г. Чита |
Дело N А19-22450/2010 |
11 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 11.08.2011.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2011 года по делу N А19-22450/2010 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Витим - Лес" (ОГРН 1033802600050, ИНН 3831003479) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1063808162318, ИНН 3808160152), третьи лица: Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по
Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395), Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области о принятии решения о возврате излишне перечисленных арендных платежей (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), (суд первой инстанции: Антонова С.Н.)
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Витим - Лес" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Агентству лесного хозяйства Иркутской области об обязании ответчика принять решение о возврате 3 528 454 руб. 42 коп. излишне перечисленных арендных платежей за период с 01.01.2008 по 01.10.2010; 4 929 руб. 09 коп. - излишне перечисленных процентов за пользование чужими денежными средствами; о выплате 387 198 руб. 49 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.02.2008 по 08.11.2010.
Определением от 06.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2011 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение и оформить соответствующее распоряжение о возврате Обществу с ограниченной ответственностью "Витим - Лес" излишне уплаченной арендной платы за период с 01.01.2008 по 01.10.2010 в сумме 3 528 454 руб. 42 коп., излишне перечисленных процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4929 руб. 09 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 387 198 руб. 49 коп.
С Агентства лесного хозяйства Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Витим - Лес" взыскано 12 000 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.
С решением не согласен ответчик, который в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что нормы Лесного кодекса РФ (2006 года) не подлежат применению к договорным правоотношениям (в частности к договору аренды участка лесного фонда от 28.04.2005 до момента приведения его в соответствие с ЛК РФ - 11.11.2008), возникшим до момента введение его в действие (01.01.2007 г..), поскольку это противоречит статье 4, части 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, статье 2 ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, равно как и постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, принятое в соответствии с указанной нормой (ст. 73 Лесного кодекса РФ), не применимы к правоотношениям сторон, возникшим из договора аренды, условия которого не были изменены в предусмотренном законом порядке (до 10.11.2008 г..), а потому до указанного момента арендная плата подлежала уплате в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда заключенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Кроме того, считает, что законодательство Российской Федерации, в том числе ни новый Лесной кодекса РФ, ни ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" не содержат нормы права, прекращающие действие ранее заключенных договоров аренды лесных участков в части условия о размере арендной платы, либо предусматривающие применение статьи 73 Лесного кодекса РФ на отношения, возникшие до введения его в действие (обратная сила закона).
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.04.2005 на основании протокола от 15.04.2005 N 12 результатов лесного конкурса между Киренским лесхозом и ООО "Витим - лес" заключен договор аренды участка лесного фонда, с арендной платой, установленной в размере 930, 71 тыс. руб. в год.
Договор заключен сроком на двадцать пять лет и зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому бурятскому автономному округу 14.10.2005 за N 38-38-14/001/2005-766.
Договор аренды участка Лесного фонда приведен в соответствии с новым Лесным кодексом РФ, в связи с чем, 11.11.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству и ООО "Витим - лес" заключен договор аренды лесного участка N 5/8.
Договор заключен на срок с 14.10.2005 по 14.10.2030, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 25.12.2008 за N 38-38-14/017/2008-184.
По условиям пунктов 1.1 - 1.3 арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 621-2008-12, площадью 35 585,9 га, месторасположение - Иркутская область, муниципальное образование Киренский район, Киренское лесничество, Ичерское участковое лесничество, эксплуатационные леса: "Ичерская дача", кварталы NN 235-238, 240, 267, 269, 272-274, 295-303, 321-327, 536, 538, 552-558, 571, 572, 578; "Дубровская дача", кварталы NN 104, 131, 133, 158-160, 186, 187.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N N 1,2,3,4 к договору.
Согласно пунктам 2.1-2.2 договора аренды арендная плата составляет 2 164 847 руб. в год.
Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала.
Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Как следует из расчета истца и представленных в материалы дела платежных поручений от 19.02.2008 N 28 на сумму 270 379 руб. 25 коп.; N 29 на сумму 270 832 руб. 90 коп., от 09.04.2008 N 92 на сумму 270 379 руб. 25 коп.; N 93 на сумму 270 832 руб. 90 коп.; от 01.07.2008 N 231 на сумму 270 379 руб. 25 коп.; N 232 на сумму 270 832 руб. 50 коп., от 06.10.2008 N 388 на сумму 270 379 руб. 25 коп., N 398 на сумму 270 832 руб. 50 коп., N 391 на сумму 270 832 руб. 50 коп., N 390 на сумму 270 379 руб. 25 коп., от 30.01.2009 N 30 на сумму 347 975 руб. 01 коп.; N 31 на сумму 35 272 руб. 93 коп.; от 30.03.2009 N 87 на сумму 305 652 руб. 18 коп.; N 88 на сумму 305 627 руб. 51 коп.; от 16.06.2009 N 222 на сумму 305 627 руб. 51 коп.; N 224 на сумму 305 652 руб. 18 коп.; от 07.09.2009 N 350 на сумму 24 руб. 66 коп.; N 352 на сумму 305 602 руб. 42 коп.; N 353 на сумму 305 652 руб. 18 коп.; от 14.01.2010 N 12 на сумму 301 466 руб. 47 коп.; от 30.03.2010 N 170 на сумму 304 816 руб. 09 коп.; от 04.05.2010 N 253 на сумму 606 282 руб. 56 коп.; от 22.06.2010 N 443 на сумму 308 165 руб. 72 коп.; N 447 на сумму 308 165 руб. 72 коп.; от 24.09.2010 N 833 на сумму 308 165 руб. 72 коп.; N 837 на сумму 308 165 руб. 72 коп.; истец уплатил арендную плату за пользование лесным участком по договорам от 28.04.2005, от 11.11.2008 N 5/8 в части превышающей минимальные ставки платы за 1 квартал 2008 года по 2 квартал 2009 года в сумме 34 934 679 руб. 84 коп.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате ООО "Витим - лес" излишне уплаченной арендной платы по договорам аренды лесного участка в сумме 3 528 454 руб. 42 коп., истец указал, что арендодатель производил расчет арендной платы за пользование лесным участком по принятым минимальным и конкретным ставкам лесных податей за период с 01.01.2008 по 01.10.2010, с применением повышающего коэффициента 2,0, предусмотренным ранее Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" от
14.09.2005 в результате чего, арендатором излишне уплачены денежные средства в размере 3 528 454 руб. 42 коп. Истец также просит взыскать уплаченные истцом проценты за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 7 471 руб. 41 коп., проценты на основании статей 395 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 21.02.2008 по 08.11.2010 в сумме 387 198 руб. 49 коп.
Арбитражный суд Иркутской области, разрешая спор, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды лесного участка, каковыми по своей правовой природе являются договоры от 28.04.2005, от 11.11.2008 N 5/8 .
На основании статьи 614 Гражданского кодекса РФ, условий договоров от 28.04.2005, от 11.11.2008 N 5/8 арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства от 19.02.2001 N127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
С января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса РФ, в том числе, статья 104 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей относилось к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы в Иркутской области; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
Подпунктом "в" пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
В силу пункта 1 статьи 3 ФЗ от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.
Как предусмотрено статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются соглашением сторон. В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей. Они по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (часть 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
Статьями 309, 310 и 408 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Правоотношения сторон вытекают из обязательственных правоотношений - договора аренды лесного фонда для заготовки древесины и регламентированы главой 34 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Частями 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Ответчиком в материалы дела не было представлено правового обоснования применения коэффициента 2 при расчете арендной платы, превышающей ее минимальный размер, за переданный по договорам от 28.04.2005, от 11.11.2008 N 5/8 лесной участок.
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" утратил силу.
С учетом приведенных обстоятельств и законоположений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения при расчете арендной платы по названным договорам коэффициента 2, а также о том, что арендодатель при расчете арендной платы с 01.01.2008 по 01.10.2010 должен был руководствоваться указанными актами, исчисляя минимальный размер арендной платы, на который начислять 11 % конкурсного превышения, согласно протоколам результатов лесного конкурса к договорам аренды лесного участка.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в т.ч. указанные выше платежные поручения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что арендная плата, внесенная истцом в бюджет субъекта Российской Федерации за период с 01.01.2008 по 01.10.2010 в сумме 3 528 454 руб. 42 коп. (по вышеуказанным платежным поручениям) является излишне уплаченной.
Кроме того, платежными поручениями от 26.05.2008 N 166 в сумме 4 004 руб. 96 коп., от 19.11.2008 N 463 в сумме 920 руб. 06 коп., от 16.06.2010 N 421 в сумме 2 546 руб. 39 коп., истец уплатил ответчику пени и проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку внесения арендных платежей в общей сумме 7 471 руб. 41 коп., которые были рассчитаны ответчиком исходя из размера арендной платы, вдвое превышающей арендной платы подлежащей уплате истцом.
Согласно расчетам истца, неоспоренным в судебном заседании ответчиком размер излишне перечисленных процентов составляет 4 929 руб. 09 коп.
Указанные суммы, как верно указал суд первой инстанции, являются неосновательным обогащением ответчика за свет истца и подлежат возврату на основании статей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации с начислением на основании части 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 названного Кодекса за период с 21.02.2008 по 08.11.2010 в сумме 387 198 руб. 49 коп.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 160. 1. Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области "Об администрировании доходов бюджетов" N 8-дпр от 31.01.08 Агентству лесного хозяйства Иркутской области делегированы полномочия по администрированию платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.3. Приказа именно администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В силу приведенных норм судом правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате ООО "Витим -лес" излишне уплаченной арендной платы по договорам от 28.04.2005, от 11.11.2008 N 5/8 в сумме 3 528 454 руб. 42 коп., 4 929 руб. 09 коп. - излишне перечисленных процентов за пользование чужими денежными средствами; а также о выплате 387 198 руб. 49 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.02.2008 по 08.11.2010.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно, объективно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства, правильно применил закон и вынес обоснованное решение, в связи с чем, у апелляционной инстанции нет оснований для других выводов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2011 года по делу N А19-22450/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
А.В.Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22450/2010
Истец: ООО "Витим-лес"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства по Иркутской области
Третье лицо: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства ИО по Киренскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1711/11