г. Хабаровск
04 августа 2011 г. |
N 06АП-2698/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Головниной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Караван ДВ": представитель Васин В.Н. по дов. от 20.11.2010 б/н;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Балошина Т.Н. по дов. от 19.11.2010 N 676
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 20.05.2011
по делу N А73-2534/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Соколовым В.Ф.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Караван ДВ"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 402 934 руб. 14 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Караван ДВ" (ОГРН 1092721001450, юридический адрес: г. Хабаровск, ул. Лермонтова, д.3, офис 4) (далее - ООО "Караван ДВ", истец) обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, юридический адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 402 934 руб. 14 коп. пеней за просрочку доставки груза, отгруженного в рефрижераторной секции.
Решением суда от 20.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его изменить, снизив размер взысканной пени до 59 599 руб. 53 коп., поскольку, по его мнению, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ответчика настаивала на доводах заявленной жалобы, просила решение суда изменить.
Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию представленного отзыва, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Со станции Лосиноостровская Московской железной дороги 03.11.2010 по ж/д накладным N ЭП 588158, N ЭП 586978, N ЭП 586594, N ЭП 587822, N ЭП 587371 в адрес ООО "Караван ДВ" до станции Хабаровск-2 ДВЖД отправлена рефрижераторная секция с грузом, состоящая из вагонов N 53701140, N 58752148, N 58741000, N 58740978, N 58740986, которая должна была быть доставлена истцу не позднее 23.11.2010.
Указанные вагоны были доставлены 04.12.2010 с нарушением срока доставки на 7 суток.
21.12.2010 ООО "Караван ДВ" обратилось к перевозчику с претензией об уплате ему пеней за несвоевременную доставку груза, которая последним отклонена в связи с тем, что в накладных срок доставки груза указан без учета выгрузки рефрижераторной секции в пути следования на станциях Батарейная, Иркутск-сорт.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения ООО "Карван ДВ" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил просрочку доставки груза и, проверив расчет суммы пени, взыскал с перевозчика 402 934 руб. 14 коп.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявленной жалобы.
Статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок (статья 97 УЖТ РФ).
При рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ").
Согласно статье 2 Правил исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 27, нормативные сроки доставки грузов железнодорожным транспортом, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.
О причинах задержки груза, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах, и проставляются соответствующие отметки в накладной. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и в силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции __ для ___(указывается причина задержки) Срок доставки увеличивается на _ сутки, о чем составлен акт общей формы N ____ от ___________". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя и календарным штемпелем перевозчика.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения сроков доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути (пункт 3.4 Приказа Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом").
Как следует из материалов дела, представленные в материалы дела железнодорожные накладные N ЭП 588158, N ЭП 586978, N ЭП 586594, N ЭП 587822, N ЭП 587371 не содержат отменток о задержке рефрижераторной секции с грузом на станции Батарейная, а также отсутствуют сведения о задержке рефрижераторной секции под выгрузку вагона N 58740960, о чем составлен акт общей формы N 1/747.
При этом в накладных отсутствует дата составления указанного акта.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении перевозчиком порядка оформления документов, подтверждающих отсутствие вины последнего в простое вагонов на промежуточной станции.
Доказательств наличия законных оснований увеличения срока доставки груза, в материалы дела не представлено.
Таким образом, исковые требования заявлены ООО "Карван ДВ" правомерно.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания пени в сумме 402 934 руб. 14 коп.
Довод заявителя жалобы о применении пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов отклоняется апелляционным судом.
В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, а поскольку сторонами не заключено соглашение об установлении иного, чем предусмотренный Правилами N 27 срок доставки груза, в данном случае, необходимо руководствоваться нормативными сроками.
На основании вышеизложенных обстоятельств доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.05.2011 по делу N А73-2534/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2534/2011
Истец: ООО "Караван ДВ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога", ОАО РЖД - ДВЖД