г. Чита |
Дело N А78-194/2011 |
"29" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного учреждения "Шилкинская станция по борьбе с болезнями животных" на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 апреля 2011 года об отказе в удовлетворении заявления о рассрочке исполнения решения суда по делу N А78-194/2011 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, место нахождения: 673370, Забайкальский край, г.Шилка, ул.Толстого, 111) к Краевому государственному учреждению "Шилкинская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1027500953182, ИНН 7527002013, место нахождения: 673370, Забайкальский край, г.Шилка, ул.Рабочая, 85) о взыскании 342913 руб. 56 коп. (суд первой инстанции: Минашкин Д.Е.),
при участии в судебном заседании:
от должника (учреждения) - Белевской Т.В., представителя по доверенности от 20.07.2011,
от взыскателя (налогового органа) - Новгородова К.А., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 03.01/5,
от УФК по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536000099, ИНН 7536098375, место нахождения: Забайкальский край, г.Чита, ул.Профсоюзная, 17) - Панченко Н.А., представителя по доверенности от 25.01.2011 N 15-19/07,
от службы судебных приставов (ОГРН 1087536002916, ИНН 7536090062, место нахождения: Забайкальский край, г.Чита, ул.Бабушкина, 127) - не было,
установил:
Краевое государственное учреждение "Шилкинская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - КГУ "Шилкинская СББЖ", учреждение, должник) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о рассрочке исполнения судебного акта и изменения способа его исполнения в виде разделения общей суммы на три года по графику, которое уточнено его представителем, с просьбой предоставить рассрочку КГУ "Шилкинская СББЖ" по исполнению решения Арбитражного суда Забайкальского края от 15.02.2011 по делу N А78-194/2011.
Суд первой инстанции определением от 18 апреля 2011 года заявление учреждения оставил без удовлетворения. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта послужили выводы суда о недоказанности наличия у должника обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Суд также исходил из того, что учреждением не представлено доказательств и в подтверждение наличия реальной возможности исполнить судебный акт в будущем при условии предоставлении ему истребуемой рассрочки исполнения.
Не согласившись с определением суда, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, указывая на то, что учреждение не имеет возможности выплатить в 2011 году задолженность в полном объеме, поскольку в лимиты бюджетных ассигнований на 2011 год не запланировано финансирование погашения задолженности. Вышестоящая организация - Государственная ветеринарная служба Забайкальского края отказала в помощи по финансированию, ссылаясь на нехватку бюджетных средств (письма от 26.10.2010 N 161 и от 11.05.2011 N 54). Кроме того, частично задолженность по налогам погашена в сумме 13646 руб. 78 коп., в связи с чем задолженность составляет 329266 руб. 78 коп.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.06.2011. Служба судебных приставов представителей для участия в судебном заседании не направила.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы (должника) изложенные в ней доводы поддержала, просила обжалуемое определение отменить, предоставить рассрочку исполнения судебного акта по делу N А78-194/2011.
Представитель взыскателя (налогового органа) не возражал против предоставления рассрочки исполнения судебного акта, пояснил, что исполнительный лист налоговым органом до настоящего времени не предъявлен к исполнению.
Представитель УФК по Забайкальскому краю указал на законность и обоснованность определения суда первой инстанции, полагая заявление поданным преждевременно, подтвердив отсутствие на исполнении в органе федерального казначейства исполнительного листа по решению суда по делу N А78-194/2011.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 февраля 2011 года с учреждения взыскана задолженность по налогам, пеням и штрафам в общем размере 342913 руб. 56 коп., и госпошлина в доход федерального бюджета РФ в размере 100 руб. (т. 2, л.д. 33-35).
На основании вступившего в законную силу указанного судебного акта арбитражным судом в порядке статей 318 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 25 февраля 2011 года были выданы исполнительные листы серии АС 001314505, АС 001315182 на взыскание 342913 руб. 56 коп. и 100 руб. соответственно (т. 2, л.д. 38-47).
16 марта 2011 года должник обратился с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 15.02.2011 по делу N А78-194/2011 сроком на три года.
В обоснование наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, учреждение сослалось на тяжелое финансовое положение, связанное с недостатком денежных средств на погашение задолженности, а также, что учреждение является бюджетным, и в лимиты бюджетных ассигнований на 2011 год не было запланировано финансирование на эти цели.
В обоснование доводов должник в материалы дела представил Устав КГУ "Шилкинская СББЖ", утвержденный распоряжением Государственной ветеринарной службы Забайкальского края 04.12.2008, график лимитов бюджетных обязательств на 2011 год, план кассовых выплат по средствам краевого бюджета на 2011 год (т. 2, л.д. 52-67, 83-87), и указал лишь на недостаточность финансирования (т. 2 л.д. 50). Кроме этого, указывая на тяжелое финансовое положение, его представитель сослался также на письма, адресованные в Государственную ветеринарную службу Забайкальского края и Межрайонную ИФНС России N 7 по Забайкальскому краю (т. 1, л.д. 95-96).
В материалы дела также представлены графики погашения задолженности, подлежащей взысканию на основании решения суда от 15.02.2011 по данному делу, с рассрочкой уплаты сроком на три года. Согласно указанным графикам рассрочки должник выразил намерение оплачивать задолженность по 12 700 руб. в месяц (ежемесячно, в течение 27 месяцев).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить исполнение судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
По смыслу перечисленных норм предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. При оценке таких обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения интересов как должника, так и взыскателя.
При этом в каждом случае при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд устанавливает конкретные обстоятельства, связанные с его исполнением, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель, ходатайствующий о предоставлении отсрочки судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Из материалов дела наличие таких обстоятельств не усматривается и учреждением документально не подтверждено.
Из Устава учреждения следует, что функции учредителя и собственника имущества учреждения осуществляют Государственная ветеринарная служба Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством. Учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства; обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него Государственной ветеринарной службой Забайкальского края лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности, на основе сметы доходов и расходов, утвержденной Государственной ветеринарной службой Забайкальского края.
Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно положениям статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист на принудительное исполнение решения суда по делу N А78-194/2011 в отношении должника в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения, взыскателем не предъявлялся.
Соответственно, отсутствие или недостаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения должником исполнительного документа не устанавливались; доказательства направления должником органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запроса-требования о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств в целях исполнения исполнительного документа не представлены.
Между тем данные действия могли бы свидетельствовать о наличии возможности исполнить судебный акт в будущем при условии предоставления учреждению истребуемой рассрочки исполнения.
Представленное в материалы дела письмо учреждения, адресованное в Государственную ветеринарную службу Забайкальского края, от 26.10.2010 N 161 (т.1, л.д. 95), не подтверждает обстоятельства, на которые ссылается заявитель. Доказательства предъявления данного письма адресату, а также принятых по нему мер в материалы дела заявителем не представлены. Ссылка в апелляционной жалобе в подтверждение нехватки бюджетных средств для исполнения судебного акта на письмо от 11.05.2011 N 54 документально не подтверждена.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявления учреждения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что учреждением не подтверждено наличие оснований для предоставления рассрочки исполнения решения суда, в том числе, обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в настоящее время. Не представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции. Отсутствие же в лимитах бюджетных ассигнований на 2011 год финансирования взысканной решением суда задолженности, при предусмотренной законом возможности получения дополнительных лимитов, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для рассрочки исполнения судебного акта.
Суд первой инстанции также правильно исходил из того, что определение суда от 04.04.2011 с предложением заинтересованным лицам совместно разработать график погашения задолженности, подлежащей взысканию согласно решению суда по данному делу, с указанием конкретных сумм, дат и периода погашения такой задолженности, не исполнено; графики были составлены учреждением без согласования их с налоговым органом и органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета учреждения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 апреля 2011 года об отказе в удовлетворении заявления о рассрочке исполнения решения суда по делу N А78-194/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 апреля 2011 года об отказе в удовлетворении заявления о рассрочке исполнения решения суда по делу N А78-194/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-194/2011
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Забайкальскому краю, МРИ ФНС N 7 по Забайкальскому краю
Ответчик: КГУ "Шилкинская станция по борьбе с болезнями животных", Краевое государственное учреждение "Шилкинская станция по борьбе болезнями животных"
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Служба судебных приставов по Шилкинскому району, Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, Управление федерального казначейства по Шилкинскому району, УФК по Забайкальскому краю, УФССП по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1968/11