02 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А52-4459/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации перевозчиков Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 12 мая 2011 года по делу N А52-4459/2010 (судья Орлов В.А.),
установил
Ассоциация перевозчиков Псковской области (ОГРН 1036000326416, ИНН 6021005762; далее - ассоциация, ассоциация перевозчиков, АППО) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - комитет, госкомитет по имущественным отношениям) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 10.11.2010 N 1/3-6889, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Псков, улица Вокзальная (рядом с платной автостоянкой железнодорожного вокзала), ориентировочной площадью 0,14 га, для размещения остановочного пункта; возложении обязанности предоставить указанный участок в аренду для целей, не связанных с осуществлением строительства, - для размещения остановочного пункта.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 12 мая 2011 года по делу N А52-4459/2010 в удовлетворении требований АППО отказано.
Ассоциация перевозчиков с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорный земельный участок не относится к землям железнодорожного транспорта; заключение Государственного комитета Псковской области по культуре от 12.04.2011 N КТ/14-0601 вынесено с нарушением требований действующего законодательства.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отзыв на жалобу от комитета не поступил.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ассоциация перевозчиков обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Пскова с заявлением от 09.10.2009 N 110 о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 0,14 га, расположенного по адресу: город Псков, улица Вокзальная (рядом с платной автостоянкой железнодорожного вокзала), в целях размещения остановочного пункта.
Орган местного самоуправление передал указанное заявление в госкомитет по имущественным отношениям, который в письме от 10.11.2010 N 1/3-6889 сообщил ассоциации об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по следующим основаниям: земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-1 "Зона железнодорожного транспорта"; ассоциация перевозчиков не вправе осуществлять хозяйственную деятельность; отсутствует необходимость устройства в районе улицы Вокзальной дополнительных остановочных пунктов.
АППО обжаловала данный отказ в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае заявитель по настоящему делу - АППО является добровольным объединением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также других лиц, по роду своей деятельности связанных с транспортом, в целях координации деятельности членов ассоциации, представления и защиты их интересов в указанной сфере (статья 3 Устава АППО).
Ассоциация является некоммерческой организацией, не имеет своей целью извлечение прибыли и не распределяет полученную в результате ее деятельности прибыль между членами организации (статья 5 Устава АППО).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Из системного толкования указанной нормы следует, что ассоциации или союзы создаются для осуществления управленческих, а не предпринимательских функций.
Поскольку на АППО не возложено ведение предпринимательской деятельности, отказ в предоставление в аренду земельного участка для размещения остановочного пункта не нарушает прав и законных интересов ассоциации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не создает препятствий для осуществления такой деятельности.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-1 "Зона железнодорожного транспорта".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта. Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Из положений статьи 17 ЗК РФ, статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" следует, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии со статьями 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В рассматриваемом случае госкомитет по имущественным отношениям полномочиями по распоряжению земельным участком, расположенным в территориальной зоне ИТ-1 "Зона железнодорожного транспорта", в силу положений вышеуказанных норм права не обладает, следовательно, он не имеет права сдавать спорный земельный участок в аренду.
Вопрос правильности отнесения испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне ИТ-1 "Зона железнодорожного транспорта" не подлежит исследованию в рамках данного дела, так как не входит в предмет требований.
По таким же основаниям суд первой инстанции правомерно отказался произвести правовую оценку заключения Государственного комитета Псковской области по культуре от 12.04.2011 N КТ/14-0601 о возможности предоставления земельного участка по ул. Вокзальной для размещения остановочного пункта для автобусов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям и предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ассоциации перевозчиков в удовлетворении требований.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы АППО отказано, расходы по госпошлине с комитета в пользу ассоциации взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 12 мая 2011 года по делу N А52-4459/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации перевозчиков Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4459/2010
Истец: Ассоциация перевозчиков Псковской области
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4228/11