г. Челябинск
10 августа 2011 г. |
N 18АП-7078/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышева М.Б., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Булатовой П.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2011 по делу N А47-3084/2011 (судья Жарова Л.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Открытого акционерного общества Банк "Монетный дом" - Гоманович А.А. (доверенность от 02.08.2011 N 74 АА 0710864).
Финансовое управление администрации города Оренбурга (далее - заявитель, управление, должник) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Серебряковой В.Н. (далее - судебный пристав-исполнитель, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 о наложении запрета любых регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Оренбурга (далее - комитет), открытое акционерное общество Банк "Монетный дом" (далее - ОАО Банк "Монетный дом", банк, взыскатель), индивидуальный предприниматель Саакян Артур Татевосович (далее - ИП Саакян А.Т., предприниматель).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.06.2011 в удовлетворении заявленных должником требований отказано (т. 3, л.д. 13-16).
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15.06.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить (т. 3, л.д. 23-24).
В обоснование апелляционной жалобы должник приводит довод о том, что до вынесения постановления от 31.03.2011 судебный пристав-исполнитель не известил управление в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ). При этом податель жалобы полагает, что применение в данной ситуации положений части 2 статьи 24 указанного федерального закона необоснованно, поскольку применённый судебным приставом-исполнителем согласно оспариваемому постановлению запрет совершения регистрационных действий в отношении принадлежащего Администрации г. Оренбурга недвижимого имущества является мерой принудительного исполнения. На этом основании Финансовое управление администрации города Оренбурга настаивает на признании незаконным постановления от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 "о наложении запрета любых регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества".
Отзывы на апелляционную жалобу управления в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, должник, судебный пристав-исполнитель, комитет и предприниматель явку своих представителей не обеспечили. С учётом мнения представителя ОАО Банк "Монетный дом" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель взыскателя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя банка, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-5702/02-С2 выдан исполнительный лист от 17.04.2006 N 162398 о взыскании с Финансового управления администрации города Оренбурга в пользу акционерного коммерческого банка "Золото-Платина-банк" 199 793 795 руб. 54 коп. за счет средств казны муниципального образования.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2006 произведена замена взыскателя по исполнительному документу на его правопреемника - открытое акционерное общество "КБ "Мечел-Банк" (в последующем наименование изменено на открытое акционерное общество Банк "Монетный дом").
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом- исполнителем возбуждено исполнительное производство N 1741/10/03/56 (номер до перерегистрации 53/3/7287/5/2010), предмет исполнения: о взыскании с управления (должника) в пользу банка (взыскателя) долга в размере 178 000 000 руб.
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 "о наложении запрета любых регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества" (т. 1, л.д. 9-10, 135-136). Данным постановлением наложен запрет на совершение любых регистрационных действий в отношении принадлежащего муниципальному образованию "Город Оренбург Оренбургской области" недвижимого имущества, а именно в отношении нежилого помещения N 3 с кадастровым номером 56-56-01/046/2011-037, литера А, площадь помещения 199,4 кв.м. Местонахождение указанного помещения: г. Оренбург, улица Б. Хмельницкого, дом N 2.
При этом в резолютивной части постановления от 31.03.2011 судебным приставом-исполнителем указано, что запрет накладывается "в целях обеспечения исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (т. 1, л.д. 9-10, 135-136).
Полагая, что постановление от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 незаконно, нарушает его права и законные интересы, Финансовое управление администрации города Оренбурга обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании поименованного ненормативного правового акта (т. 1, л.д. 5-7).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", установил наличие вступивших в законную силу преюдициальных (для настоящего спора) судебных актов и пришёл к следующим выводам:
- судебный пристав-исполнитель вправе производить исполнительные действия в соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ, в том числе, накладывать запрет на совершение любых регистрационных действий в отношении принадлежащего должнику имущества.
- постановление от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 о наложении запрета любых регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также требованиям материального и процессуального права.
Изучив материалы настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что правомерность действий судебных приставов-исполнителей в части возбуждения в отношении должника как бюджетного учреждения исполнительного производства о взыскании в пользу банка задолженности в размере 178 000 000 руб., истребования исполнительного листа из Финансового управления администрации города Оренбурга для целей фактического исполнения вступившего в законную силу судебного акта Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-5702/02-С2, совершения исполнительских действий в отсутствие оригинала исполнительного документа в подразделении судебных приставов, проверена и установлена окончательными судебными актами арбитражных судов в рамках производств NN А47-7352/2008, А47-8209/2008, А47-3627/2010 и А47-7819/2010 (ч. 2 ст. 69 АПК РФ). Соответственно, судебный пристав-исполнитель Серебрякова В.Н. при вынесении постановления от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 "о наложении запрета любых регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества" обладала необходимыми полномочиями.
Из апелляционной жалобы управления следует, что решение суда первой инстанции оспаривается только применительно к правовой оценке действий судебного пристава-исполнителя непосредственно перед вынесением постановления от 31.03.2011 N 1741/10/03/56 - должник ссылается на его не извещение в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 229-ФЗ. При этом иных доводов относительно наложения запрета на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества должник не приводит.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
При этом задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ актов других органов и должностных лиц согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) возлагаются на судебных приставов Российской Федерации.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7 части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ).
Частью 1 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ закреплено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Согласно ч. 4 ст. 80 Федерального закона N 229-ФЗ арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Таким образом, арест имущества должника в ходе исполнительного производства выступает обеспечением исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях.
В рассматриваемой ситуации судебным приставом-исполнителем принята мера, направленная на обеспечение исполнения исполнительного документа (во избежание возникновения в будущем невозможности фактического исполнения судебного решения арбитражного суда).
Из текста оспариваемого постановления от 31.03.2011 следует, что судебным приставом-исполнителем применена минимальная мера - запрет совершения регистрационных действий в отношении принадлежащего должнику нежилого помещения. Данная обеспечительная мера не препятствует реализации управлением правомочий пользования и владения принадлежащим ему имуществом. Более того, оспариваемым постановлением управление не лишено возможности распорядиться нежилым помещением N 3 - сдать в краткосрочную аренду (до одного календарного года) третьему лицу.
Суть принятой судебным приставом-исполнителем меры также явствует из резолютивной части оспариваемого должником постановления: "наложить запрет на совершение любых регистрационных действий . . . - в целях обеспечения исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе" (т. 1, л.д. 9-10, 135-136).
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу о том, что в данном случае судебным приставом-исполнителем совершено исполнительное действие, поименованное в статье 80 Федерального закона N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В то же время согласно части 2 поименованной статьи в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод управления о необходимости извещения судебным приставом-исполнителем участников исполнительного производства до вынесения постановления от 31.03.2011, поскольку на порядок вынесения оспариваемого ненормативного правового акта в данной ситуации распространяются положения части 2 статьи 24 Федерального закона N 229-ФЗ.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, собранным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
С учётом изложенного, основания для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2011 по делу N А47-3084/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3084/2011
Истец: Финансовое управление администрации города Оренбурга
Ответчик: Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (заместителю начальника отдела Серебряковой В. Н.), ОАО Банк "Монетный Дом"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга, ОАО Банк "Монетный Дом", ОАО Банк "Монетный дом" (филиал N 5601), Саакян Артур Татевосович
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7078/11