10 августа 2011 г. |
Дело N А55-3469/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 года по делу N А55-3469/2011, судья Бойко С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН: 1066376008797), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН: 1046300581590), г. Самара,
третье лицо:
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа, изложенного в сообщении от 31.01.2011 г. N 26/087/2010-2 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью " Лидер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, регистрирующий орган) в государственной регистрации договора аренды N 109/07 от 31.12.2008 г. лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:26:1403009:0016, площадью 4,35 га, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, квартал 100 с обязанием осуществить государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Принимая судебный акт, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности на спорном лесном участке.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственная регистрация договора аренды возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так как в государственной регистрации права собственности на данный лесной участок за Российской Федерацией отказано (сообщение об отказе N 26/085/2010-223 от 31.03.2011), то регистрация сделки - договора аренды не представляется возможной.
В представленных на государственную регистрацию документах наличествует разночтение в адресной части объекта.
Отмечает, что вывод суда первой инстанции о достаточности правовых оснований, позволяющих провести государственную регистрацию указанного договора аренды лесного участка, является неправомерным.
Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного решения применительно к частям 1-3 статьи 270 АПК РФ.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 22.07.2011 г. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве на жалобу ссылается на неправомерность довода ответчика об отсутствии регистрации права федеральной собственности за Российской Федерацией на спорный земельный участок.
Считает, что материалами дела подтверждено, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности РФ на участок лесного фонда площадью 11326 га по адресу: Самарская область, Красноярский лесхоз, Красноярское лесничество, кварталы N N 1-123, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 г. Тот факт, что спорный земельный участок находится по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал 100, выдел 24, 27, 28, 30, 31 подтверждает регистрацию права собственности на него за РФ. Считает, что согласно Сообщению от 31.01.2011 года разночтение в представленных на государственную регистрацию документах не являлось основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды. Содержащаяся в приложении N 1 к договору схема расположения и границы лесного участка более четко конкретизирует местоположение лесного участка. В то же время, противоречий в указании местоположения лесного участка, влияющих на его идентификацию, представленные на регистрацию документы не содержат. Адрес в п. 2 договора указан исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 109/07 от 31.12.2008 г. лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:26:1403009:0016, площадью 4, 35 га, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, квартал 100, заключенного с департаментом лесного хозяйства Самарской области.
Регистрирующий орган сообщением от 31.01.2011 г. N 26/087/2010-2 в государственной регистрации договора аренды отказал, мотивировав отказ отсутствием первичной регистрации права Российской Федерации на лесной участок; расхождением в адресе в пункте 2 договора и в приложении N 1 к нему; непредставление на государственную регистрацию акта приема-передачи, являющегося приложением N 2 к договору (том 1 л.д.9-10).
Заявитель, посчитав отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
Моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договора аренды.
На указанный момент действовал Лесной кодекс РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. 01-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 г.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 г. N 9, департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области", департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции право аренды на спорный земельный участок было приобретено закрытым акционерным обществом "ЯрСтройИнвест" по результатам лесного конкурса.
Между ЗАО "ЯрСтройИнвест" и Красноярским лесхозом был заключен договор на аренду части участка лесного фонда от 02.10.2006 года, который был зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с условиями данного договора в аренду предоставлен участок лесного фонда для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года.
На основании соглашения N 1 от 26.12.2006 г. ЗАО "ЯрСтройИнвест" передало заявителю права и обязанности по вышеназванному договору аренды.
31.12.2008 г. Департаментом лесного хозяйства Самарской области было принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 02.10.2006 г. между ЗАО "ЯрСтройИнвест" и Красноярским лесхозом, на договор аренды лесного участка с заявителем с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Красноярское лесничество, квартал N 100, и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности (том 1 л.д.72).
Между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и заявителем был заключен договор аренды лесного участка N 109/07 от 31.12.2008 г. (том 1 л.д.12-15).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что указанный договор аренды от 31.12.2008 г. является юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Неоснователен довод регистрирующего органа о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки явилось основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Согласно материалам дела в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (лесные земли) площадью 11326 га по адресу Самарская область, Красноярский лесхоз, Красноярское лесничество, кварталы N N 1-123, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 г.
Обоснованно не принят судом первой инстанции и довод регистрирующего органа о невозможности государственной регистрации спорного договора аренды в связи с расхождениями в адресе лесного участка, содержащемся в пункте 2 договора от 31.12.2008 г. и в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета.
Указанный лесной участок прошел кадастровый учет, следовательно, может быть идентифицирован по данным (в том числе адресу), содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 договора, лесной участок из земель лесного фонда площадью 4, 35 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору для осуществления рекреационной деятельности, имеющий местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 100, является частью лесного участка из земель лесного фонда площадью 11326 га, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, с кадастровым номером 63:26:1403009:0016.
В приложении N 1 к договору содержится схема расположения и границы лесного участка Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 100, выделы 24, 27, 28, 30, 31 площадью 4, 35 га.
Указанное свидетельствует о том, что содержащаяся в приложении N 1 к договору схема расположения и границы лесного участка более четко конкретизирует местоположение лесного участка. В то же время противоречий в указании местоположения лесного участка, влияющих на его идентификацию, представленные на регистрацию документы не содержат. Адрес в пункте 2 договора указан исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (том 1 л.д.20).
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 года по делу N А55-3469/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3469/2011
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарско йобласти
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7107/11