г. Пермь
03 августа 2011 г. |
Дело N А71-3754/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от истца ГУ УПФР в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики (ОГРН 1027700220624, ИНН 1837001019) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика ОАО "Чепецкий механический завод" (ОГРН 1021801092158, ИНН 1829008035) - не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ОАО "Чепецкий механический завод"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2011 года
по делу N А71-3754/2010,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по иску ГУ УПФР в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики
к ОАО "Чепецкий механический завод"
о взыскании 249 019 руб. 82 коп. недоимки по страховым взносам, пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к открытому акционерному обществу "Чепецкий механический завод" о взыскании недоимки по страховым взносам за 2007-2008 годы в размере 235 211,35 руб., пени в размере 13 808,47 руб. за просрочку исполнения обязанности уплаты страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В качестве основания для отмены судебного акта, заявитель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие у суда оснований для применения преюдиции, так как решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-3480/2010 не основано на нормах, действующего в тот период законодательства, а решение налогового органа от 21.12.2009 года N 09-57/16, принятого по результатам выездной налоговой проверки, вступило в законную силу 19.02.2010 года, тогда как решение органа Пенсионного фонда принято 29.12.2009 года. Кроме того, наличие недоимки по страховым взносам должно подтверждаться решением налогового органа, принятого по результатам проверки, а взыскание данной недоимки осуществляется органами Пенсионного фонда РФ, следовательно, взыскание недоимки на основании решения органа Пенсионного фонда РФ, на момент принятия которого решение налогового органа не вступило в законную силу, является незаконным. Также ответчик ссылается на отсутствие в решении налогового органа доначисления страховых взносов.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представители сторон по делу не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции. От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики рассмотрен поступивший из Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике акт выездной налоговой проверки хозяйственной деятельности ОАО "ЧМЗ" от 25.11.2009 года N 09-59/15, на основании которого в отношении страхователя составлен акт от 08.12.2009 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании и принято решение от 29.12.2009 года N 16.
Названным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 235 211,35 руб., пени в сумме 13 808,47 руб., а также штраф, предусмотренный п. 2. ст. 27 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в размере 47 042,27 руб.
В адрес ответчика направлено требование N 16 от 25.11.2009 года об уплате указанной недоимки, пени и штрафа.
Поскольку названное требование оставлено Обществом без исполнения, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из выводов преюдициального для настоящего спора судебного акта, в соответствии с которым установлена законность принятого истцом решения и требования, являющихся основанием для взыскания недоимки, а также руководствовался положениями ст.ст. 14, 26 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в ст. 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
В соответствии со ст. 23 Закона N 167-ФЗ для уплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Согласно ст. 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 названного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что размер указанной задолженности подтверждается материалами дела, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на момент рассмотрения дела судом, Обществом не исполнена.
При этом, суд руководствовался выводами, изложенными в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 года по делу N А71-3480/2010, которые правомерно признал для настоящего спора преюдициальными.
Ответчик ссылается на отсутствие у суда оснований для применения принципа преюдиции, поскольку решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-3480/2010 не основано на нормах, действующего в тот период законодательства, а решение налогового органа от 21.12.2009 года N 09-57/16, принятого по результатам выездной налоговой проверки, вступило в законную силу 19.02.2010 года, тогда как решение органа Пенсионного фонда принято 29.12.2009 года.
Данные доводы ответчика не принимаются во внимание, так как суд первой инстанции признал преюдициальными выводы, указанные не в решении суда первой инстанции, а в постановлении суда апелляционной инстанции, в том числе по вопросу правомерности принятия органом Пенсионного фонда РФ решения по результатам выездной налоговой проверки и акта налогового органа, на основании которого оно принято.
В судебных актах, выносимых по результатам рассмотрения "повторных" исков, когда имеются ссылки на факты, обстоятельства, установленные ранее вынесенным и вступившим в законную силу актах арбитражного суда по другому делу, указания на то, что данные факты и обстоятельства уже исследовались арбитражным судом и получили соответствующую правовую оценку и констатацию, суд признает их не подлежащими доказыванию (преюдициальными) и основывает на них свое решение.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ указанный выше судебный акт является основанием для применения принципа преюдиции и исследованные при его вынесении обстоятельства, вновь доказыванию не подлежат.
Указанные доводы ответчика направлены на переоценку вступившего в законную силу судебного акта, что не входит в полномочия апелляционного суда.
Также подлежит отклонению довод Общества о том, что факт наличия недоимки по страховым взносам подтвержден некомпетентным органом.
Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и функции по доначислению, предъявлению к уплате и взысканию недоимки, пеней, штрафов по страховым взносам рассматриваются законодателем как самостоятельные полномочия двух различных органов.
На основании п.п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Пунктами 3, 4 ст. 25 Закона установлены полномочия органов Пенсионного фонда РФ на взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 13 Закона органам Пенсионного фонда РФ предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статьей 82 НК РФ установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
Распоряжением ПФР и Федеральной налоговой службы от 28.12.2006 года N 282р, N 231@ утвержден Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", который определяет необходимые процедуры взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальных органов Федеральной налоговой службы по вопросу передачи налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам, а также документов, подтверждающих наличие указанной задолженности (п. 2).
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 03.12.2007 года N ШТ-6-06/925 под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам проведения проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 1 ст. 100 НК РФ указано, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Таким образом, налоговые органы направляют в органы ПФР только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.2003 года N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, выявленные по результатам проведения налоговой проверки в порядке, установленном ст. 100, 101 НК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом при осуществлении мероприятий налогового контроля, в рамках выездной налоговой проверки, установлены факты неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, реализуя свои полномочия, предоставленные п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ, налоговый орган вправе начислить страховые взносы и пени. При этом в силу п. 2 названной статьи налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности, для их последующего взыскания.
Полномочия по привлечению к ответственности за нарушения в области пенсионного страхования имеются у территориальных органов ПФ в соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В силу п. 1 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами посредством проведения проверок в порядке ст. 100, 101 НК РФ, результат которых оформляется соответствующим решением.
Полномочиями по привлечению к ответственности и взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании сведений налогового органа, полученных в ходе проверки.
Поскольку материалами дела подтверждено, что решением Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике N 09-57/16 от 21.12.2009 года установлен факт наличия у Общества недоимки по страховым взносам за 2007-2008 годы и произведено доначисление взносов и пеней, решением УПФР в г. Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики N 16 от 29.12.2009 года ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа, на основании требования Фонда Обществу предложено уплатить недоимку, пени и штраф, вышеперечисленные нормы законодательства соблюдены.
Довод ответчика об отсутствии в решении налогового органа указание на доначисление страховых взносов, не принимается во внимание, так как в соответствии с положениями ст. 241 НК РФ (в редакции, действующей в спорном периоде) страховые взносы входили в состав ЕСН, а из решения следует доначисление ЕСН за 2007-2008 годы в общей сумме 284 089,75 руб.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2011 года по делу N А71-3754/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3754/2010
Истец: ГУ УПФР в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики, ГУ УПФР в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики, г. Глазов, ГУ-Управление Пенсионного фонда в г. Глазове и Глазовском районе УР
Ответчик: ОАО "Чепецкий механический завод"
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6401/11