г. Чита |
Дело N А19-17301/2010 |
11 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 11.08.2011.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2011 года по делу N А19-17301/2010 по иску открытого акционерного общества "Киренский речной порт" (ИНН 3831002429) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1063808162318, ИНН 3808160152) об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных платежей, третьи лица - Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству, (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395) Министерство финансов Иркутской области, (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), (суд первой инстанции: Дягилева И.П.)
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явился, извещен,
установил:
Открытое акционерное общество "Киренский речной порт" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству о взыскании 331 789 руб. 94 коп., в том числе, 320 898 руб. - сумма излишне уплаченной арендной платы, 10 891 руб. 94 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2010 по заявлению истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на Агентство лесного хозяйства Иркутской области. Истец уточнил исковые требования, просил обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы по договору лесного участка N 3/8 от 10.11.2008 в сумме 427 638 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 64 062 руб. 21 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство финансов Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы по договору лесного участка N 3/8 от 10.11.2008 в сумме 427 864 руб. От требований в части обязания ответчика принять решение о возврате процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 64 062 руб. 21 коп. истец отказался.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2011 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате ОАО "Киренский речной порт" излишне перечисленной арендной платы в 2008 году в сумме 427 864 руб. по договору N 3/8 от 10 ноября 2008 года.
Производство по делу в части обязания Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 64 062 руб. 21 коп. прекращено.
С решением не согласен ответчик, который в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, равно как и постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, принятое в соответствии с указанной нормой (ст. 73 Лесного кодекса РФ), не применимы к правоотношениям сторон, возникшим из договора аренды, условия которого не были изменены в предусмотренном законом порядке (до 10.11.2008 г..), а потому до указанного момента арендная плата подлежала уплате в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда заключенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Кроме того, считает, что законодательство Российской Федерации, в том числе ни новый Лесной кодекса РФ, ни ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" не содержат нормы права, прекращающие действие ранее заключенных договоров аренды лесных участков в части условия о размере арендной платы, либо предусматривающие применение статьи 73 Лесного кодекса РФ на отношения, возникшие до введения его в действие (обратная сила закона).
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (арендодатель) и ОАО "Киренский речной порт" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 3/8 от 10.11.2008.
Согласно пункту 1.1 договора арендатору во временное возмездное пользование предоставлен лесной участок площадью 10 597 га., расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, эксплуатационные леса, Карелинское участковое лесничество, "Карелинская дача", кварталы N N 10,11,15,28-32,43-46; Киренское участковое лесничество, "Киренская дача", кварталы N N 210-212.
Пунктом 2.1 договора установлена арендная плата 855 502 руб. в год.
Пунктами 2.2, 3.4б договора предусмотрено, что арендатор обязуется вносить арендную плату ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала.
При этом в соответствии с п.2.3 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчет в данном случае производится без акцепта арендатора, заключения дополнительного соглашения не требуется.
Как следует из расчета истца, платежных поручений N 17 от 23.01.2008 г.., N 18 от 22.01.2008 г.., N 93 от 13.05.2008 г.., N 94 от 13.05.2008 г.., N 92 от 13.05.2008 г.., N 94 от 13.05.2008 г.., N 124 от 17.07.2008 г.., N 125 от 17.07.2008 г.., N 126 от 18.07.2008 г.., N 173 от 06.10.2008 г.., N 174 от 06.10.2008 г.., N 175 от 06.10.2008 г.., за рассматриваемый период истец уплатил арендную плату в части минимального размера в сумме 427 638 руб., в части превышающей минимальный размер 427 864 руб.
В обоснование иска об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы, истец указал, что ответчик произвел расчет арендной платы за пользование лесным фондом по принятым минимальным и конкретным ставкам лесных податей за 2008 года, неправомерно применив коэффициент 2, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Арбитражный суд Иркутской области, разрешая спор, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) использование лесов в Российской Федерации является платным.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка, которым является договор аренды участка лесного фонда N 3/8 от 10.11.2008 г..
На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий договора аренды участка лесного фонда N 3/8 от 10.11.2008 г.. арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "в" пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
В силу п. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.
С учетом приведенных законоположений, суд первой инстанции обоснованно посчитал правомерным применение истцом при расчете арендной платы по минимальным ставкам - ставки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением корректирующего коэффициента 1,05 и бюджетного коэффициента -1,15.
Обоснованными признаны доводы истца об излишней уплате арендной платы в части, превышающей минимальные ставки, по договору аренды лесного участка N 3/8 от 10.11.2008 г.. в размере 427 864 руб.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.
С 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 г.. N 225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008 г..
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.
Правомерным является вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.г., поскольку Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент.
Стало быть, к отношениям сторон по договору аренды N 3/8 от 10.11.2008 г.. подлежат применению обязательные для сторон нормы закона: п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
При таких обстоятельствах, учитывая установленные Постановлением Правительства N 310 от 22.05.2007 г.. ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также корректирующий коэффициент 1,05 и бюджетный коэффициент -1,15 в 2008 году, а также расчет арендной платы за пользование лесным фондом ОАО "Киренский речной порт", минимальный размер арендной платы за 2008 год составляет 427638 руб., при этом основания для начисления арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта, у ответчика отсутствуют.
Исследовав представленные в материалы дела, платежные поручения N 17 от 23.01.2008 г.., N 18 от 22.01.2008 г..,N 93 от 13.05.2008 г.., N 94 от 13.05.2008 г.., N 92 от 13.05.2008 г.., N 94 от 13.05.2008 г.., N 124 от 17.07.2008 г.., N 125 от 17.07.2008 г.., N 126 от 18.07.2008 г.., N 173 от 06.10.2008 г.., N 174 от 06.10.2008 г.., N 175 от 06.10.2008 г.., а суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за рассматриваемый период, переплата истца в бюджет субъекта составляет 427864 руб., которые подлежат возврату последнему в соответствии с положениями статей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 160. 1. Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области "Об администрировании доходов бюджетов" N 8-дпр от 31.01.08 Агентству лесного хозяйства Иркутской области делегированы полномочия по администрированию платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.3. Приказа именно администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В силу приведенных норм судом правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате истцу излишне уплаченных по договору денежных средств в бюджет Иркутской области в сумме 427864 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно, объективно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства, правильно применил закон и вынес обоснованное решение, в связи с чем, у апелляционной инстанции нет оснований для других выводов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2011 года по делу N А19-17301/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с даты принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
Скажутина Е.Н. |
Судьи |
Макарцев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17301/2010
Истец: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, ОАО "Киренский речной порт"
Ответчик: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1708/11