08 августа 2011 г. |
Дело N А55-26431/2010 г. Самара |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Садило Г.М., судей Липкинд Е.Я. и Каплина С.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анищенко Я.С.,
от истца - представитель Чулкова А.А., доверенность от 17.01.2011, представитель Казачков С.И., доверенность от 30.12.2010,
от ответчиков: от Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области - представитель Первушина Н.И., доверенность от 16.12.2010 N МФ-13-07/+2548, от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционные жалобы: МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3" и Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 года по делу N А55-26431/2010 (судья Шаруева Н.В.) по иску МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, при участии третьих лиц - Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России" о взыскании 63.587.625 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее по тексту МП ПАТП-3) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнений, принятых судом в порядке стати 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик 1) за счет средств казны Российской Федерации 13897 789 руб. 85 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2009 г.. по 31.12.2009 г.. льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов, а также о взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансов Самарской области (далее - ответчик 2) за счет средств казны Самарской области 47 987 035 руб. 40 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2007 г.. по 31.12.2009 г.. льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов, при участии третьих лиц - Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрии городского округа Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 6 208 071 руб. 38 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 г.. по 31.12.2009 г. и с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 25 520 995 руб. 18 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 г.. по 31.12.2009 г., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 19.05.2011 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Министерство управления финансами Самарской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" поддержал доводы своей апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил принять новый судебный акт, в соответствии с которым:
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 13.897.789 руб. 85 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Взыскать с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 47.987.035руб. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области не согласился с доводами апелляционной жалобы истца, поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции от 19.05.2011 по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец как транспортная организация осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере 61 884 825 руб. 25 коп.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями. Вместе с тем, данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истец, предъявляя убытки, в обоснование исковых требований ссылается на постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 г.. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 г.. N 55), согласно которому с 01.07.2008 г.. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 270 руб. 00 коп. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом. Также с 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской области, для следующих категорий граждан: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
С 01.07.2008 г.. года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше установлена в размере 270 руб.
В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 26.12.2008 г.. N 3241-п/1 стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2009 г.. - для граждан установлена в размере 720 руб. 00 коп.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 450 руб. (720 и 270 руб.) истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, за период с 01.01.2009 г.. по 31.12.2009 г.. с казны публично-правового образования - Российской Федерации и Самарской области.
Согласно статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г.. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г.. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г..), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Так, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно части 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 г.. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г.. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Арбитражный суд первой инстанции, с учетом изложенного выше, сделал правильный вывод о том, что согласно ст.ст. 16,1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), так и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при определении размера ущерба истец, предъявляя требования по делу, правомерно определил размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета (не включая сумму вознаграждения Почтамту РФ в размере 3%).
Отказывая частично в иске, арбитражный суд первой инстанции указал , что кроме дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета на компенсацию убытков от перевозок граждан по единому социальному проездному билету истцом по Договору субсидий N 121-дг/4-2 от 03.02.2009 г.. заключенного между мэрией городского округа Тольятти и Муниципальным предприятием "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (предметом договора являлась компенсация истцу недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки при перевозке отдельных категорий граждан в том числе сложившихся о разницы стоимости единого проездного и социального проездного билета приобретаемого пенсионерами не имеющими льгот за счет средств федерального и регионального бюджетов), получено из муниципального бюджета 30 155 758 руб. 69 коп. (из расчета 25,5 % по федеральному бюджету и 74,5 % по бюджету Самарской области) по настоящему иску. В связи с чем суд первой инстанции и пришел к выводу, что поскольку полученные истцом компенсационные выплаты по федеральным льготникам и региональным льготникам полученные из бюджета различных уровней, частично компенсировали истцу убытки, взысканию подлежит 31 729 066 руб. 56 коп., в том числе сумма в размере 6 208 071 руб. 38 коп. за счет средств федерального бюджета и 25 520 995 руб. 18 коп. за счет средств бюджета Самарской области.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно п.п. "ж" п.1 ст. 72" Конституции РФ, п. 1, п.п. 24, п.2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации ,постановлению Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15, именно у Самарской области возникли расходные обязательства по финансированию проезда пенсионеров, в том числе на территории г.о. Тольятти, общественным транспортом общего пользования на основании ЕСПБ.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ( в редакции от 18.04.2005) , социальная защита пенсионеров, в том числе и предоставление им права льготного проезда общественным транспортом, не отнесены к вопросам местного значения.
В силу статьи 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД" О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию", г.о. Тольятти не наделен государственными полномочиями по предоставлению пенсионерам права льготного проезда общественным транспортом общего пользования на основании ЕСПБ, и по осуществлению финансирования этого права.
Согласно п.5 ст.86 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Самарской области.
Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06. 2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84,85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметами совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Упомянутыми выше нормативными актами возмещение данных убытков отнесено к расходным обязательствам соответствующих бюджетов, в зависимости от того, нормативными актами какого уровня установлены соответствующие льготы.
Сумма оплаты, полученная истцом по договору N 121-дг/4-2 от 03.02.2009 неправомерна расценена судом как компенсация убытков истца, связанных с перевозкой льготируемых категорий граждан на основании единого проездного билета
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по делу N А55-3328/2010, оставленным в силе Постановлением Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 07.06.2011.
Следует отметить, что субсидии предприятию на основании договора от 03.02.2009 выделяются за счет прибыли самого же предприятия, перечисляемой мэрии г.о. Тольятти по итогам работы за год, что подтверждается представленными в материалы дела документы - письмо руководителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти от 27.07.2010 N 1066/42, письмо мэра г.о. Тольятти 3 1055/1 от 19.03.2009 о наличии кредиторской задолженности по выпадающим доходам из регионального бюджета за перевозку льготных категорий граждан и пенсионеров (т.2 л.д. 114, 116).
Законодательство не предусматривает возмещение убытков, связанных с перевозкой льготируемых граждан на основании единого проездного билета, за счет доходов транспортной организации.
Поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, размер убытков истца доказан, апелляционную жалобу МП "ТПАТП-3" следует удовлетворить, решение отменить, а иск удовлетворить в полном объеме.
Доводы Министерства финансов Самарской области, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции изучены и отклоняются, как несостоятельные и не подтвержденные документально.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 года по делу N А55-26431/2010 отменить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 13.897.789 руб. 85 коп. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 44915 руб. 02 коп. и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Взыскать с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" 47.987.035руб. - убыток, возникший в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 155084 руб. 99 коп. и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Выдать справку МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" на возврат из федерального бюджета Российской Федерации сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по платежному поручению N 2016 от 01.06.2011 в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26431/2010
Истец: Муниципальное предприятие "ТПАТП-3"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ, в лице Министерства Финансов РФ в лице представителя - Управление Федерального казначейства по Самарской области, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, Тольяттинский Почтамт УФПС Самарской области