г. Пермь
14 июня 2007 г. |
Дело N А71-9782/2006-Г27 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Г.Л. Паньковой,
Судей Л.Ф. Виноградовой, А.Н. Булкиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Герасимовой Н.Е.,
при участии в судебном заседании
от истца - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике: Брагина Н.В., доверенность от 09.01.2007 г.. N 1,
от ответчиков: 1. Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики: не явились,
2. ГУ "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение Удмуртской Республики": не явились,
от третьих лиц: 1. ГУП ГОССМЭП МВД России: не явились,
2. Управления федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике: не явились,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2007 года (судья А.И. Яковлев) по делу N А71-9782/2006-Г27 по исковому заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике к Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики и ГУ "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение Удмуртской Республики" о признании права собственности на недвижимое имущество, о признании недействительным зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество и о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления на объект недвижимого имущества,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике обратилась в арбитражный суд с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики и ГУ "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение Удмуртской Республики" о признании права собственности Российской Федерации на административно - производственное здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17, общей площадью 1 237, 4 кв. м., признании недействительной государственную регистрацию права собственности Удмуртской Республики и права оперативного управления государственного учреждения Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение" на здание с пристроем (назначение: нежилое, площадь: 811, 6 кв. м. + 425, 8 кв. м., этажность: 4, инвентарный номер: 35974, литер А, Пр).
Определением суда от 29.12.2006 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике (т. 1 л.д. 1-2).
При рассмотрении дела истцом были уточнены исковые требования (т. 2 л.д. 51). Истец просил признать право собственности Российской Федерации на административно - производственное здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17 общей площадью 1 237, 4 кв. м., признать недействительным зарегистрированное право собственности Удмуртской Республики и право оперативного управления государственного учреждения Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение" на здание с пристроем (назначение: нежилое, площадь: 811, 6 кв. м. + 425, 8 кв. м., этажность: 4, инвентарный номер: 35974, литер А, Пр).
Определением суда от 26.02.2007 г.. (т. 2 л.д. 59-60) уточнение исковых требований судом принято.
Истец с решением суда от 30 марта 2007 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В апелляционной жалобе указал, что судом не исследовался вопрос о том, кем финансировалось строительство здания, для каких целей оно возводилось и кто выступал заказчиком - застройщиком данного объекта, поэтому выводы суда о том, что денежные средства на строительство здания выделялись из бюджета Удмуртской Республики не подтверждены материалами дела. Ошибочен вывод суда о том, что специализированные монтажно - эксплуатационные предприятия правомерно были переданы в ведение органов местного самоуправления на основании постановления Совета Министров Удмуртской АССР от 21.10.1991 г.. N 333 и о том, что они не относились к органам внутренних дел Российской Федерации. На момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность специализированные монтажно - эксплуатационные предприятия (участки) входили в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, то есть относились исключительно к федеральной собственности. Также судом ошибочно сделан вывод о том, что финансирование специализированных монтажно - эксплуатационных предприятий с 1975 года по настоящее время осуществляется из бюджета Удмуртской Республики. Спорное имущество было закреплено за ГУП ГОССМЭП МВД России на праве хозяйственного ведения и эксплуатация такого имущества осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, или за счет собственных средств. Финансирование спорного имущества осуществлялось из разных источников. ГУ "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение" не является правопреемником ФГУП "ГОССМЭП МВД России" либо дочернего УП ГОССМЭП МВД РФ в Удмуртской Республике. Соглашение от 17.10.1995 г.. между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о разграничении государственной собственности не может являться надлежащим обоснованием для отнесения спорного имущества к собственности Удмуртской Республики. Спорное имущество является федеральной собственностью в силу закона, в связи с чем у истца отсутствует необходимость предоставлять акты о передаче спорного имущества в федеральную собственность. В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Пояснил, что документы на строительство спорного здания отсутствуют, изменения в реестр юридических лиц об исключении из реестра филиала ГОССМЭП МВД РФ в Удмуртской Республике до настоящего времени не внесены.
Ответчики и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, установил:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.10.2005 г.. N 18АА137205 (т. 1 л.д. 86) Удмуртской Республике на праве собственности принадлежит здание с пристроем (назначение: нежилое, площадь: 811, 6 кв. м. + 425, 8 кв. м., этажность: 4, инвентарный номер: 35974, литер А, Пр), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Базисная, 17 (кадастровый (условный) номер объекта 18-18-01/048/2005-612).
23.08.2005 г.. Государственному учреждению Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение" выдано свидетельство о государственной регистрации права N 18АА119149 (т. 1 л.д. 85). Из которого следует, что ГУ Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение" на праве оперативного управления принадлежит вышеуказанное здание.
Истец, полагая, что данной регистрацией нарушено право собственности Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.06.1975г. Исполнительным комитетом Ижевского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР во исполнение Постановления Совета Министров Удмуртской АССР от 11.12.1972г. N 401 (т. 1 л.д. 17-21) принято решение N 289 о создании в г. Ижевске специализированного монтажно - эксплуатационного подразделения. Расходы на выполняемые данными подразделениями работы по установке, эксплуатации и внедрению в городах и других населенных пунктах технических средств регулирования дорожного движения предусматривались в местных бюджетах.
20.03.1997 г.. между ГУП "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ГОССМЭП МВД России) и Унитарное предприятие Государственного специализированного монтажно - эксплуатационного предприятия МВД Российской Федерации в Удмуртской Республике (дочернее предприятие ГОССМЭПа МВД России) заключен договор о закреплении за Унитарным предприятием Государственного специализированного монтажно - эксплуатационного предприятия Министерства Внутренних дел Российской Федерации в Удмуртской Республике государственного имущества на праве хозяйственного ведения (т. 1 л.д. 46-48).
По акту передачи от 01.10.1997 г.. (т. 1 л.д. 49-50) основные средства, находящиеся на балансе ГОССМЭП Удмуртской Республики по состоянию на 01.10.1997 г.., были переданы.
23.06.1999 г.. объект - административно - производственное здание Литер А, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17 внесен в реестр федерального имущества, указанному объекту присвоен реестровый N 01800015, что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества объектов федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием N 030818, выданным Государственному предприятию "Унитарное предприятие Государственного специализированного монтажно - эксплуатационного предприятия Министерства внутренних дел Российской Федерации" (т. 1 л.д. 62), выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 20.07.2005 г.. (т. 1 л.д. 77).
30.03.2000 г.. Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности принято решение N 326-ОБ о заключении договора об условиях использования государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения с Государственным унитарным предприятием "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации в Удмуртской Республике" (т. 1 л.д. 63).
30.03.2000 г.. между Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности - Территориальный орган Мингосимущества Российской Федерации (комитетом) и УП Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное предприятие МВД РФ в УР (ГОССМЭП МВД РФ в УР) (предприятием) заключен договор об условиях использования государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (т. 1 л.д. 64-65). Имущество перечислено в перечне объектов недвижимости (т. 1 л.д. 66-69).
В соответствии с пп. 1.2 договора имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, является федеральной собственностью.
Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решение собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Согласно пп. 2 п. II Приложения N 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Между Правительством Российской Федерации и правительством Удмуртской Республики заключено соглашение о разграничении государственной собственности (т. 2 л.д. 18 - 22).
Статьей 2 данного соглашения предусмотрено, что к ведению органов государственной власти Российской Федерации на территории Удмуртской Республики отнесены правомочия по владению, пользования и распоряжению объектами федеральной собственности согласно приложению N 1, объектами федеральной собственности, находящимися в хозяйственном ведении (или) оперативном управлении учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации _ за исключением финансируемых из бюджета Удмуртской Республики, расположенных на территории Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 5 соглашения здания и сооружения учреждений министерств и ведомств, возведенных за счет средств республиканского бюджета, перечисленных в ст. 2, используемые для осуществления управленческих функций, являются собственностью Удмуртской Республики и закрепляются на праве оперативного управления за данными учреждениями.
Таким образом, данным соглашением имущество было закреплено за Удмуртской Республикой и должно быть закреплено за ГУ "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение Удмуртской Республики".
Доказательств финансирования третьего лица из бюджета Российской Федерации истцом не представлено в порядке ст. 65 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что финансирование Государственного учреждения Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение" (третье лицо) осуществлялось не из бюджета Российской Федерации, а из бюджета Удмуртской Республики.
Также верен вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество построено за счет финансирования из бюджета Удмуртской Республики. Данный факт подтверждается справкой, выданной Правительством Удмуртской Республик от 10.03.2005 г.. N 4-154/120 (т. 2 л.д. 9), Постановлением от 25.10.2000 г.. N 1052 Правительства Удмуртской Республики "О финансировании работ по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в городах и населенных пунктах Удмуртской Республики в 2001 году" с приложением - "Объем ассигнований из местных бюджетов на проведение работ по установке, эксплуатации и внедрению технических средств организации дорожного движения в Удмуртской Республике на 2001 г.." (т. 2 л.д. 10-14), постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 23.04.1980г. N 135 (т. 2 л.д. 16).
Не состоятелен довод истца о том, что финансирование спорного имущества осуществлялось из разных источников, так как из справки (т. 2 л.д. 9) видно, что источником финансирования в период с 1977г. по 2005 г.. являлся только бюджет Удмуртской Республики.
Иного в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В связи с тем, что реорганизация до настоящего времени не завершена, изменения в единый государственный реестр юридических лиц не внесены, что подтвердил в судебном заседании представитель истца, в силу ст. ст. 57, 58 ГК РФ не произошло и правопреемство.
В решении арбитражного суда Удмуртской республики от 06.10.2006 г.. (дело N А71-4891/2006-Г10) (т. 1 л.д. 130-137), оставленном без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 г.. (т. 1 л.д. 138-144) сделана ссылка на вступившее в законную силу решение арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-296/2005-Г-12 (т. 1 л.д. 148) (постановление суда апелляционной инстанции от 27.02.2006 г.. (т. 1 л.д. 149-154), постановление суда кассационной инстанции от 16.05.2006 г.. (т. 1 л.д. 157)).
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-296/2005-Г12 от 26.12.2005 г.. заявление ГУП "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное предприятие МВД России" к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании недействительным распоряжения Минимущества УР от 29.07.2005 г.. N 820-р о закреплении на праве оперативного управления за ГУ Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение", созданное за счет средств бюджета Удмуртской Республики и являющееся собственностью Удмуртской Республики государственное имущество, в том числе спорное здание и применении последствий признания недействительным ненормативного акта было отказано.
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2006 г.. (дело N А71-368/2005-Г12) (т. 1 л.д. 158-161) ГУП "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное предприятие" отказано в удовлетворении заявления к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании недействительной государственной регистрации права оперативного управления спорным недвижимым имуществом за государственным учреждением Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение".
Кроме того в данном решении судом сделан вывод о том, что собственник, Удмуртская Республика в лице Правительства Удмуртской Республики правомерно распорядился имуществом, закрепив его на праве оперативного управления за ГУ Удмуртской Республики "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение".
Вышеназванные судебные акты не являются преюдициальными, однако имеют обязательное значение для ГУП ГОССМЭП МВД России, ГУ "Государственное специализированное монтажно - эксплуатационное учреждение Удмуртской Республики", Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Удмуртской Республики, Управления федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике.
Следовательно, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не состоятельны и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ и не подлежит взысканию на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2007 по делу N А71-9782/2006-Г27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9782/2006
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ
Ответчик: ГУ "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение УР", ГУ "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение Удмуртской Республики", Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики
Третье лицо: ГУП ГОССМЭП МВД России, Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГУП ГОССМЭП МВД России