21 июля 2011 г. |
Дело N А14-12367/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2011 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
от МУП "Богучаркоммунсервис", МУП "Городское ЖКХ": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское ЖКХ" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2011 года по делу N А14-12367/2010/382/15 (судья Гашникова О.Н.) по иску муниципального унитарного предприятия "Богучаркоммунсервис" (ОГРН 1023601077587) к муниципальному унитарному предприятию "Городское ЖКХ" (ОГРН 1063620007164) о взыскании 355 371 руб. 55 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Богучарский коммунальный сервис" (далее - МУП "БКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному унитарному пред приятию "Городское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Городское ЖКХ", ответчик) о взыскании задолженности за услуги, оказанные по договору N 208К на прием, пропуск и биологическую очистку сточных вод от 21.04.2008 г. в сумме 355 371 руб. 55 коп. за период с 01.05.2008 г. по 30.09.2008 г., с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 01.01.2009 г. по 31.01.2009 г., с марта 2009 г. по май 2009 г., с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г., с 01.03.2010 г. по 31.03.2010 г. (с учетом уточнений, заявленных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом первой инстанции).
Решением от 18.04.2011 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные исковые требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, МУП "Городское ЖКХ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить.
Ответчик считал, что истец неправомерно производил начисление по тарифам, превышающим те, что были установлены в договоре.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе МУП "БКС" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве истец указывал на то, что расчет стоимости оказанных истцом услуг произведен по тарифам, установленным Постановлениями Администрации городского поселения - город Богучар.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. От МУП "БКС" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данных участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей вышеуказанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 21.05.2008 г. между МУП "БКС" (исполнитель) и МУП "Городское ЖКХ" (абонент) заключен договор N 208К на прием, пропуск и биологическую очистку сточных вод.
В соответствии с условиями данного договора исполнитель обязуется принимать сточные воды в систему канализации МУП "БКС" от абонента в размере объемов водопотребления.
Пунктом 3.4 договора установлено, что расчет за принятые от абонента сточные воды производится согласно тарифу в размере 21 руб. 42 коп. за мi, принятых сточных вод без учета НДС (в размере ставки НДС 18 %). Расчетным периодом является календарный месяц.
Согласно пункту 3.7 договора авансовая оплата производится 5 числа текущего месяца в размере 50 % от объема водопотребления. Окончательные расчеты между абонентом и исполнителем производятся на основании представленных поставщиком счетов и счетов-фактур, в течение 5 банковских дней с даты вручения счетов. Пеня была установлена сторонами в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Срок действия договора установлен с 01.05.2008 г. по 31.12.2008 г. Договор вступает в силу со дня его подписания и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не поступает заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре (п. 4.3 договора).
Решением Совета народных депутатов городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области N 27/4 от 26.12.2007 г. для МУП "БКС" установлен тариф с 01.01.2008 г. на услугу по водоотведению центральной канализационной сети в размере 21 руб. 42 коп. за 1 мi (без НДС).
Впоследствии, Решением Совета народных депутатов N 32/17 от 17.12.2008 г. для истца был установлен тариф с 01.01.2009 г. на услугу по водоснабжению централизованной канализационной сети в размере 31 руб. 67 коп. (с НДС) за 1 куб.м.
Постановлением администрации городского поселения - город Богучар N 240 от 21.12.2009 г. для МУП "БКС" установлен тариф с 01.01.2010 г. на услугу по сбору и перекачке сточной жидкости через канализационную сеть предприятия в размере 29 руб. 09 коп. (без НДС) за 1 куб.м.
Во исполнение условий договора истец в период с 01.05.2008 г. по 30.09.2008 г, с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 01.01.2009 г. по 31.01.2009 г., с марта 2009 г. по май 2009 г., с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г., с 01.03.2010 г. по 31.03.2010 г. оказал ответчику услуги по приему и транспортировке сточных вод, что подтверждается актами выполненных работ за спорный период, подписанными ответчиком без возражений относительно объема и качества оказанных услуг, счетами, и по существу не оспорено ответчиком.
Встречное обязательство по оплате оказанных услуг ответчик исполнил частично (платежные поручения и соглашения о зачете). Согласно представленному истцом расчету, сумма задолженности составила 355 371 руб. 55 коп.
В связи с неоплатой ответчиком оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, вынося соответствующее решение, руководствовался ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ об обязанности исполнения принятых на себя обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, положениями § 6 "Энергоснабжение" Главы 30 ГК РФ "Купля-продажа", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 г. - далее Правила N 167).
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Между истцом и ответчиком заключен договор N 208К от 21.05.2008 г. Согласно пункту 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, требования истца основаны на договоре и подтверждаются представленными доказательствами, в том числе двухсторонними актами сверки расчетов задолженности, двухсторонними актами работ, подписанными ответчиком без возражений относительно объема и качества оказания услуг, счетами, расчетом, платежными поручениями об их частичной оплате, соглашениями о взаимных расчетах.
Ответчик факт оказания ему услуг, претензий по их объему, качеству и срокам оказания не заявил, доказательств прекращения обязательства в соответствии со ст.ст. 407, 408 ГК РФ судам не представил, наличие и размер задолженности не оспорил.
По существу возражения ответчика на иск сводятся к оспариванию примененных истцом тарифов в отсутствие внесения сторонами соответствующих изменений в договор. Такие же доводы были повторены ответчиком и в апелляционной жалобе.
Однако данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" закрепляет основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу п. 2 ст. 1, п. 1, 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом.
Понятие организаций, относимых к коммунальному комплексу дано в ст. 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
МУП "БКС" является организацией коммунального комплекса, следовательно, услуги водоотведения, оказываемые послед ним, подлежат государственному регулированию в установленном Федеральным законом порядке, поскольку в собственности истца имеется ряд объектов, как биологической очистки, так и объектов, предназначенных для очистки промышленных, хозяйственных стоков.
В силу ст. 13 Закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия надбавки для потребителей устанавливается представительным органом муниципального образования. В случае совместного регулирования тарифов и надбавок органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований устанавливают их согласованно по периодам действия тарифов и надбавок.
Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Решением Совета народных депутатов городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области N 27/4 от 26.12.2007 г. для МУП "БКС" установлен тариф с 01.01.2008 г. на услугу по водоотведению центральной канализационной сети в размере 21 руб. 42 коп. за 1 куб.м. (без НДС). Решением Совета народных депутатов городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области N 32/17 от 17.12.2008 г. для МУП "БКС" установлен тариф с 01.01.2009 г. на услугу по водоснабжению централизованной канализационной сети в размере 31 руб. 67 коп. (с НДС) за 1 куб.м. Постановлением администрации городского поселения - город Богучар N 240 от 21.12.2009 г. для МУП "Богучаркоммунсервис" установлен тариф с 01.01.2010 г. на услугу по сбору и перекачке сточной жидкости через канализационную сеть предприятия в размере 29 руб. 09 ко п. (без НДС) за 1 куб.м.
Установление тарифов на водоотведение не противоречит п. 2 ст. 424 ГК РФ.
Договор энергоснабжения, в данном случае водоотведения, является публичным договором (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Сведения о том, что на ответчика возложены дополнительные обязанности по сравнению с иными абонентами истца материалы дела не содержат.
Кроме того, в дополнительном соглашении от 06.05.2009 г. о включении дома N 69 по ул. Рубцова указано "по тарифу, утвержденному соответствующими органами", то есть ответчик фактически согласился с применением тарифа, установленного соответствующим органом.
Таким образом, отсутствие в договоре условия о порядке изменения цены договора не может быть признано в качестве основания неприменения императивных норм об установлении тарифа на услугу организации коммунального комплекса.
Совокупность изложенных обстоятельств позволила суду первой инстанции прийти к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований истца в заявленном объеме.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 следует, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 названного Закона, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Истцом расчет произведен исходя из тарифов, установленных органами МСУ. Указание на твердую величину тарифа в договоре сделано сторонами без учета вышеуказанного Письма N 12529-АД/07 и тариф в сумме 21 руб. 42 коп. не может быть применен в правоотношениях сторон, т.к. противоречит нормам действующего законодательства, а именно требованиям Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса".
Суд апелляционной инстанции также отмечает то, что нормативные акты органов МСУ (решения Совета народных депутатов городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области, Постановление администрации городского поселения - город Богучар) в установленном законом порядке недействующими, незаконными не признаны.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Заявитель апелляционной жалобы, указывая на необходимость применения тарифа, установленного в договоре, нормативно не обосновал правомерность своей позиции, с учетом положений письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 и Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, с муниципального унитарного предприятия "Городское ЖКХ" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2011 года по делу N А14-12367/2010/382/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское ЖКХ" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Городское ЖКХ" (ОГРН 1063620007164) в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12367/2010
Истец: МУП "Богучаркоммунсервис"
Ответчик: МУП "Городское ЖКХ"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2809/11