г. Санкт-Петербург
01 августа 2011 г. |
Дело N А56-7060/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И. Есиповой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10519/2011) ООО "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2011 по делу N А56-7060/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС"
к 1) Административной комиссии при администрации МО "Всеволожский муниципальный район", 2) Всеволожскому городскому прокурору
об оспаривании постановлений
при участии:
от истца (заявителя): предст. Карпычев Ф.П. - доверенность от 24.02.2011
от ответчиков: не явились (извещены)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС" (место нахождения: Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Московская, д.9; ОГРН 1094703002690) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Административной комиссии при администрации МО "Всеволожский район" Ленинградской области (место нахождения: Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138) (далее - Административная комиссия) от 09.02.2011 N N 02, 03, 04, 05 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 4.1 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 47-ОЗ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Всеволожский городской прокурор.
Решением суда от 27.05.2011 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Как указывает Общество, суд не принял во внимание то обстоятельство, что заявитель осуществляет работы по зимнему содержанию дорог на основании муниципального контракта от 27.12.2010 N 148/01-36, то есть на основании гражданско-правовой сделки, и не имеет публично-правовых обязательств. Податель жалобы также обращает внимание на то обстоятельство, что постановлением от 09.02.2011 N 05 Общество привлечено к административной ответственности по статье 4.1 Областного закона от 02.07.2003 N 47-ОЗ за нарушение Правил благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния и организации уборки территории муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, а именно, за ненадлежащую уборку тротуара ул. Аэропортовская мкр. Южный, г. Всеволожск. Однако за это же нарушение Общество привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, удалении снежной массы на ул. Аэропортовская. Таким образом, Общество привлечено к административной ответственности за одно и то же нарушение дважды, что противоречит части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представил на обозрение подлинник муниципального контракта N 148/01-36 от 27.12.2010.
Представители Административной комиссии и Всеволожский городской прокурор извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзыв на апелляционную жалобу не представили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия указанных лиц в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 20.01.2011 по 24.01.2011 Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства, регламентирующего вопросы проведения зимней уборки. В ходе проверки выявлены нарушения пункта 4.2 статьи 4, пункта 8.2 статьи 8 Правил благоустройства содержания и обеспечения санитарного состояния и организации уборки территории муниципального образования "Всеволожское городское поселение", утвержденных решением Совета депутатов указанного муниципального образования от 18.04.2006 N 26, а именно:
- тротуар (пешеходная дорожка) ул. Народная, г. Всеволожск от снега не был очищен по всей ширине и протяженности, на указанном тротуаре был сформирован снежный вал из снега, удаленного с проезжей части, движение по тротуару было невозможно;
- тротуар (пешеходная дорожка) ул. Невская, г. Всеволожск от снега не был очищен по всей ширине и протяженности, высота снежного покрова составляла 60-120 см; указанный объект представлял собой нахоженную пешеходную тропу шириной 50-70 см, фрикционными антигололедными материалами не был обработан;
- тротуар (пешеходная дорожка) ул. Центральная, г. Всеволожск от снега не был очищен по всей ширине и протяженности; указанный объект представлял собой нахоженную пешеходную тропу шириной 50-70 см, фрикционными антигололедными материалами не был обработан;
- тротуар (пешеходная дорожка) ул. Аэропортовская, г. Всеволожск от снега не был очищен по всей ширине и протяженности; высота снежного покрова составляла 60-120 см; указанный объект представлял собой нахоженную пешеходную тропу шириной 50-70 см, фрикционными антигололедными материалами не был обработан.
По результатам проверки в отношении Общества Всеволожской городской прокуратурой в отношении каждого объекта (пешеходной дорожки) вынесены постановления от 24.01.2011 о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях (том 1, л.д. 15-26). Указанные постановления направлены для рассмотрения в Административную комиссию при администрации МО "Всеволожский район" Ленинградской области.
Административная комиссия, рассмотрев постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, 09.02.2011 вынесла постановления N N 02, 03, 04, 05 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.1 Областного закона Ленинградской области "Об административных правонарушениях" от 02.07.2003 N47-оз. По каждому постановлению наложено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с законностью указанных постановлений, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Апелляционная коллегия считает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права и неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Статьей 4.1 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 02.07.2003 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность граждан, должностных лиц, предпринимателей и юридических лиц за нарушение правил благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских и сельских поселений.
Во исполнение Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (N 131-ФЗ от 06.10.2003), которым полномочия по организации благоустройства и озеленения подведомственных территорий возложены на муниципальные образования городских и сельских поселений, городских округов, Советом депутатов МО муниципального образования "Всеволожское городское поселение" принято решение от 18.04.2006 N 26 об утверждении Правил благоустройства содержания и обеспечения санитарного состояния и организации уборки территории муниципального образования "Всеволожское городское поселение" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 4 Правил благоустройства ответственные лица на закрепленной территории за счет собственных средств, своими силами, или по договорам с исполнителями, обязаны своевременно, с периодичностью, обеспечивающей постоянную чистоту, убирать от мусора, а в зимнее время очищать от снега и льда закрепленную территорию, вывозить собранный мусор, снег, лед, а также иные отходы в установленные для этого места, обрабатывать пешеходные тротуары противогололедными материалами.
Пунктом 8 Правил благоустройства установлен порядок осуществления зимней уборки территории МО ответственными лицами на закрепленных за ними территориях.
Действительно, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что на момент проверки не были проведены работы по очистке тротуаров от снега, тротуары не обработаны фрикционными антигололедными материалами, что свидетельствует о наличии события правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 4.1 N 47-оз от 02.07.2003 "Об административных правонарушениях".
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может признать Общество надлежащим субъектом ответственности за вмененное ему правонарушение, так как не является ответственным лицом за благоустройство, содержание и санитарную очистку закрепленных территорий МО, перечень которых закреплен в пункте 4.1 Правил благоустройства:
- На участках жилых домов, дворовых и прилегающих к ним территориях, в том числе на детских площадках, расположенных на дворовой территории, на чердаках и в подвалах домов, на лестничных площадках, на которых размещены мусорозагрузочные клапаны действующего мусоропровода, а также внутри подъездов - собственники жилых помещений, председатели товариществ собственников жилья, руководители управляющих компаний;
- На территориях землепользования предприятий, учреждений, заведений и других организаций и прилегающих к ним территориях - соответствующие руководители;
- На территориях землепользования садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) и прилегающих к ним территориях - председатели СНТ;
- На территориях землепользования, принадлежащих гражданам на правах частной собственности и прилегающих к ним территориях - землепользователи;
- На территориях зон отчуждения железных дорог (железнодорожные пути, насыпи и откосы вдоль железнодорожного полотна, переезды, мосты через железную дорогу, железнодорожные здания, строения и сооружения) и прилегающих к ним территориях - руководители железнодорожных организаций, в ведении которых они находятся;
- На причалах, других сооружениях и территориях, прилегающих к акватории прибрежных вод - руководители организаций, в ведении которых они находятся;
- На территориях, прилегающих к территориям воинских частей - командиры соответствующих воинских частей;
- На территориях, отведенных под проектирование и застройку, где не ведутся работы и прилегающих к ним территориях - физические лица, индивидуальные предприниматели или руководители юридических лиц, которым отведены земельные участки;
- На территориях, в зданиях, сооружениях и помещениях в них, где ведется строительство или другие работы и прилегающих к ним территориях - руководители организаций, являющихся генеральным подрядчиком строительных или других работ;
- На территориях, прилегающих к магазинам, киоскам, ларькам, павильонам и другим объектам торговли - владельцы объектов торговли;
- На участках опор линий электропередач, охранных зон кабелей, газопроводов, магистральных водопроводов, теплопроводов и других инженерных коммунальных сетей - владельцы этих сооружений или, при заключении соответствующих договоров, руководители эксплуатирующих или обслуживающих организаций, в случаях, если земельные участки занятые этими объектами находятся в собственности или аренде владельцев сооружений;
- На остановках, стоянках автобусов и такси и прилегающих к ним территориях - руководители соответствующих автотранспортных предприятий, коммерческих организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки.
- Вдоль автомобильных дорог, в пределах зон отчуждения - руководители организаций, содержащих дороги. На кладбищах, в том числе - мемориальных, расположенных на территории МО - руководители специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В силу пункта 4.2 Правил благоустройства ответственные лица обязаны содержать закрепленную за ними территорию в чистоте и порядке за счет собственных средств, своими силами, или по договорам с исполнителями.
Как указано в пункте 4.3 Правил благоустройства именно ответственные лица несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение правил благоустройства.
Ответственные лица, заключившие договоры с исполнителями на уборку закрепленных за ними территорий и вывоз снега, в соответствии с условиями договоров, обязаны контролировать и требовать от исполнителей своевременности и качества выполняемой работы (пункт 4.4 Правил благоустройства).
Исходя из анализа вышеперечисленных норм следует, что ООО "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС" не является ответственные лицом за благоустройство, содержание и санитарную очистку территорий МО, так как не является лицом, владеющим либо занимающим земельные участки и территории с целью осуществления на них какой-либо хозяйственной деятельности, не является собственником земельных участков и территорий, перечисленных в пункте 4.3 Правил благоустройства. Ответственность за содержание автомобильных дорог, в пределах зон отчуждения, несут руководители организаций, содержащих дороги.
Общество осуществляет содержание дорог, в том числе в зимний период, на основании муниципального контракта от 27.12.2010 N 148/01-36, то есть является Исполнителем, производящим работы под наблюдением управления ЖКХ, строительства и энергетики администрации МО "Город Всеволожск" (пункт 3.1.9 контракта). Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения работ Исполнителем (пункт 3.3.1) и выдавать обязательные для исполнения предписания (пункт 3.3.2).
Названные положения муниципального контракта согласуются с пунктом 4.4 Правил благоустройства, где установлена обязанность лиц, заключивших договоры с исполнителями на уборку закрепленных за ними территорий и вывоз снега, контролировать и требовать от исполнителей своевременности и качества выполняемых работ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении заявителем обязанностей, прописанных в муниципальном контракте, нарушении срока и графика проведения работ (пункты 3.1.3 и 3.1.4 контракта), в том числе в зимний период. Пунктом 3.1.15 контракта установлены требования к содержанию автомобильных дорог в зимний период, нарушение которых не было зафиксировано в ходе проверки. Специальных требований к содержанию тротуаров в зимний период муниципальный контракт не содержит. Исходя из условий и содержания указанного муниципального контракта, Общество осуществляет работы в соответствии с условиями, прописанными в контракте. Муниципальным контрактом не установлена обязанность заявителя соблюдать требования Правил благоустройства.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Административной комиссией не были установлены все элементы состава вмененного Обществу правонарушения, не проанализированы установленные нормы и правила благоустройства МО "Всеволожское городское поселение" в совокупности с условиями муниципального контракта, заключенного Администрацией МО с ООО "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС".
Апелляционная коллегия, проанализировав материалы дела и дополнительно представленные доказательства (вышеназванный муниципальный контракт), пришла к выводу о том, что правовых и фактических оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 4.1 Областного закона N 47-ОЗ не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений Административной комиссии.
Апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 мая 2011 года по делу N А56-7060/2011 отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Административной комиссии при администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N N 02, 03, 04, 05 от 09.02.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВСЕВОЛОЖСКСПЕЦТРАНС" (ИНН 4703112266, ОГРН 1094703002690, юридический адрес: Ленинградская область, г Всеволожск, ул. Московская, д. 9) к административной ответственности по статье 4.1 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7060/2011
Истец: ООО "ВсеволожскСпецТранс"
Ответчик: Административная комиссия при администрации МО "Всеволожский муниципальный район"
Третье лицо: Всеволожский городской прокурор
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10519/11