г. Киров
7 июля 2011 г. |
Дело N А29-10686/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Каганцова Я.М., действующего на основании доверенности от 23.11.2010 N 230/2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ухтинского территориального отдела Печорского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2011 по делу N А29-10686/2010, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (ОГРН 1021100895760, адрес местонахождения: Республика Коми, ул. Нефтяников, д. 31)
к Ухтинскому территориальному отделу Печорского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1021100813799, адрес местонахождения: Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д.14),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью " ЛУКОЙЛ-Коми" (далее -заявитель, Общество, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Ухтинскому территориальному отделу Печорского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2010 N 137 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1000000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Отдел с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" является управляющей компанией открытого акционерного общества "Коминефть" (далее - ОАО "Коминефть") и несет ответственность как исполнительный орган; к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ привлечена управляющая компания - ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", как субъект административного правонарушения.
Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.12.2001 между ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и ОАО "Коминефть" заключен договор о передаче полномочий исполнительных органов Общества. Согласно условиям данного договора ОАО "Коминефть" (далее - Общество) передает, а управляющая компания (ООО "ЛУКОЙЛ-Коми") принимает и осуществляет закрепленные уставом Общества, иными внутренними документами Общества и действующим законодательством Российской Федерации полномочия исполнительного органа Общества в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором (пункт 2.1); заключение настоящего договора не влечет за собой изменение устава Общества в части, касающейся полномочий исполнительного органа Общества, а также самого термина "генеральный директор", однако те положения устава Общества, которые посвящены исполнительному органу Общества, на период действия настоящего договора применяются только в отношении управляющей компании (пункт 2.2); управляющая компания осуществляет права и исполняет обязанности исполнительного органа в том объеме и с теми ограничениями, которые определены уставом Общества (пункт 3.1) (л.д. 120-123).
13.02.2004 ОАО "Коминефть" выдана лицензия на право пользования недрами СЫК N 12195 НЭ, которая предоставляет Обществу право на добычу углеводородного сырья на Нибельском месторождении из отложений верхнего и среднего девона, расположенного в Сосногоском районе Республики Ком, 120 км к ЮВ от г. Ухты. Срок окончания действия лицензии - декабрь 2017 года (л.д. 15)
Приложением N 1 к лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья на Нибельском месторождении из отложений верхнего и среднего девона (далее - лицензионное соглашение) (л.д. 16-19). По условиям данного соглашения право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья на Нибельском месторождении из отложений верхнего и среднего девона, предоставляется ОАО "Коминефть".
03.03.2005 зарегистрировано дополнительное соглашение N 1 к лицензии СЫК 12195 НЭ, из которого в том числе следует, что срок действия лицензии СЫК N 12195 НЭ продлен до 31.12.2022 (л.д. 20-23).
29.12.2008 комиссией Отдела по рассмотрению программ развития горных работ на 2009 год по результатам рассмотрения информации, касающейся Нибельского месторождения (лицензия СЫК N 12195 НЭ), приняты решения, в том числе, до 10.12.2009 представить в Ухтинский территориальный отдел утвержденные ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" мероприятия по консервации Нибельского месторождения с учетом его сохранности и сохранности фонда законсервированных скважин (протокол от 29.12.2008 N 20-Г) (л.д. 68).
30.12.2009 комиссией Отдела по рассмотрению программ развития горных работ на 2010 год по результатам рассмотрения информации, касающейся Нибельского месторождения (лицензия СЫК N 12195 НЭ), приняты решения (пункт 1), в том числе, до 01.02.2010 представить в Ухтинский территориальный отдел утвержденные ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" мероприятия по консервации Нибельского месторождения на период 2009-2012 годы (протокол от 30.12.2009 N 25-Г) (л.д. 77).
В протоколе от 09.12.2010 N 7-Г заседания комиссии Отдела по рассмотрению программ развития горных работ на 2011 год зафиксировано, что пункта 1 протокола от 30.12.2009 N 25-Г невыполнен; ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" не принимаются меры по сокращению бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения (в бездействии 100% эксплуатационного фонда); в 2010 г. не проведены работы по физической консервации 11 газовых скважин Нибельского месторождения, как это было предусмотрено "Программой мероприятий по консервации газовых скважин Нибельского месторождения на 2010-2012 годы" (л.д. 60-61).
09.12.2010 Управлением в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ (л.д. 54-55). Из указанного протокола следует, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" эксплуатирует опасный производственный объект "Фонд скважин Нибельского месторождения", который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за N А25-00976-070 от 07.12.2009. Эксплуатация опасного производственного объекта "Фонд скважин Нибельского месторождения" производится на основании лицензии N ВП-00-010122 (ГДЖКНСХ) от 15.05.2009; ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" допустило нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункта 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр" (далее - Правила охраны недр), пункта 30 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 N 85 "Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ" (РД-07-330-99) (далее - Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ), которое выразилось в том, что Общество не представило в Отдел утвержденные ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" мероприятия по консервации бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения на период 2009-2012 годы, а также допустило нарушение требований пункта 9 части 2 статьи 22, статьи 26 Закона о недрах, пункта 104 Правил охраны недр, пункта 6 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 02.06.1999 N 33 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" (РД07-291-99) (далее - Инструкция о порядке ликвидации и консервации опасных производственных объектов), пункта 1.3 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2002 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" (далее - Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования). Нарушения выразились в непринятии в 2010 году мер по сокращению бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения (в бездействии 100% эксплуатационного фонда); в 2010 г. не проведены работы по физической консервации 11 газовых скважин Нибельского месторождения, как это было предусмотрено "Программой мероприятий по консервации газовых скважин Нибельского месторождения на 2010-2012 годы" (л.д. 54-55).
10.12.2010 Управлением вынесено постановление о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 1000000 рублей (далее - постановление от 10.12.2010) (л.д. 56-57).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" не является недропользователем и, соответственно, не является субъектом правонарушения по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ, признал незаконным и отменил постановление от 10.12.2010.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2).
Согласно части 2 статьи 8.10 КоАП РФ невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из абзаца 4 статьи 7 Закона о недрах следует, что исключительным правом осуществлять в границах горного отвода пользование недрами имеет пользователь недр, получивший горный отвод, в соответствии с предоставленной лицензией.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Из пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах следует, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.
Согласно статье 26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Пунктом 6 Инструкции о порядке ликвидации и консервации опасных производственных объектов предусмотрено, что в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Согласно пункту 1.3 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. При этом полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), что предусмотрено статьей 103 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому пункта 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действия управляющей организации в качестве органа юридического лица являются действиями самого юридического лица. Владелец лицензии (недропользователь) обладает правом на пользование участком недр на условиях, определенных в лицензии. Выполнение мероприятий по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации являются обязанностями недропользователя. Невыполнение недропользователем указанных обязанностей является основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено, ОАО "Коминефть" является владельцем лицензии на право пользования недрами СЫК N 12195 НЭ, которая предоставляет непосредственно данному юридическому лицу право на добычу углеводородного сырья на Нибельском месторождении. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" лицензии на право пользования недрами. Само по себе то обстоятельство, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" является управляющей компанией - исполнительным органом юридического лица ОАО "Коминефть, обладающего статусом недропользователя, не свидетельствует о возникновении данного статуса у ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", как управляющая компания ОАО "Коминефть" не выполнило работы по консервации бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения, не представило в Отдел мероприятия по консервации бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения на период с 2009-2012 годы; к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ привлечена управляющая компания ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", как субъект административного правонарушения, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм права.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2011 по делу N А29-10686/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ухтинского территориального отдела Печорского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10686/2010
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
Ответчик: Ухтинский территориальный отдел Печорского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2526/11