г. Санкт-Петербург
09 августа 2011 г. |
Дело N А56-71781/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7538/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2011 по делу N А56-71781/2010 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ОАО "Роснефтьбункер"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области
о признании частично недействительным решения от 19.07.2010 N 36/1370
при участии:
от истца (заявителя): Ильин А.Ю. по доверенности от 25.01.2011 N 25/01/2011/1
от ответчика (должника): Седова М.С по доверенности от 12.01.2011 N 00229 дсп
установил:
Открытое акционерное общество "Роснефтьбункер" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) (адрес местонахождения Ленинградская область, г. Кингисепп, пр. Карла Маркса 25/2; ОГРН 1024701420622) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) (адрес местонахождения Ленинградская область, г. Кингисепп, пр. Карла Маркса 2а; ОГРН 1024701428113) от 19.07.2010 N 36/1370 в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2007 года в размере 113 440 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2011 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно предъявлены вычеты в сумме 113 440 руб. в общем порядке, так как у Общества отсутствуют условия, установленные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а операции подпадают под действие пп.1 п.2 статьи 170 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик учитывает суммы НДС, предъявленные покупателю, в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в случае их приобретения для собственных нужд.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за май 2007 года, представленной 12.03.2010 ОАО "Роснефтьбункер".
По результатам проверки Инспекцией составлен акт N 1109/324 от 08.06.2010 и вынесено решение N 36/1370 от 19.07.2010 об отказе в возмещении частично суммы НДС за май 2007 года в размере 113 440 руб. и решение N 159/1371 от 19.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия указанные решений послужил вывод Инспекции о том, что Обществом в нарушение положений ст. 171, 172 НК РФ, необоснованно произведены налоговые вычеты по НДС в размере 113 440 руб. в связи с тем, что затраты организации, являющейся инвестором, заказчиком и застройщиком при осуществлении строительства объекта подрядными организациями без производства строительно-монтажных работ собственными силами, на содержание подразделения, осуществляющего контроль за ходом строительства и технический надзор (содержание дирекции), включаемые в первоначальную стоимость строящегося объекта, объектом налогообложения по НДС не признаются.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области.
Решением Управления от 16.09.2010 N 16-21-07/14513 решения Инспекции оставлены без изменения.
Не согласилось с решениями налогового органа N 36/1370 от 19.07.2010 и N 159/1371 от 19.07.2010, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В пункте 1 статьи 171 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, является счет-фактура.
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику но товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 5 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший такой ненормативный акт.
Как следует из материалов дела, 15.06.2000 между государственным заказчиком - Генеральной дирекцией государственного заказчика по реализации Программы возрождения торгового флота России и ОАО "Компания Усть-Луга" (Заказчик-Застройщик) заключен контракт N 6-3/2000 на строительство и последующую эксплуатацию сухогрузного морского порта Усть-Луга (ТПК).
Пунктом 3.1.2 данного контракта ОАО "Компания Усть-Луга" предоставлено право передавать выполнение прав и обязанностей по контракту специально сформированным организациям по созданию отдельных объектов ТПК на основании соглашений, утверждаемых государственным заказчиком.
В соответствии с п. 3.1.2. контракта N 6-3/2000 от 15.06.2000 между ОАО "Компания Усть-Луга" (Общество) и ОАО "Роснефтьбункер" (Терминал) заключен контракт N 6/Д от 23.10.2001, согласованный Генеральной дирекцией государственного заказчика по реализации Программы возрождения торгового флота России, согласно пункту 1.1. которого ОАО "Компания Усть-Луга", являясь Заказчиком-Застройщиком морского порта Усть-Луга в Лужской губе Финского залива по контракту N 6-3/2000 от 15.06.2000, передает ОАО "Роснефтьбункер" право Заказчика-Застройщика на строительство и право эксплуатации Комплекса нефтеналивных грузов (далее - КНГ) мощностью 5,5 млн. тонн в год, расположенного в морском торговом порту Усть-Луга, а ОАО "Роснефтьбункер" принимает на себя обязательства по обеспечению финансирования и осуществлению проектирования, строительства, проведения пусковых испытаний, ввод и последующую эксплуатацию КНГ в соответствии с календарным планом строительства объекта (пункт 1.2. указанного контракта).
19.05.2009 Обществом получено разрешение на строительство объекта N Р47507000-37, выданное муниципальным образованием "Кингисеппский муниципальный район".
Судом первой инстанции установлено, что строящийся в рамках инвестиционного проекта объект "Комплекс нефтеналивных грузов" предназначен для хранения и перевалки различных наливных грузов, т.е. для реализации деятельности, подлежащей обложению НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, и именно на обеспечение этой работы направлена деятельность отдельных подразделений организации, на содержание которых эта организация затрачивает соответствующие средства.
В проверяемом налоговом периоде ОАО "Роснефтьбункер", действуя в рамках реализации проекта по созданию и последующей эксплуатации морского порта Усть-Луга в соответствии с контрактом N 6/Д от 23.10.2001, являлся инвестором, заказчиком и застройщиком при осуществлении строительства КНГ мощностью 5,5 млн. т в год.
Основным видом деятельности организации является не только деятельность по строительству КНГ в морском торговом порту Усть-Луга, но и дальнейшая эксплуатация данного комплекса, что подтверждается представленными в ходе проведения проверки документами, в том числе и Уставом Общества.
Именно на налогоплательщика оформлено разрешение на строительство объекта, вследствие чего Общество не только участвует в строительстве объекта, осуществляя его финансирование, а также организацию строительства и контроль за строительством (для чего, в свою очередь, создана соответствующая дирекция), но и в дальнейшем будет эксплуатировать строящийся объект, получая прибыль и уплачивая соответствующие налоги в бюджеты различных уровней.
Осуществляя указанную деятельность, Общество неизбежно несет необходимые общехозяйственные затраты, в частности, расходы по аренде офиса, расходы на информационно - консультационное обслуживание, расходы на канцелярские принадлежности, расходы на услуги связи и т. п.
Деятельность подразделения организации, осуществляющего контроль за ходом строительства и технический надзор, т.е. выполняющее функции заказчика-застройщика, как и деятельность прочих подразделений Общества (отдел финансов, бухгалтерия, юридический отдел и др.) направлена на обеспечение основного вида деятельности налогоплательщика - эксплуатации комплекса нефтеналивных грузов.
Понесенные Обществом в ходе названной деятельности расходы подтверждены первичными документами; налогоплательщиком представлены счета-фактуры, соответствующие требованиями ст. 169 НК РФ.
Данные обстоятельства Инспекцией не оспариваются.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. На субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом). Счет 08 корреспондируется со счетом 01 "Основные средства".
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Таким образом, отражение налогоплательщиком спорных расходов на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", на котором обобщается информация о затратах организации на строительство скважин, то есть тех основных средств, посредством использования которых общество может осуществлять деятельность, предусмотренную уставом организации
Указанные затраты в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчет 08.03 "Объекты внеоборотных активов. Затраты на строительство") и тем самым включаются в первоначальную стоимость объекта "КНГ", формируемую Заказчиком-Застройщиком.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Обществом выполнены все условия необходимые для принятия к вычету НДС.
Довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с указанной нормой суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов в случаях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Налоговый орган при толковании положений указанной нормы пришел к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствует право на применение налоговых вычетов в том случае, если он приобрел товары (работы, услуги) в целях совершения операций по производству или реализации товаров (работ, услуг) для собственных нужд.
Однако такое толкование не соответствует смыслу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации. В постановлении от 20.10.2009 N 9048/09 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал: анализ положений пунктов 1, 2, 4 статьи 170 и иных положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что законом установлен критерий, в соответствии с которым суммы налога на добавленную стоимость, включенные в цену приобретенных товаров (работ, услуг), налогоплательщик либо предъявляет к налоговому вычету, либо включает в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Таким критерием является характер использования приобретенных товаров (работ, услуг), а именно: используются они для совершения операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, или для операций, не подлежащих обложению названным налогом (освобождаемых от налогообложения).
Это означает, что налогоплательщик имеет право заявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг),
только в случае использования таких товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих обложению данным налогом.
При этом не имеет правового значения, осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг) иным лицам либо для собственных нужд. Указанный вывод подтверждается положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
С учетом того, что заявителем подтвержден факт приобретения товаров (работ, услуг) в целях осуществления операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, а налоговый орган не доказал обратного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованном предъявлении Обществом спорных сумм налога на добавленную стоимость в качестве налоговых вычетов.
Доводы налогового органа о том, что у заявителя в проверяемом периоде отсутствовал объект налогообложения (операции по реализации), не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов и возмещении налога на добавленную стоимость.
Отсутствие операций по реализации товаров налоговой базы в декларации не свидетельствует о неправомерном применении заявителем налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.2006 N 14996/05 при соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом нормами главы 21 Кодекса не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Документы, подтверждающие произведенные налоговые вычеты, представлены заявителем на проверку и в материалы дела. Претензий к документальному подтверждению заявителем примененных налоговых вычетов оспариваемое решение налогового органа не содержит.
В перечень операций, при осуществлении которых суммы предъявленного налога относятся на стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в частности, включены операции, не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Пункт 2 ст. 146 НК РФ не содержит упоминания об операциях по передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд.
Положения п.2 ст. 146 НК РФ не распространяются на расходы, связанные с содержанием подразделений Общества, осуществляющих контроль за ходом строительства и технический надзор.
Таким образом, расходы Общества на содержание данных подразделений не являются расходами, связанными с операциями, не признаваемыми объектом обложения НДС.
Оценив документы налогоплательщика в совокупности и взаимосвязи в соответствие со ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения положений главы 21.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе Инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2011 по делу N А56-71781/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71781/2010
Истец: ОАО "Роснефтьбункер"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ленинградской области, Межрайонная ИФНС России N3 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7538/11