14 ноября 2006 г. |
Дело N А35-13896/05-С12 |
г.Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2006 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2006 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суховой И.Б.,
судей Барковой В.М.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания Пучниной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Курчатова, г.Курчатов Курской области, на решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2006 года по делу N А35-13896/05-С12 (судья Валеева Т.В.),
при участии:
от Администрации города Курчатова: Семенихиной Л.В., главного специалиста-юрисконсульта комитета по управлению имуществом, доверенность N 3065 от 02.10.2006 г., паспорт серии 3802 N 562403 выдан Курчатовским ГРОВД Курской области 13.06.2002 г.,
от ФГУП "Концерн "Росэнергоатом", ТУФА по управлению федеральным имуществом по Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области, МУП ЖКХ г.Курчатова, Управления ФРС по Курской области, ФГУП "Ростехинвентаризация" в лице Курского филиала, ТУФА по управлению федеральным имуществом по г.Москве: представители не явились извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Курчатова Курской области /далее - Администрация, истец/, г.Курчатов Курской области, обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями /с учетом уточнения/ к Федеральному государственному унитарному предприятию "Концерн "Росэнергоатом" в лице филиала "Курская атомная станция" /далее - ФГУП "Концерн "Росэнергоатом", ответчик/, г.Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курской области /далее - ТУФА по управлению федеральным имуществом по Курской области/, г.Курск, Комитету по управлению имуществом Курской области /далее - Комитет/, г.Курск, о признании права собственности за муниципальным образованием "Город Курчатов" на здание картофелехранилища, литер Б2, площадью 472,7 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, город Курчатов, база ОРСа.; исключении из реестра федерального имущества здания картофелехранилища; признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения данного объекта недвижимости за ФГУП "Концерн "Росэнергоатом"; истребовании имущества - здания картофелехранилища из незаконного владения ФГУП "Концерн "Росэнергоатом".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, были привлечены Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.Курчатова /далее - МУП ЖКХ г.Курчатова/, г.Курчатов Курской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области /далее - УФРС по Курской области/, г.Курск, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация" в лице Курского филиала /далее - ФГУП "Ростехинвентаризация" в лице Курского филиала/, г.Курск.
Определением Арбитражного суда Курской области от 27.03.2006 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве /далее - ТУФА по управлению федеральным имуществом по г.Москве/, г.Москва.
Решением от 26 июня 2006 г. Арбитражный суд Курской области отказал Администрации города Курчатова Курской области в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Курчатова Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В качестве основания для отмены решения заявитель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что у суда первой инстанции не было оснований для отказа в иске в связи с истечением срока исковой давности, поскольку о нарушении своего права Администрация города Курчатова узнала только 8 ноября 2005 года после получения ответа из Курчатовского отдела УФРС по Курской области о регистрации спорного объекта на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Концерн "Росэнергоатом", до этого права Администрации города Курчатова нарушены не были, так как спорный объект в силу закона относился к муниципальной собственности и был включен в реестр муниципальной собственности.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Из отзыва, представленного ТУФА по управлению федеральным имуществом по Курской области, следует, что ответчик не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение правомерным. Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения ответчиков и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации /далее - АПК РФ/.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Курской области от 26 июня 2006 года следует отставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и на основании Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп, Курчатовский городской совет народных депутатов Курской области принял решение N 7/18 от 3 апреля 1992 года "О передаче объектов розничной торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения в муниципальную собственность".
Согласно указанному решению склады базы ОРСа государственного предприятия "Курская атомная электростанция", в том числе картофелехранилище, переданы в муниципальную собственность.
В июле 1993 года было зарегистрировано муниципальное предприятие "Торговое объединение "Ритм", в состав имущества которого были включены вышеназванные склады базы ОРСа.
В соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 2 августа 1994 года N 284 и распоряжением Комитета по управлению имуществом города Курчатова от 22 сентября 1994 года N 35 муниципальное предприятие "Торговое объединение "Ритм" вместе с имуществом было передано в хозяйственное ведение Курской атомной электростанции сроком на 5 лет для возможности обеспечения овощами и картофелем закрытую сеть и население города Курчатова.
Постановлением Главы города Курчатова от 14 июня 1996 года N 233 картофелехранилище было передано МУП ЖКХ г.Курчатова в хозяйственное ведение.
По постановлению Главы города Курчатова от 20 августа 2001 года N 394 картофелехранилище было изъято из хозяйственного ведения МУП ЖКХ г.Курчатова и передано в оперативное управление Администрации г. Курчатова. По состоянию на 1 января 2005 года данный объект недвижимости был включен в реестр муниципальной собственности г. Курчатова.
Вместе с тем, еще в 2001 году Комитетом по управлению имуществом Курской области было выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием "Курская атомная электростанция", в том числе здания картофелехранилища.
Шестнадцатого августа 2001 года Курское учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 29 июня 2001 года N 0223/516 выдало государственному предприятию "Курская атомная электростанция" свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание картофелехранилища.
В результате реорганизации государственного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (концерн "Росэнергоатом") путем присоединения к нему федеральных государственных унитарных предприятий атомной энергетики правопреемником государственного предприятия "Курская атомная электростанция" является ФГУП "Концерн "Росэнерготом".
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним здание картофелехранилища, литер Б2, площадью 472,7 кв.м., расположенное по адресу: Курская область, город Курчатов, База ОРСа, зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Концерн "Росэнергоатом".
Администрация города Курчатова, ссылаясь на приложение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп, обратилась в Арбитражный суд Курской области с настоящими исковыми требованиями /с учетом уточнения/.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, полно и всесторонне установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в перечень которых входят, в том числе предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.1998 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность". Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, N 2 и N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с Приложением 3 к названному выше Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 г. к объектам муниципальной собственности отнесены предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).
В рассматриваемом случае спорный объект - здание картофелехранилища, литер Б2, площадью 472,7 кв.м., расположенное по адресу: Курская область, город Курчатов, База ОРСа, как правильно указал суд первой инстанции, в силу закона относится к муниципальной собственности.
Арбитражным судом при рассмотрении спора установлено, что постановлением Главы города Курчатова N 284 от 2 августа 1994 года спорное имущество было передано государственному предприятию "Курской атомной электростанции" в хозяйственное ведение сроком на 5 лет - до августа 1999 г., и впоследствии, по истечению указанного срока, спорное имущество находилось во владении указанного предприятия, использовалось им по прямому назначению и фактически не изымалось и новому владельцу не передавалось.
Зарегистрированное за указанным юридическим лицом (впоследствии ФГУП "Концерн "Росэнергоатом") право хозяйственного ведения в установленном порядке никем оспорено не было, основания возникновения этого права недействительными также не признаны.
С учетом имеющихся доказательств, по мнению суда апелляционной инстанции, Администрация города Курчатова своевременно и в полном объеме не реализовала своих правомочий, как собственника, в отношении спорного имущества и не предприняла предусмотренных законом мер по его истребованию, обратившись в арбитражный суд за защитой своих прав только 06.12.2005 г., т.е. с пропуском срока исковой давности.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, а также положения статей 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске Администрацией города Курчатова срока исковой давности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы были известны суду первой инстанции, исследовались и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда, представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что, рассматривая спор, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
На основании изложенного оснований для отмены решения Арбитражного суда Курской области от 26.06.2006 г. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Федеральный бюджет, т.к. заявитель жалобы освобожден от ее уплаты при рассмотрении споров в арбитражном суде в силу пп.1 п.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 267-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2006 г. по делу N А35-13896/05-С12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Курчатова, г.Курчатов Курской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
В.М. Баркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-13896/2005
Истец: Администрация г.Курчатово
Ответчик: Управление территориального Федерального агенстваи по управлению федерального имущества Курской обл., Филиал ФГУП Концерна "Росэнергоатом" "Курская атомная станция"
Третье лицо: МУП ЖКХ г. Курчатова, УФРС Курской области, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация " по Курской обл.
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2006 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2098/06