5 июля 2011 г. |
Дело N А36-4460/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Суховой И.Б.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой Л.А.,
при участии:
от Администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Строительная компания "Граунд": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2011 г.. по делу N А36-4460/2010 (судья Серокурова У.В.) по иску Администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края к Обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Граунд", при участии в качестве третьего лица Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю о взыскании 2 091 569 руб. 46 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Горячий ключ (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Граунд" (далее - ООО "СК "Граунд", ответчик) о взыскании 851 865 руб., в том числе 808 928 руб. 87 коп. задолженности по арендной плате и 42 936 руб. 78 коп. пени в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком арендных обязательств.
Определением суда от 25.01.2010 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент имущественных отношений по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2010 г.. с ООО "СК "Граунд" в пользу администрации муниципального образования город Горячий Ключ взыскано 851 865 руб. 65 коп., в том числе 808 928 руб. 87 коп. задолженности по арендной плате за период с 12.01.2009 г.. по 20.10.2009 г.. и 42 936 руб. 78 коп. пени за период с 12.01.2009 г.. по 20.10.2009 г..
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 г.. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2010 г.. по делу N А32-52527/2009 отменено и дело направлено по подсудности в Арбитражный суд Липецкой области для рассмотрения по существу.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 17.11.2010 г.. дело N А32-52527/2009 было принято к рассмотрению, возбуждено производство с присвоением номера дела А36-4460/2010.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил сумму исковых требований до 2 091 569 руб. 46 коп., в том числе 1 886 610 руб. 17 коп. основного долга за период с 25.01.2009 г. по 31.03.2011 г.., 204 959 руб. 29 коп. пени с 13.01.2009 г.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2011 по делу N А36-4460/2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, Администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2011 по делу N А36-4460/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в решении суда первой инстанции ошибочно установлено, что земельный участок, переданный в аренду, расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ, являющегося курортом краевого значения, то есть в силу закона земельный участок отнесен к собственности Краснодарского края. Не дана надлежащая правовая оценка действующему федеральному и региональному законодательству относительно округов санитарной зоны и курортов краевого значения. Кроме того, вывод суда о том, что на момент заключения договора истец не обладал полномочиями по передаче земельного участка в аренду, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Также заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что до настоящего времени мероприятия по уточнению границ курорта Горячий Ключ не проведены; земельные участки, входящие в зоны санитарной охраны, не сформированы, не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебное заседание апелляционного суда 28.06.2011 г.. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От заявителя апелляционной жалобы через канцелярию апелляционного суда поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
От ООО "СК "Граунд" также через канцелярию апелляционной инстанции поступило заявление о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя и отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав представленные материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия апелляционного суда не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2011 г.. по делу N А36-4460/2010 и удовлетворения апелляционной жалобы. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 58-3 от 28.12.2007 г.. о признании аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков несостоявшимся, глава муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края подписал постановление от 25.01.2008 г. N 232 о предоставлении ООО СК "Граунд" в аренду на 5 лет земельного участка из земель населенных пунктов площадью 80000 кв.м с кадастровым номером 23:41:10 04 001:0085, расположенного примерно в 250 м по направлению на север от землепользования N 1/4 по улице Революции в городе Горячий Ключ Краснодарского края для размещения МКР многоэтажной застройки (л.д. 86, т.2).
На основании данного постановления между Администрацией муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края и ООО СК "Граунд" 25.01.2008 г. был подписан договор N 4100003335 аренды
земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, согласно которому истцу на период с 25.01.2008 г. по 25.01.2013 г. передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 80000 кв.м с кадастровым номером 23:41:10 04 001:0085, расположенный примерно в 250 м по направлению на север от землепользования N 1/4 по улице Революции в городе Горячий Ключ Краснодарского края для строительства многоквартирного жилого дома (л.д.9 - 15, т.1, 87-93, т.2). Названный договор аренды был зарегистрирован в
Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 03.03.2008 г. (л.д.73, т.1, л.д. 93 на обороте, т.2).
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчиком не произведена оплата арендной платы за пользование земельным участком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебная коллегия апелляционного суда, оценив представленные в материалы дела доказательства, вслед за арбитражным судом области, приходит к выводу о том, что требования Администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края являются необоснованными, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (подпункт 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 96 Земельного кодекса РФ).
По общему правилу пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьей 6, а также пунктами 1, 3, 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к лечебно-оздоровительным местностям могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
В пунктах 2, 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" закреплено, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 "Об утверждении Положений о курортах краевого значения" утверждено Положение о курорте краевого значения Горячий Ключ (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о курорте краевого значения Горячий Ключ, курорт Горячий Ключ расположен в Краснодарском крае и является курортом краевого значения в границах и с режимом округа горно-санитарной охраны курорта.
Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ утверждает глава администрации Краснодарского края (пункт 1.3. Положения о курорте краевого значения Горячий Ключ).
Предоставление земельных участков для строительства объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в пределах территории курорта Горячий Ключ, а также застройка территории курорта Горячий Ключ осуществляются в строгом соответствии с документами территориального планирования, с документацией по планировке территории в порядке, установленном действующим законодательством, с соблюдением режима округа горно-санитарной охраны курортов (пункт 4.3. Положения о курорте Горячий Ключ).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае" были определены границы и округа санитарной охраны. Указанное постановление в настоящее время не отменено и не противоречит Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что нашло отражение в судебной практике (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2008 по делу N А-32-23524/2007-3/535).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 09.11.2007 г., усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 23:41:10 04 001:0085, предоставленный ответчику по договору аренды от 25.01.2008 г. и расположенный примерно в 250 м по направлению на север от землепользования N 1/4 по улице Революции в городе Горячий Ключ Краснодарского края, находится во второй зоне округа санитарной охраны города Горячий Ключ, имеет обременение в виде особого режима использования земли (л.д. 94-95, 131-133, т. 2). Кроме того, в градостроительном заключении, составленном комитетом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Горячий Ключ 23.07.2008 г.. N177, было указано на наличие градостроительного ограничения в виде использования земельного участка в соответствии с режимом второй зоны округа санитарной охраны города-курорта Горячий Ключ, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 г. N 403 (л.д. 134-135, т. 2).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному о том, что в силу положений вышеназванных нормативных актов, предоставленный ответчику земельный участок расположен в границах курорта регионального значения, а значит полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:41:10 04 001:0085 обладает субъект Российской Федерации - Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с пунктами 1.1., 3.2., 3.10.3. положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края и в рамках своих полномочий заключает договоры аренды земельными участками, выступая стороной по сделке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, также как и суд области, приходит к выводу о том, что на дату подписания договора аренды от 25.01.2008 г.. N 4100003335 администрация муниципального образования город Горячий Ключ соответствующими полномочиями не обладала.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
По правилу статьи 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Учитывая то, что при подписании договора 25.01.2008 г. N 4100003335 администрация муниципального образования город Горячий Ключ не обладала полномочиями по распоряжению данным имуществом, верным является вывод суда первой инстанции о том, что названый договор аренды земельного участка не соответствует требованиям вышеприведенных нормативных актов, в связи с чем является недействительным (ничтожным) и не влечет правовых последствий.
Поскольку истец не представил доказательств наличия у него установленных законом полномочий по распоряжению спорным земельным участком, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края права требовать от ответчика оплаты арендной платы за пользование земельным участком, в силу чего отказал в удовлетворении искового заявления.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, с учетом представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и не находит правовых оснований для его отмены.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 13 апреля 2011 г.. по делу N А36-4460/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья: |
А.И. Поротиков |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4460/2010
Истец: Администрация МО г Горячий Ключ, Администрация муниципального образования город Горячий Ключ
Ответчик: ООО "Строительная компания "Граунд", ООО СК "Граунд"
Третье лицо: Департамент Имущественных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2735/11