Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 мая 2007 г. N КГ-А40/3720-07-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 мая 2007 г.
Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования Московская академия государственного и муниципального управление (далее - ФГОУ МАГМУ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту имущества города Москвы о признании права федеральной собственности на часть здания общей площадью 2404,8 кв.м., расположенного по адресу, г. Москва. Товарищеский пер., д. 19. стр. 1. и обязании передать указанную часть здания на баланс ФГОУ МАГМУ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ГУ ФРС по Москве, Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (далее - Росимущество).
Исковые требования заявлены со ссылкой на статьи 12, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приложение N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 и мотивированы тем, что спорный объект недвижимого имущества, до разграничения государственной собственности переданный высшему учебному заведению (ВИПК Госснаба СССР, правопредшественник), относится исключительно к уровню федеральной собственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 января 2006 года по делу N А40-69796/05-6-435, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2006 года, в удовлетворении иска отказано. Суд обеих инстанций пришел к заключению, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права и что спорное здание, ранее представлявшее собой объект жилого фонда, в силу Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 является муниципальной собственностью, причем право собственности города Москвы на спорные помещения зарегистрировано в установленном порядке.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2006 года указанные решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что в обжалованных судебных актах суд не привел мотивы, по которым он отклонил довод истца и третьего лица (Росимущества) о том, что право федеральной собственности на спорное имущество возникло на основании п. 3 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, как на имущество, переданное к моменту разграничения государственной собственности высшему учебному заведению - Институту подготовки и переподготовки коммерческих кадров в области маркетинга и логистики Госкомобеспечения РСФСР (правопредшественник истца).
При новом рассмотрении цела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать право федеральной собственности па нежилые помещения общей площадью 2404,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, Товарищеский пер., д. 19, стр. 1, в том числе:
- подвальное помещение площадью 60 кв.м.: помещение I. комнаты NN 1, 2:
- этаж 1-й площадью 677,6 кв.м.: помещение 1, комнаты NN 1-51;
- этаж 2-й площадью 697,7 кв.м.: помещение Т. комнаты NN 1-47;
- этаж 3-й площадью 765.3 кв.м.: помещение 1, комнаты NN 1-42;
лестничные клетки:
- этаж 1-й А, Б, В, Е общей площадью 47,2 кв.м.;
- этаж 2-й А, Б, В, Н общей площадью 53,3 кв.м.;
- этаж 3-й Б, Е общей площадью 27.5 кв.м.;
- этаж 4-й Н общей площадью 14.8 кв.м.; подсобное помещение по чердаку - 61,4 кв.м:,
а также признать право оперативного управления ФГОУ МАГМУ на нежилые помещения общей площадью 2404,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва. Товарищеский пер., д. 19. стр. 1, в том числе:
- подвальное помещение площадью 60 кв.м.: помещение I, комнаты NN 1, 2;
- этаж 1-й площадью 677.6 кв.м.: помещение I. комнаты NN 1-51;
- этаж 2-й площадью 697.7 кв.м.: помещение I. комнаты NN 1-47;
-этаж 3-й площадью 765,3 кв.м.: помещение I, комнаты NN 1-42: лестничные клетки:
- этаж 1-й А, Б, В, Е общей площадью 47,2 кв.м.:
- этаж 2-й А, Б, В, Е общей площадью 53,3 кв.м.:
- этаж 3-й Б, Е общей площадью 27,5 кв.м.;
- этаж 4-й Е общей площадью 14,8 кв.м.; подсобное помещение по чердаку - 61,4 кв.м.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечено Московское городское бюро технической инвентаризации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 2 октября 2006 года по делу N А40-69796/05-6-435, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2007 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент имущества города Москвы просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в иске, указывая на то, что спорное имущество находилось в ведении Исполкома Московского городского Совета депутатов и было передано истцу в аренду в 1985 году. Также заявитель считает, что вывод суда о наличии у ФГОУ МЛГМУ права оперативного управления на спорный объект недвижимости на основании распоряжения Президента Российской Федерации противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании представители Департамента имущества города Москвы поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представители ФГОУ МАГМУ и Росимущества возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая ее доводы несостоятельными, а решение и постановление законными и обоснованными.
Представители ГУ ФРС по Москве и Московского городского бюро технической инвентаризации, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, для участия в заседании не явились.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, право собственности города Москвы на спорное имущество было зарегистрировано 12.11.2003 г. на основании Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необосновановано включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
ФГОУ МАГМУ является федеральным государственным образовательным учреждением и находится в ведении Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 26.04.1995 г. N 197-рп установлено, что спорное здание является федеральной собственностью, и подведомственные учебные заведения владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом на праве оперативного управления.
Таким образом, спорное помещение, используемое как имущество высшего учебного заведения - Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов материально-технического снабжения Госснаба СССР (правопредшественник истца) с 1985 года, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество использовалось высшим учебным заведением, суд правомерно сослался на пункт 3 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, в соответствии с которым высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, включение спорного здания в реестр собственности города Москвы не может быть признано соответствующим законодательству, нарушает право оперативного управления истца на данное имущество, в связи с чем суд правомерно удовлетворил исковые требования о признании федеральной собственности и права оперативного управления ФГОУ МАГМУ на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, Товарищеский пер., д. 19, стр. 1.
То обстоятельство, что право федеральной собственности не было зарегистрировано после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правового значения не имеет, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 названного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Доводы заявителя о том, что на спорное здание у истца не возникло право оперативного управления, так как это здание использовалось им по договору аренды, заключенному в 1985 году, не может быть признан обоснованным, поскольку до разграничения в 1991 году прав на государственную собственность существовал единый порядок использования государственного нежилого фонда в городе Москве, предусмотренный Положением о порядке предоставления и учета нежилых помещений в городе Москве, утвержденным решением исполкома Моссовета от 15.12.1981 г. N 3519. Согласно пункту 6 названного Положения нежилое помещение под определенные цели для конкретного вида деятельности предоставлялось в аренду на основании ордера Моснежилотдела.
С учетом изложенного выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, решение и постановление приняты в соответствии с нормами материалы ого права, подлежащими применению, нарушений норм процессуального права при принятии судебных актов судом не допущено, в связи с чем оснований для их изменения или отмены не имеется, кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 2 октября 2006 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-69796/05-6-435 и постановление от 24 января 2007 года N 09АП-16846/2006-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по указанному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2007 г. N КГ-А40/3720-07-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании