г. Челябинск
01 августа 2011 г. |
N 18АП-6745/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.05.2011 по делу N А47-2260/2011 (судья Александров А.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Благоустроитель-Т" - Токарев Н.Н. (директор в соответствии с протоколом N 6 от 24.09.2010), Шевцова О.П. (доверенность N 5 от 12.01.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Благоустроитель-Т" (далее - заявитель, ООО "Благоустроитель-Т", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным решения, выраженного в письме от 11.03.2011 N МП-12-19/2384, об отказе заявителю в выдаче лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов с целью использования при строительстве пруда-копани в районе озера Малахово, расположенного на территории Оренбургской области. Также заявитель просил обязать Министерство предоставить ООО "Благоустроитель-Т" право пользования заявленным участком недр в районе озера Малахово в Северном округе города Оренбурга (первая очередь), расположенным по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, восточная часть кадастрового квартала 56:44:0104001, путем выдачи соответствующей лицензии.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.05.2011 (резолютивная часть решения объявлена 18.05.2010) требования заявителя удовлетворены.
Министерство, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что заявителю отказано в выдаче лицензии в соответствии с обязательными для Министерства рекомендациями комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, ввиду нецелесообразности ведения заявителем работ на заявленном участке недр, а также угрозы ухудшения гидрологической обстановки и необходимости проведения предварительного геологического изучения для установления месторождения песчано-гравийных смесей, воспроизводство которых на настоящее время является актуальным. Полагает, что закон не содержит норм, обязывающих выдать лицензию на основании судебного решения. Кроме того, указывает на то, что по протесту прокурора в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Закон Оренбургской области от 09.03.2005 N 1924/361-III-ОЗ "О предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Оренбургской области" (далее - Закон от 09.03.2005 N 1924/361-III-ОЗ) в части отмены предоставления права пользования недрами для добычи грунтов.
Представители ООО "Благоустроитель-Т" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Министерства, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Благоустроитель-Т" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.04.2006 за основным государственным регистрационным номером 1065638044350.
23.03.2010 общество обратилось в министерство с заявкой на получение права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов, в соответствии с которой просило выдать лицензию на право пользования участком недр при осуществлении строительства пруда-копани в районе озера Малахово в Северном округе города Оренбурга (первая очередь), расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:44:0104001. Заявка и приложенные к ней документы (включая учредительные документы общества, проектную документацию, градостроительный план земельного участка, технический отчет об инженерно-геологических изысканиях, положительное заключение государственной экспертизы объекта капитального строительства, договор аренды земельного участка и разрешение на строительство) получены Министерством 23.03.2010, о чем на заявке имеется соответствующая отметка (т.1 л.д.25).
Решением комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, оформленным протоколом от 09.09.2010 N 16, Министерству рекомендовано отказать обществу в выдаче лицензии по следующим основаниям: нецелесообразность ведения указанных заявителем работ на заявленном участке недр; угроза ухудшения гидрологической обстановки; необходимость предварительного проведения геологического изучения с целью выявления месторождений песчано-гравийных смесей (т.2 л.д.114-115).
Об указанном решении комиссии Министерство поставило в известность заявителя письмом от 05.10.2010 N МП-12/19-10307.
Общество оспорило бездействие Министерства, выразившееся в непринятии решения по его заявлению, в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2011 по делу N А47-8723/2010 бездействие Министерства признано незаконным, а также Министерство обязано устранить нарушение прав и законных интересов общества путем вынесения решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении права пользования участком недр при осуществлении строительства пруда-копани в районе озера Малахово в Северном округе города Оренбурга для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов на основании заявки от 23.03.2010 в течение тридцати дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Во исполнение указанного судебного акта Министерством в адрес ООО "Благоустроитель-Т" направлено письмо от 11.03.2011 N МП-12-19/2384 следующего содержания: "В связи с необходимостью обеспечения требований по рациональному использованию и охране недр (с.23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"), Министерство, с учетом рекомендации комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области (протокол от 09.09.2010 года N 16), отказывает ООО "Благоустроитель-Т" в выдаче лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов с целью использования при строительстве пруда-копани в районе озера Малахово, расположенного на территории г. Оренбурга" (т.1 л.д.40, т.2 л.д.116).
Не согласившись с отраженным в указанном письме решением об отказе в выдаче лицензии, ООО "Благоустроитель-Т" обжаловало это решение в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного акта.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта, и порядок их рассмотрения регламентирован положениями Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст.18 Закона о недрах).
На территории Оренбургской области такой порядок урегулирован Законом от 09.03.2005 N 1924/361-III-ОЗ.
В соответствии с указанным законом, под общераспространенными полезными ископаемыми понимаются повсеместно развитые в земной коре виды минерального сырья, используемые для производства строительных материалов, изделий и конструкций, товаров бытового потребления, а также виды грунтов, состоящие из таких полезных ископаемых, пригодные для использования при строительстве инженерных сооружений (в том числе планировке территорий, строительстве и ремонте дорог, насыпей, плотин, работ, связанных с регулировкой водостоков, устройством и реконструкцией водоемов, берегоукрепительных сооружений) (ст.2). Недра предоставляются в пользование в том числе для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов, используемых для строительства инженерных сооружений (п.6 ч.1 ст.6).
Статьей 11 Закона от 09.03.2005 N 1924/361-III-ОЗ установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является решение уполномоченного Губернатором области органа исполнительной власти Оренбургской области в том числе о предоставлении права пользования участками недр с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, принятое с учетом рекомендаций комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области при установлении в соответствии с федеральным законодательством факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых в результате открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка. Комиссия по вопросам недропользования Оренбургской области создается для рассмотрения заявок на предоставление права пользования участками недр на бесконкурсной основе, внесение изменений и дополнений в лицензии на право пользования недрами, их переоформление, а также для вопросов по прекращению, досрочному прекращению, приостановлению и ограничению права пользования недрами. В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области, геологического, горного, экологического, иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления соответствующих территорий. Положение о комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области и ее состав утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области. Решение о предоставлении права пользования участками недр Фонда недр принимается уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области в течение 30 дней со дня проведения конкурса или аукциона по предоставлению права пользования участками недр или со дня заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области.
В соответствии с п.п.3.12.5, 3.12.6 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 30.04.2009 N 83-ук, Министерство уполномочено на разработку и утверждение порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов с целью использования при строительстве инженерных сооружений, рассмотрение заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесение изменений и дополнений в лицензии на право пользования недрами, а также решение других вопросов, связанных с условиями пользования недрами.
Распоряжением Министерства от 01.03.2010 N 201-р утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов с целью использования при строительстве инженерных сооружений, которым в частности установлено, что для получения права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов с целью использования при строительстве инженерных сооружений заявитель подготавливает заявку, которая должна содержать: 1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности; 2) проектно-сметную документацию на строительство инженерного сооружения, получившую положительное заключение государственной экспертизы (п.2). Министерство в течение 30 дней проводит проверку представленных документов на предмет их соответствия установленным требованиям и отсутствия на заявленной территории лицензируемых недропользователей. В случае необходимости срок рассмотрения документов может быть увеличен, но не более чем на 60 дней, о чем Министерство обязано уведомить претендента (п.4). По окончании проверки документы, представленные для получения права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде грунтов, направляются на рассмотрение комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области. В случае если по результатам рассмотрения, предложения заявителя по условиям пользования недрами признаются соответствующими требованиям по рациональному использованию и охране недр, то на их основе Министерством подготавливается проект условий пользования недрами. В случае если по результатам рассмотрения, предложения заявителя по условиям пользования недрами не соответствуют или не в полной мере соответствуют требованиям по рациональному использованию и охране недр, то пользователю недр направляются соответствующие письменные предложения о доработке представленных им предложений по условиям пользования недрами и представлении их на повторное рассмотрение (п.5). По итогам рассмотрения представленных материалов Министерство в течение 30 дней со дня заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области принимает решение с учетом рекомендаций комиссии об удовлетворении заявки, т.е. выдачи лицензии на право пользования участком недр, или об отказе в удовлетворении заявки (п.6). Отказ заявителю в рассмотрении заявки и в предоставлении права пользования участком недр последует в случаях, если: 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; 4) если на данном участке уже ведется добыча общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с ранее выданными лицензиями (п.7). В случае несогласия претендента с решением об отказе в рассмотрении заявки или предоставлении права пользования участком недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, он вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке (п.8).
Из материалов дела следует, что представленные заявителем в Министерство заявка и приложенные к ней документы отвечают требованиям указанного Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами. На это же обстоятельство указано в протоколе заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области от 09.09.2010 N 16.
Недостоверность представленных заявителем сведений Министерством не установлена, равно как и возможность нарушения антимонопольных требований представлением заявителю участка недр.
Факт отсутствия на рассматриваемом участке добычи общераспространенных полезных ископаемых иными лицами на основании ранее выданных лицензий установлен составленным Министерством Актом от 28.02.2011.
Таким образом, материалами дела не подтвержден факт наличия оснований для отказа заявителю в предоставлении права пользования недрами, предусмотренных п.7 Порядка рассмотрения заявок на получения права пользования недрами. Иные основания для такого отказа нормативно не установлены.
Оценив довод Министерства о возможном в результате предоставления участка недр заявителю ухудшении гидрологической обстановки в районе, аргументированный наличием угрозы подтопления территории в связи с возможным размывом перемычки с озером Малахово, суд первой инстанции обоснованно отклонил его, сославшись на положительное заключение государственной экспертизы объекта капитального строительства (которым указано на наличие благоприятных для строительства пруда-копани инженерно-геологических условий) (т.1 л.д.26-36) и письмо отдела водных ресурсов по Оренбургской области Федерального агентства водных ресурсов от 23.07.2010 N ВК-06/468 о возможности проведения планируемых работ, содержащее также указание на отсутствие существенного влияния планируемого объекта на существующие водные объекты (т.1 л.д.39).
Каких-либо доказательств возможного ухудшения гидрологической обстановки территории вследствие осуществления планируемых заявителем работ, помимо соответствующей отметки в протоколе комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области от 09.09.2010 N 16, Министерством в материалы дела не представлено.
Ссылка в оспоренном решении Министерства и его апелляционной жалобе на необходимость обеспечения рационального использования недр носит исключительно декларативный характер и не основана на каких-либо подтвержденных материалами дела обстоятельствах.
Необходимость проведения предварительного геологического изучения для установления месторождения песчано-гравийных смесей в силу Порядка рассмотрения заявок на получения права пользования недрами не может являться основанием для отказа заявителю в предоставлении права пользования недрами. Кроме того, доказательств проведения или планирования такого геологического изучения в материалы дела не представлено.
Ссылка Министерства на обязательность для него рекомендаций комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области также представляется несостоятельной, поскольку в силу требований закона решение о предоставлении права пользования недрами принимается Министерством самостоятельно, тогда как мнение комиссии по вопросам недропользования носит исключительно рекомендательный характер и подлежит лишь учету при принятии Министерством такого решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспоренного решения требованиям закона. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению как не основанные на законе и материалах дела.
Поскольку рассматриваемым незаконным решением ограничиваются права заявителя на добычу общераспространенных полезных ископаемых, суд апелляционной инстанции полагает доказанной совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного акта.
Обязание заинтересованного лица устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи ему испрашиваемой лицензии произведено судом в порядке п.3 ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы о неоснованности на законе решения суда в этой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.05.2011 по делу N А47-2260/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2260/2011
Истец: ООО "Благоустроитель-Т"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6745/11