01 августа 2011 г. |
Дело N А55-765/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Железнодорожного района - извещен, не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2011 года по делу N А55-765/2011, судья Стенина А.В.,
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Железнодорожного района, г. Самара,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган), выразившиеся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, нежилое помещение (Н4), площадью 87,90 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, дом 35 (1 этаж, комн. N N 15,24,82,83,89) и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости, нежилое помещение (Н4), площадью 87,90 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, дом 35 (1 этаж, комн. NN 15,24,82,83,89).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2011 года требования Департамента управления имуществом городского округа Самара удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости, нежилое помещение (Н4), площадью 87,90 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, дом 35 (1 этаж, комн. N N 15,24,82,83,89), представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям статьи 18 названного закона.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что в соответствии со статьёй 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Считает, что представленная справка от 27.07.2010 г. N 2 и письмо Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.08.2010 г. N 15-07-16/43969 не могут быть приняты во внимание потому, что выдана не балансодержателем или его правопреемником, и не содержит информации о том, что права и обязанности ПЖРТ Железнодорожного района г. Самары перешли к муниципальному предприятию ПЖРТ Железнодорожного района г. Самары.
Заявитель и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 01.07.2010 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности - нежилое помещение (Н4), площадью 87, 90 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, дом 35 (1 этаж, комн. N N 15,24,82,83,89).
Заявителем на государственную регистрацию были представлены: выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/34308 от 30.06.2010 г., кадастровый паспорт от 21.06.2010 г., справка Комитета ЖКХ и ОН N 2 от 27.07.2010 г., письмо Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.08.2010 г. N 15-07-16/43969.
Регистрирующим органом Сообщением об отказе в государственной регистрации исх. N 01/196/2010-704 от 02.11.2010 г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (л.д.8-10).
Заявитель, не согласившись с действиями заинтересованного лица, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
Согласно материалам дела и установлено судом первой инстанции указанное нежилое помещение включено в реестр муниципального имущества 17.09.1992 г. за N 001324 на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г., в составе имущественного комплекса объектов предприятия - Железнодорожного ПЖРТ, вошло в утвержденный указанным Решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары.
Во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В соответствии с Законом РФ N 343-1 от 21.11.1990 года "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - Закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 года принял Решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с пунктом 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Пунктом 3 Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года предусмотрено, что передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N N 1-36.
В соответствии с приложением N 1 к Решению Самарского областного Совета народных депутатов, в собственность муниципального образования городского округа Самара передавалось предприятие - Железнодорожный ПЖРТ.
Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 года было принято Решение N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары", согласно которому в собственность городского округа Самара передано здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Гагарина,35, относящееся к основным средствам предприятия - ПЖРТ Железнодорожного района (в настоящее время - Комитет по ЖКХ и ОН).
В материалах дела имеется копия решения Исполкома N 858 от 31.12.1976 г. "Об организации в Куйбышевской области производственных жилищно-ремонтных объединений, управления, трестов и производственно-эксплуатационных участков", которое доказывает, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Арбитражный суд обоснованно отклонил довод регистрирующего органа, изложенный и в апелляционной жалобе о том, что справка от 27.07.2010 г. N 2 не может быть принята во внимание, поскольку выдана не балансодержателем или его правопреемником.
Согласно Постановлению Главы администрации г. Самары от 15.03.1994 г. N 391 "О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления городским хозяйством: город-район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики" пункта 5.1; пункта 5.3 балансодержатели жилищного и нежилого фонда (ПЖРТ) передают весь муниципальный жилищный и нежилой фонд Комитету по управлению имуществом, который оформляет договор с созданными данным Постановлением районными Дирекциями Единого заказчика (ДЕЗ) о закреплении муниципального имущества.
Постановлением Главы г. Самары от 04.11.1997 г. N 1234 "О реорганизации Дирекций Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций" ДЕЗы были реорганизованы в Комитеты по жилищно- коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов с 01.11.1997 г. и явились правопреемниками ДЕЗ.
Муниципальный жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении Комитета по ЖКХ и ОН, 18.12.2008 года был возвращён Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании соглашения о расторжении договора использования имущества муниципальной казны N 000043Ф от 10.12.2004 г. и акта приема-передачи объектов жилищного и нежилого фонда имущества муниципальной казны городского округа Самара.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского Кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизационного юридического лица в соответствии с передаточным актом
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, а совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
C учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2011 года по делу N А55-765/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-765/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Железнодорожного района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7041/11