г. Владимир |
|
09 августа 2011 г. |
Дело N А79-197/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.08.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" (ОГРН 10221024269271, ИНН 2116520066, Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Новое Атлашево, ул. Промышленная, 9)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.05.2011
по делу N А79-197/2011,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский"
о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", выразившихся в применении карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347,
при участии:
от сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - Васильева С.А. по доверенности от 01.03.2010 N 01,
и установил:
сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" (далее - Учреждение), выразившихся в применении карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347 в части расположения земель коллективно-долевой собственности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация), представитель участников долевой собственности Кооператива Николаев Василий Николаевич (далее - Николаев В.Н.).
Решением от 18.05.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Кооперативу в удовлетворении требования.
Кооператив не согласился с принятым решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Учреждение и администрация заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.05.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Кооператива, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации от 14.12.1993 N 504 Кооперативу для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность бесплатно предоставлены 2914, 99 га земель, в бессрочное (постоянное) пользование 2256, 56 га земель.
На основании данного постановления Кооперативу выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-00-000008, подлинник которого не сохранился.
Кооператив обратился в Учреждение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 06.12.2010 N 2121/104/10-5025 и межевого плана от 06.12.2010 N 21 104/10-5025 земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский".
Решением от 31.12.2010 N Ф/10-16347 Учреждение отказало Кооперативу в осуществлении государственного кадастрового учета, указав, что в представленном межевом плане от 06.12.2010 N 2121/104/10-5025 не устранены все обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 17.11.2010 N Ф21/10-05018.
Как указало Учреждение, образуемые земельные участки 21:21:0:125:ЗУ1, 21:21:0:125:ЗУ2, 21:21:0:125:ЗУ3, 21:21:0:125:ЗУ5 формируются из земель коллективно-долевой собственности Кооператива, а земельный участок 21:21:0:125:ЗУ4 образован из состава земель Атлашевского сельского поселения согласно приложению к государственному акту карта плану, утвержденному постановлением главы администрации от 14.12.1993 N 504. Следовательно, на образуемые земельные участки 21:21:0:125:ЗУ1, 21:21:0:125:ЗУ2, 21:21:0:125:ЗУ3, 21:21:0:125:ЗУ5 межевой план должен быть выполнен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:21:0:488.
Поскольку согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в долевой собственности, из земель сельскохозяйственного назначения можно образовать только путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности, Учреждение указало, что межевой план на земельный участок 21:21:0:125:ЗУ4 должен быть подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вид выполненных кадастровых работ на титульном листе представленного межевого плана указан неверно.
Представленный межевой план оформлен не в соответствии с требованиями приказа от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412).
Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. В представленном межевом плане в разделе "Акт согласования местоположения границ участка" у образованных в результате раздела земельных участков под следующими номерами: 21:21:0:125:ЗУ1; 21:21:0:125:ЗУ2; 21:21:0:125:ЗУ3; 21:21:0:125:ЗУ5 отсутствуют подписи главы Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, тогда как к предыдущему заявлению от 06.12.2010 N 2121/104/10-5025 было приложено письменное возражение главы администрации Атлашевского сельского поселения от 12.10.2010 N 598 об отказе в подписании акта согласования местоположения границ земельных участков, которое не приложено к повторному заявлению.
В решении Учреждение также указало, что для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка путем раздела необходимо сформировать земельные участки из земель, принадлежащих Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно приложению к государственному акту карта плану, утвержденному постановлением администрации от 14.12.1993 N 504, а также предоставить межевой план, подготовленный на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий согласно пункту 23 Приказа N 412 и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Посчитав, что действия Учреждения по применению карты плана земельного участка в части расположения земель коллективно-долевой собственности при принятии решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347 нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 6 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что картографической основой государственного кадастра недвижимости (далее - картографическая основа кадастра) являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пунктам 1.3, 2.10 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается: по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности; по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.
Таким образом, действовавшей на момент выдачи государственного акта Инструкцией предусматривалась выдача в качестве приложения чертежа в крупном масштабе.
Суд установил и из материалов дела усматривается, что в государственном акте N ЧР-21-00-000008 в списке приложений под пунктом 3 указан "план земель". План земель поступил в Учреждение в соответствие с актом приема-передачи от 18.08.2003 от Чебоксарского объединенного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Аналогичная ссылка на план земель имеется в тексте постановления администрации от 14.12.1993 N 504: "всего в границе плана 8359, 81 га".
Указанный план земель Кооператива отображает границы земельных участков, закрепленных в постоянное (бессрочное) пользование и коллективно-долевую собственность постановлением администрации от 14.12.1993 N 504.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, с учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Учреждения не противоречат требованиям закона и не нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности.
При этом судом правомерно отклонен довод заявителя о недопустимости изготовления плана земель путем нанесения бумажных наклеек на картографический материал, поскольку специальных требований по форме изготовления плана (чертежа) предусмотрено не было.
В свою очередь доказательства наличия иного плана земель Кооперативом не представлено, а отсутствие у него второго экземпляра плана земель не является основанием для признания оспариваемых действий незаконными с учетом в том числе и отсутствия у заявителя подлинника государственного акта в полном объеме.
Иные доводы Кооператива также обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, так как постановление от 14.12.1993 N 504 в судебном порядке им не оспорено, тогда как именно на основании данного постановления Кооператив обращался в Учреждение с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих выводы суда и фактические обстоятельства дела, Кооперативом не представлено.
Довод Кооператива, изложенный в дополнении к апелляционной жалобе и приведенный в судебном заседании его представителем, относительно того, что в результате применения вышеназванного плана земель Кооперативу будет затруднен доступ к земельному участку, находящемуся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не подтвержденный соответствующими доказательствами и носящий предположительный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Кооперативу в удовлетворении требования.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Кооператива по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.05.2011 по делу N А79-197/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-197/2011
Истец: Сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата" Чувашская Республика
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района, Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Заместителю начальника Чебоксарского отдела Росреестра по ЧР Васильеву В. И., Николаев В. Н.
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2012 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-197/11
20.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4069/11
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4985/11
10.10.2011 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-197/11
09.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4069/11
18.05.2011 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-197/2011