г. Томск |
Дело N 07 АП-4872/11 (А45-958/2011) |
27 июля 2011 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи И.Н. Мухиной
судей Н.К. Калиниченко, В.М. Сухотиной
при ведении протокола помощником судьи В.А. Фаустовым
при участии:
от истца - Гонтарь С.В., Ружицкий А.С.
от ответчика - Бондаренко О.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 19 апреля 2011 г. по делу N А45-958/2011 (судья Рыбина Н.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская лесопромышленная компания"
к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области
о понуждении к заключению соглашения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская лесопромышленная компания" (далее - ООО "Новосибирская лесопромышленная компания") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в ходе разбирательства дела в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области об обязании (понуждении) заключить с истцом соглашения о купле-продаже лесных насаждений в общем объеме 25,5 тыс. куб.м. на основании государственного контракта N 47 от 19 декабря 2009 года на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Чулымского лесничества Чулымского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений по форме, представленной в приложении N 2 к контракту (л.д. 49-55 том 1).
В качестве правовых оснований исковых требований истец сослался на статьи 429, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Решением 19 апреля 2011 года по делу N А45-958/2011 Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил заявленные ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" исковые требования в полном объёме.
В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства Новосибирской области просит отменить принятое по делу решение и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на истечение предусмотренного государственным контрактом срока для заключения соглашения о купле-продаже лесных насаждений и ненадлежащее исполнение истцом обязательств по отводу и таксации лесосек. Требования апелляционной жалобы также обоснованы ссылками на то, что суд пришёл к ошибочному выводу о том, что выполнение работ по отводу и таксации лесосек не является обязанностью истца и признал соответствующее условие государственного контракта ничтожным, поскольку это противоречит требованиям действующих нормативных актов и фактическим обстоятельствам настоящего дела.
ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить принятое по делу решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве не неё.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (правопредшественник Департамента лесного хозяйства Новосибирской области) и ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" заключен государственный контракт N 47 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Чулымского лесничества Чулымского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений от 19 декабря 2009 года.
Состав работ, их объём (количество) и сроки выполнения определены в техническом задании (приложении N 1) к государственному контракту. Срок действия государственного контракта определён до 31 декабря 2010 года (пункт 7.1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Лесного кодекса РФ при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
Во исполнение указанных положений в пункте 1.3 государственного контракта предусмотрено, что одновременно с выполнением работ, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего контракта (техническое задание), осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины на основании соглашений о купле-продаже лесных насаждений, составляемых по форме, представленной в приложении N 2. В течение срока действия государственного контракта стороны обязуются заключать соглашения о купле-продаже лесных насаждений для заготовки древесины. Соглашения о купле-продаже лесных насаждений заключаются сторонами в течение 10 дней после проведения отвода лесосек.
В приложении N 1 (техническое задание) к государственному контракту определено, что предельный объём заготовки древесины (корневой запас) составляет 37,7 тыс. куб.м. Указано местоположение лесных насаждений, подлежащих вырубке по соглашениям о продаже лесных насаждений, а именно: Верх-Каргатский лесной участок (кварталы: 1-39, 46-57, 67-79, 90-102, 111-125, 131-144, 148-165, 167-279); Чулымский лесной участок (кварталы: 1-446); Ужанихинский лесной участок (кварталы: 1-402). В пункте 7 Технического задания также установлена плата за заготовку древесины (способ ее определения).
Заявленные в рамках настоящего дела требования основаны на том, что в период действия государственного контракта N 47 от 19 декабря 2009 года по соглашениям о купле-продаже лесных насаждений ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" (истцу) было продано 12,2 тыс. куб.м. леса, из указанных в техническом задании 37,7 тыс. куб.м. В этой связи, ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" 05 октября 2010 года и 12 октября 2010 года направило в адрес Департамента лесного хозяйства Новосибирской области требования о заключении соглашений на оставшийся объём леса (25,5 тыс. куб.м.). С учётом того, что данные требования были оставлены без удовлетворения, ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Лесного кодекса РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Согласно пункту 5 статьи 19 Лесного кодекса РФ особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений указанных норм Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров.
Пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что при размещении заказа с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
При заключении указанного договора помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указываются:
а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;
б) предельный объем заготовки древесины;
в) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса РФ на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
Применительно к содержанию пунктов 3 и 5 статьи 19 Лесного кодекса РФ и указанного Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 418, суд первой инстанции пришёл к выводу, что между сторонами заключен смешанный договор (государственный контракт) с элементами контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и предварительного договора купли-продажи лесных насаждений, поскольку содержит в себе все его существенные условия, в том числе о местоположении лесных насаждений, объеме заготовки древесины и плате за заготовку древесины.
По правилам пункта 1 статьи 429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Так, в пункте 1.3 государственного контракта стороны приняли на себя обязательства заключить в будущем соглашения о купле-продаже лесных насаждений для заготовки древесины. Пунктами 5.1.4 и 5.2.4 государственного контракта предусмотрены соответствующие взаимные обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 5 ст. 429 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно , уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение государственного контракта сторонами было заключено 31 соглашение о купле-продаже лесных насаждений, по которым ответчиком было продано истцу 12,2 тыс. кв.м. лесных насаждений.
С учётом того, что оставшиеся 25,5 тыс. куб.м. леса проданы не были, ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" направило в Департамент лесного хозяйства Новосибирской области письма от 05 октября 2010 года и от 12 октября 2010 года с требованием заключить соглашения о купле-продаже на оставшийся объём леса.
Пунктом 1.3 государственного контракта определено, что соглашения о купле-продаже лесных насаждений для заготовки древесины подлежат заключению в течение его срока действия (до 31 декабря 2010 года). Поскольку до настоящего времени Департамент лесного хозяйства Новосибирской области на письма истца не ответил, соглашения не заключил, суд первой инстанции пришёл к выводу, что им ненадлежащим образом исполнены обязательства, вытекающие из предварительного договора купли-продажи лесных насаждений, в частности по заключению соглашений купли-продажи на 25,5 тыс. куб.м. леса.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд первой инстанции пришёл к выводу, что требования истца об обязании ответчика заключить соглашения о купле-продаже лесных насаждений в общем объеме 25,5 тыс. куб.м., подлежат удовлетворению в соответствии с указанными выше положениями статей 429, 445 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства. Из материалов дела действительно усматривается, что между сторонами заключен смешанный договор (государственный контракт) с элементами контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и предварительного договора купли-продажи лесных насаждений. Данное обстоятельство сторонами в ходе рассмотрения дела не оспорено.
Суд первой инстанции правильно указал, что государственный контракт содержит все существенные условия договора купли продажи лесных насаждений, в том числе о месте их положения, предельном объёме заготовки, размере платы за заготовку древесины, однако не учёл, что данные условия носят общий характер.
Конкретные условия рубки лесных насаждений, по условиям государственного контракта, должны согласовываться в соглашениях о купле-продаже лесных насаждений на основании материалов отвода и таксации лесосек (пункт 1.3).
Так, согласно приложению N 2 к государственному контракту (форма соглашения о купле продажи лесных насаждений) сторонами на основании материалов отвода лесосек должны быть согласованы площадь лесных насаждений, их местоположение (схема расположения), конкретный объём заготовки древесины, способы рубки. Имеются условия о том, какие деревья не подлежат рубке, предусмотрены обязанности по сохранению подроста, на площади, которая также должна быть согласована в соглашении.
Иными словами, указанный в государственном контракте предельный объём заготовки леса и его местоположение не является достаточным основанием для заключения соглашений о купле-продаже лесных насаждений, конкретные условия которых, могут быть определены только на основании материалов отвода лесосек.
В рамках настоящего дела истцом заявленные требования о понуждении ответчика к заключению договора.
Статья 173 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Применительно к изложенному, заявляя требования о понуждении ответчика к заключению договора, истец указал только на объём подлежащего заготовке леса (25,5 тыс. куб.м.) без конкретных сведений о его местоположении, условиях рубки, основанных на материалах отвода лесосек.
Более того, апелляционной суд считает, что указание в государственном контракте предельного объёма заготовки древесины (37,7 тыс. куб.м.) однозначно не свидетельствует об обязанности ответчика заключить соглашения о купле-продаже лесных насаждений именно на этот объём. Конкретный объём рубки должен определяться в зависимости от состояния конкретного участка леса, на основании материалов отвода лесосек.
Таким образом, требования истца в том виде, в котором они указаны в исковом заявлении, удовлетворены быть не могут. Решение суда первой инстанции об удовлетворении иска не соответствует правилам статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса РФ и по сути является неисполнимым, поскольку из его содержания невозможно установить конкретные условия соглашения, которое обязан заключить ответчик.
В материалы дела представлено 16 проектов соглашений о купле-продаже лесных насаждений на общий объём 5 636 куб.м. в которых указаны конкретные условия рубки, в том числе, местоположение лесных насаждений, объём заготовки леса, размер платы за заготовку древесины. К данным соглашениям также приложены лесоматериалы, на основании которых определены их условия, однако требований о понуждении ответчика заключить именно эти соглашения, что отвечало бы требованиям статей 429, 425 Гражданского кодекса РФ и статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец не заявлял. Правом на изменение предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец не воспользовался. Самостоятельно изменять предмет иска арбитражный суд не вправе (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Кроме того, в ходе рассмотрения дела истец указал, что соглашения о купле-продаже лесных насаждений не были заключены по вине ответчика, который не выполнил свои обязательства по выполнению отводов лесосек. Данным обстоятельством обусловлены требования о заключении соглашений о купле-продаже лесных насаждений на весь оставшийся объём предельной заготовки древесины, указанный в государственном контракте (37,7 тыс. куб.м.).
Ответчик напротив настаивал на том, что отвод и таксация лесосек является обязанностью истца. Именно по причине невыполнения (ненадлежащего выполнения) данной обязанности, не были заключены соглашения о купле-продаже лесных насаждений в объеме 25,5 тыс. куб.м
При рассмотрении спора суд первой инстанции установил, что обязанность выполнения отвода лесосек возложена на истца (пункт 5 технического задания к государственному контракту). Данное условие государственного контракта признано ничтожным, на том основании, что исходя из содержания пункта 4 Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 июня 1993 года N 155, отвод и таксация лесосек должны осуществляться работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников, лесоустроительными предприятиями ГО "Леспроект", а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами.
Вместе с тем, данные выводы суда первой инстанции также нельзя признать правильными, в связи со следующим. Указанное выше Наставление, не является нормативным актом, в связи с несоответствием которому, условие договора может быть признано ничтожным (статьи 3, 168 Гражданского кодекса РФ).
Напротив, в апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства Новосибирской области правильно указал, что в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 184, отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Отвод и таксация лесосек является разновидностью хозяйственной деятельности, для выполнения которой Департамент лесного хозяйства Новосибирской области ресурсов как исполнительный орган государственной власти не имеет полномочий. В этой связи, возложение на ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" обязанности по отводу и таксации лесосек в соответствии с условиями государственного контракта нормам действующего законодательства не противоречит.
Применительно к изложенному, требуя заключить соглашения о купле-продаже лесных насаждений, ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" не представило доказательств выполнения им материалов по отводу и таксации лесосек на объём 25,5 тыс. куб.м. леса, которые являются основанием для заключения таких соглашений. Как было указано выше, в представленных проектах соглашений к рубке предполагается только 5 636 куб.м. лесных насаждений. Ссылка на то, что обязанность подготовки материалов по отводу и таксации лесосек возложена на ответчика, отклоняется апелляционным судом как необоснованная и не соответствующая условиям заключенного сторонами государственного контракта.
Таким образом, достаточные основания для удовлетворения заявленных ООО "Новосибирская лесопромышленная компания" у суда первой инстанции отсутствовали. Принятое по делу решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В удовлетворении иска должно быть отказано.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с выводами первой инстанции, что истечение срока действия государственного контракта, в данном случае не является достаточным основанием для отказа в заключении соглашений о купле-продаже лесных насаждений, которые были представлены для подписания до 31 декабря 2010 года. Возражения апелляционной жалобы в отношении данных обстоятельств апелляционный суд отклоняет как необоснованные.
Государственная пошлина по делу, в том числе по апелляционной жалобе, по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относится на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 апреля 2011 г. по делу N А45-958/2011 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская лесопромышленная компания" доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.Н. Мухина |
Судьи |
Н. К. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-958/2011
Истец: ООО "Новосибирская лесопромышленная компания"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, Департамент лесного хозяйства НСО
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4872/11