г. Хабаровск
03 августа 2011 г. |
N 06АП-2904/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Реликт" (680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 43 б; ОГРН 1082721447258): Азарнина И.В. - представитель по доверенности от 11.01.2011 б/н;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (679016, г. Биробиджан, ул. Советская, 111, ОГРН 1047900045016): Калашников Ю.А. - представитель по доверенности от 27.07.2011 N 4; Асанов Н.В. - представитель по доверенности от 17.01.2011 N 1;
от прокуратуры Смидовического района (679150, п. Смидович, пер. Партизанский, 1): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Реликт"закрытого акционерного общества "Реликт"
на решение от 14.06.2011
по делу N А73-2819/2011
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Калашниковым А.Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Реликт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
третье лицо: прокуратура Смидовичского района
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Реликт" (далее - ЗАО "Реликт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 15.03.2011 N 19 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Третьим лицом по настоящему делу привлечена прокуратура Смидовичского района (далее - прокуратура).
Решением суда в удовлетворении заявленных ЗАО "Реликт" требований отказано.
ЗАО "Реликт", не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы не согласен с ссылками мотивировочной части решения на положения статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации. Общество считает, что судом первой инстанции не приняты во внимание Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, ОДН 218.010-98 "Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ", утвержденные Приказом ФДС России от 26.08.1998 N 228, "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденные письмом Минтранса России от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, в соответствии с которыми ледовые переправы могут быть частью временных зимних дорог (атозимников). Указывает, что содержащееся в пункте 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ исключение касается движения транспортных средств по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, к которым, по его мнению, относятся и ледовые переправы. Общество считает не доказанным факт принадлежности ему указанных в постановлении административного органа транспортных средств, ожидавших переправу на автозимнике. По мнению общества, вредное воздействие на водные объекты при эксплуатации переправы предполагается, компенсация данного ущерба обществом произведена в установленном порядке.
Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет изложенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно, по изложенным в них основаниям.
Заслушав представителей ЗАО "Реликт" и Управления Роспотребнадзора, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемого судебного актов, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Роспотребнадзора от 14.02.2011 N 26 проведено рейдовое мероприятие на территории Смидовичского района в 6 км. на северо-восток от села Песчаное.
По результатам рейда составлен акт от 15.02.2011, в котором зафиксирован факт обнаружения в водоохраной зоне реки Урми производственной базы ЗАО "Реликт", предназначенной для обслуживания ледовой переправы через эту реку. На территории базы зафиксировано нахождение бытового вагончика, автомобилей марки ГАЗ-66 без государственного номера и Урал-Лесовоз, вездехода БАТ, загруженного лесом автомобильного прицепа, бочек из под ГСМ в количестве 10 штук, 6 кислородных баллонов, 4 использованных покрышек, мотопомпы со смазочным маслом. В акте отражено, что вездеход БАТ и автоприцеп расположены непосредственно в русле реки, остальные объекты - в пределах пятидесятиметровой береговой полосы.
Усмотрев в действиях ЗАО "Реликт" нарушение требований к охране водных объектов, 18.02.2011 прокуратурой в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
15.03.2011 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области по материалам дела вынесено постановление N 19, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Частью 4 данной нормы предусмотрено, что ширина водоохранной зоны для рек протяженностью от пятидесяти километров и более устанавливается в размере двухсот метров. В рассматриваемом случае ширина водоохранной зоны реки Урми составляет двести метров.
Пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Исходя из положений части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Реликт" на основании договора аренды лесного участка от 18.02.2010 N 0128/2010 арендует лесной участок в Уликанском лесничестве Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
15.11.2010 Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству принято решение N 10/654/05 о согласовании обществу работ при строительстве и эксплуатации ледовой переправы через реку Урми в зимний период 2010-2011 при строгом соблюдении природоохранного законодательства. Обществом разработан проект по строительству и эксплуатации ледовой переправы и пояснительная записка к нему, где также предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение требований пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ, выразившееся в размещении и строительстве в водоохраной зоне производственной базы для обслуживания ледовой переправы, размещении отходов производства и устройстве мест стоянки техники.
Поскольку частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации эксплуатация хозяйственных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии определенных данной нормой условий, судом первой инстанции обоснованно признан неправомерным довод административного органа о недопустимости размещения в водоохраной зоне реки производственной базы для обслуживания ледовой переправы.
Между тем, факт стоянки в водоохраной зоне реки Урми транспортных средств - автомобилей ГАЗ-66 и Урал-Лесовоз, вездехода БАТ, автомобильного прицепа, загруженного лесом, подтверждается актом проверки от 15.02.2011, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2011, фотоматериалами, на выполнение которых указано в данном постановлении, и оспариваемым постановлением о назначении административного наказания.
Таким образом, ЗАО "Реликт" нарушены требования к охране водных объектов, поскольку в водоохранной зоне запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Доказательств того, что обнаруженные в водоохраной зоне реки Урми транспортные средства являются специальными транспортными средствами, равно как и того, что их стоянка находилась на дороге и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, в деле не имеется.
Доводы ЗАО "Реликт" о том, что указанные транспортные средства ему не принадлежат, отклоняются как не состоятельные, поскольку именно обществу согласовано проведение работ при строительстве и эксплуатации ледовой переправы через реку Урми и оно обязано обеспечить на отведенной территории соблюдение требований по охране водного объекта.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательств того, что общество не имело возможности для соблюдения требований к охране водных объектов, в дело не представлено.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ЗАО "Реликт" состава вменяемого административного правонарушения, является верным.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Ссылки апелляционной жалобы на ОДН 218.010-98 "Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ" отклоняются, поскольку в деле не имеется доказательств того, что возводимая обществом переправа получила такой статус в порядке, предусмотренном пунктом 1.5 указанных ОДН.
Также не могут быть приняты во внимание ссылки общества на Правила дорожного движения, Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, которыми к дорогам отнесены "обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения" и "сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта" в связи с отсутствием в деле доказательств наличия таких дорог в месте нахождения транспортных средств, зафиксированных в акте проверки.
Доводы апелляционной жалобы о скоплении транспортных средств, ожидавших переправу по причине технической неисправности одного из них, компенсации ущерба водным биологическим ресурсам, произведенной ЗАО "Реликт", в полном объеме исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылки суда в мотивировочной части решения на положения статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 56 Водного кодекса РФ не повлекли принятие незаконного судебного акта.
С учетом изложенного, судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.06.2011 по делу N А73-2819/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2819/2011
Истец: ЗАО "Реликт"
Ответчик: Управление службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназора) по ЕАО
Третье лицо: Прокуратура Смидовичского района ЕАО