.5 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- в нарушение пункта 5.8 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, заявитель не опубликовал в ленте новостей сообщения о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальных отчетах за 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года, 2, 3, 4 кварталы 2009 года и за 1 квартал 2010 года, что зафиксировано в пункте 2.6 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- Обществом допущены нарушения пунктов 8.5.4, 8.5.5, 8.5 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 3 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- Общество допустило нарушения подпункта 6.3.1 пункта 6.3 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 4 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- Общество допустило нарушение пункта 8.2.5 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 5 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- Общество допустило нарушение пункта 8.6.3 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 6 оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
По результатам проведенной проверки составлены акт камеральной проверки деятельности открытого акционерного общества "Особое конструкторское бюро "Карат" по вопросу соблюдения законодательства РФ о ценных бумагах и об акционерных обществах в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, от 24.12.2010 N 51-10-13-19/235-АЭ и протокол об административном правонарушении N 039 от 26.01.2011.
По результатам рассмотрения акта проверки протокола об административном правонарушении РО ФСФР в СФО было принято постановление от 09.02.2011 N 039 о привлечении ОАО "ОКБ "КАРАТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление административного органа нарушает права и законные интересы ОАО "ОКБ "КАРАТ", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
25.04.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и удовлетворения заявленного ОАО "ОКБ "КАРАТ" требования, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Согласно пункту 4 указанной нормы в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента); сообщений о существенных фактах.
Пунктами 6-8 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определен состав информации, подлежащей включению в ежеквартальный отчет.
Помимо информации, предусмотренной пунктами 6-8 настоящей статьи, ежеквартальный отчет должен также содержать иную информацию, определенную нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Согласно пункту 13 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.
В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию или предоставлению сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях (подпункт 2 пункта 14 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Состав, порядок и сроки раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1.9 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
В силу пунктов 5.1, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется: на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к указанному Положению.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
В срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Абзацами первым и третьим пункта 6.2.10 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н предусмотрено, что в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о дате, на которую составляется список акционеров эмитента для целей реализации прав, закрепленных акциями эмитента.
Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о дате составления списка акционеров эмитента или иное решение, являющееся основанием для определения даты составления такого списка.
В соответствии с абзацами первым и третьим пункта 6.2.12 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента.
Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания участников (акционеров) эмитента.
Пунктом 6.3.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н установлено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2-х дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 8.1.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: а) годовой отчет акционерного общества; б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества; д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
В силу пункта 8.2.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н открытое акционерное общество обязано раскрывать информацию в форме годового отчета.
Открытое акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества (пункт 8.2.4 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н).
Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 8.2.5 Положения).
Пунктом 8.5.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н установлена обязанность акционерных обществ раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Согласно пункту 8.5.3 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2-х рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 8.5.4 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н).
Согласно пункту 8.5.5 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
В соответствии с пунктом 8.6.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н акционерные общества, обязанные в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг. К сведениям, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, в том числе, относится информация о принятых советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решениях.
Пунктом 8.6.3 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н предусмотрено, что сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Текст сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет, если иной срок обеспечения доступа к указанной информации не установлен пунктом 8.6.1 настоящего Положения.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 8.6.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н моментом наступления указанных в настоящем подпункте событий является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято соответствующее решение.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки проведенной РО ФСФР в СФО в отношении ОАО "ОКБ "КАРАТ", были установлены нарушения перечисленных выше требований законодательства Российской Федерации, касающиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а именно: опубликования Обществом банковских реквизитов расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, и размера (порядка определения размера) таких расходов, полноты раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов, списков аффилированных лиц, сообщений о существенных фактах, годового отчета акционерного общества, сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, актом камеральной проверки деятельности ОАО "ОКБ "КАРАТ" по вопросу соблюдения законодательства РФ о ценных бумагах и об акционерных обществах в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, от 24.12.2010 N 51-10-13-19/235-АЭ и материалами указанной проверки, протоколом об административном правонарушении от 26.01.2011 N 039.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что ОАО "ОКБ "КАРАТ" были допущены нарушения указанных выше требований законодательства Российской Федерации, касающиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Указание подателя жалобы об отсутствии в его действиях события административного правонарушения не соответствует изложенным выше обстоятельствам и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным применить к Обществу положения статьи 2.9 КоАП РФ, регламентирующей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общие правила назначения наказания определены статьей 4.1 КоАП РФ.
Так, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 указанного Постановления, введенного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Объективная сторона совершенного Обществом административного правонарушения заключается в нарушении: пункта 1.9 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н); Приложения N 10 к Положению от 10.10.2006 N 06-117/пз-н; пунктов 5.7, 5.8, 8.5.4, 8.5.5, 8.5, подпункта 6.3.1 пункта 6.3, пунктов 8.2.5, 8.6.3 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Таким образом, правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг.
Суд апелляционной инстанции, оценивая конкретные обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, приходит к выводу о том, что материалы дела не подтверждают причинение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из следующего.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявитель в силу его имущественного положения, незначительной роли на рынке ценных бумаг не может расцениваться судом как субъект рынка ценных бумаг, оказывающий существенное влияние на правоотношения, связанные с оборотом акций общества.
Нарушение прав акционеров, инвесторов, и иных лиц, наличие жалоб на действия Общества материалы дела не содержат. Не установлено административным органом и наступления тяжких последствий, в частности для иных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе акционеров заявителя, а также для осуществления государственного контроля в сфере рынка ценных бумаг.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что уведомлением РО ФСФР в СФО от 27.04.2011 административный орган уведомил Общества об освобождении обязанности осуществлять раскрытие или представление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 04.10.2010 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем конкретном случае необходимо руководствоваться конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что численность Общества составляет 3 человека, административный штраф превышает размер годового фонда заработной платы.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, мера административного взыскания в виде штрафа в сумме 700 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер. Следовательно, применение административным органом к Обществу указанной меры административного наказания нарушает установленный в принцип соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание существо совершенного Обществом правонарушения, отсутствие наступления материальных негативных последствий, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель подлежит освобождению от административной ответственности
Такая мера, по мнению суда апелляционной инстанции, является соразмерной совершенному Обществом правонарушению и отвечает принципам справедливости.
В соответствии с абзацем вторым пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта о признании незаконным оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2011 по делу N А46-2115/2011 отменить.
Заявленное открытым акционерным обществом "Особое конструкторское бюро "КАРАТ" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 09.02.2011 N 039, которым открытое акционерное общество "Особое конструкторское бюро "КАРАТ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто штрафу в сумме 700 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2115/2011
Истец: ОАО "Особое конструкторское бюро "Карат"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3679/11