г. Хабаровск
10 августа 2011 г. |
N 06АП-2895/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу
на решение от 26.05.2011
по делу N А73-2754/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, Управление, МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт" (далее - ООО "Востокпродукт", общество, ИНН 2711003073) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2011 в удовлетворении требований отказано.
Алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста товаров и иных вещей от 11.03.2011, изъята у ООО "Востокпродукт" с направлением на переработку или уничтожение.
Не согласившись с решением суда, МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО, ООО "Востокпродукт" извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Востокпродукт", возражало против доводов, изложенных в жалобе, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Востокпродукт" на основании лицензии от 13.12.2010 N 15369 сроком действия до 22.06.2011, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, осуществляет закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
В период с 11.03.2011 по 16.03.2011 на основании приказа руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу проведена внеплановая проверка осуществления предпринимательской деятельности ООО "Востокпродукт", расположенного по адресу: г. Хабаровск ул. Артемовская, 55 "Г" по соблюдению требований лицензионного законодательства.
11.03.2011 в присутствие старшего менеджера по закупке алкогольной продукции ООО Востокпродукт" Сидорова С.Г., главного бухгалтера Коломеец О.В., в ходе проверки на складе ООО "Востокпродукт" выборочным методом был проведен отбор образцов алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками для проведения достоверности информации нанесенной на федеральные специальные марки сведениям, зафиксированным в базе данных единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).
Проведенной проверкой установлено, что 31.10.2010 общество осуществляло оборот - поставки алкогольной продукции произведенной ООО "Винный завод "Нарткала", ООО ВВЗ "Альянс", ООО "Велес".
По результатам проверки из базы данных ЕГАИС установлено, что ООО "Востокпродукт" осуществляло оборот алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, маркированной федеральными специальными марками сведения о которых не соответствуют информации, зафиксированной в ЕГАИС.
Кроме того, обществом реализуется: водка "Компанейская", водка "Покровская", водка "Старорусская", водка "Сармак", водка "Медвежий мыс", водка особая "Золотой Велес пшеничная", водка "Сибирский лед", водка "Золотой Велес особая", настойка полусладкая слабоградусная на основе рябины на коньяке "Бриз", настойка полусладкая слабоградусная на основе клюквы на коньяке "Бриз", а в базе ЕГАИС содержится информация о настойке полусладкой слабоградусной "Бриз".
По результатам проверки составлен акт выездной внеплановой проверки N 04-16/58 от 16.03.2011. Протоколом ареста товаров N 04-16/58/2 МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО арестовано продукции 21 681 бутылок.
16.03.2011 в отношении ООО "Востокпродукт" в присутствии законного представителя общества - генерального директора Горлова И.В. составлен протокол об административном правонарушении N 04-16/58 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ установлено, что промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена выдача лицензии.
В лицензии, выданной обществу на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, предусмотрено, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен в статье 14 Закона N 171-ФЗ, согласно пункту 2 которой учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона.
Согласно пункту 2 названной нормы, оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, указанное требование не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила), предусмотрено, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Действие настоящего пункта не распространяется на организации, осуществляющие: розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции; закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, приведенными положениями статьи 8 Закона N 171-ФЗ и Правил не предусмотрена обязанность общества, осуществляющего лицензионную деятельность по закупке, хранению и поставки алкогольной продукции направлять в территориальный орган заявку о фиксации объема приобретенной им алкогольной продукции. При этом обязанность внесения необходимых сведений в ЕГАИС возлагается на производителя соответствующей продукции. Способов проверки наличия необходимых сведений в ЕГАИС действующим законодательством не предусмотрено, также отсутствует и обязанность покупателя по проверке указанных сведений.
Как установлено судом первой инстанции, общество деятельность по производству на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции не осуществляло.
Кроме того, имеет общество весь перечень документов, необходимых для осуществления оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на водку "Компанейская", водку "Покровская", водку "Старорусская", водку "Сармак", водку "Медвежий мыс", водку особая "Золотой Велес пшеничная", водку "Сибирский лед", водку "Золотой Велес особая", настойку полусладкая слабоградусная на основе рябины на коньяке "Бриз", настойку полусладкая слабоградусная на основе клюквы на коньяке "Бриз". На алкогольную продукцию имеются сертификаты соответствия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что общество не имело возможности проконтролировать наличие сведений в ЕГАИС о закупаемой им продукции, поскольку доступ к сведениям ЕГАИС ограничен, проверить нахождение в данной системе сведений об алкогольной продукции имеет возможность только уполномоченный на то государственный орган.
Исходя из вышеизложенного, учитывая отсутствие наступления негативных последствий, отсутствие обязанности по внесению обществом данных в ЕГАИС, отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вина ООО "Востокпродукт" в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не доказана.
Кроме того, суд первой инстанции, правомерно сославшись на положения части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", признал, что алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без фиксации и передачи информации об объеме ее производства и оборота в ЕГАИС производителем свидетельствует о нахождении её в незаконном обороте как у производителя, так и у всех последующих ее покупателей, приняв решение об изъятии у Общества алкогольной продукции, арестованной по протоколу ареста товаров и иных вещей от 11.03.2011 с направлением на переработку или уничтожение.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2011 по делу N А73-2754/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2754/2011
Истец: Межрайонное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО
Ответчик: ООО "Востокпродукт"